Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионализм и модели специалиста




Психология профессионализма — один из разделов психологии труда, находящийся на пересечении психологии труда и акмеологии [88] (см. рис. 2.1).

А. К. Маркова в связи с характерной ролью человека в процессе деятельности и отношения к ней выделяет разные виды труда, отражающие личностную и профессиональную зрелость человека, этапы его восхождения на вершину профессионализма [88]:

Труд по самообслуживанию Человек — индивид
Потребительный труд Человек — работник
Общественно-полезный труд Человек — социальный индивид
Исполнительный производительный труд Человек — деятель
Квалифицированный производительный труд Человек — специалист
Совместный организованный производительный труд Человек — участник совместного труда
Свободный самостоятельный производительный труд Человек — субъект труда

9.8. Профессионализм и модели специалиста 277

Труд по самообслуживанию Человек — индивид
Профессиональный производительный труд Человек — профессионал, компетентный деятель
Творческий производительный труд Человек-творец — изобретатель, новатор, суперпрофессионал

Профессионализм понимается как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда («нормативный профессионализм»); «реальный профессионализм» отражает факт обладания человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой личности [88, с. 31]. Смежным с профессионализмом является понятие компетентности — совокупности знаний, осведомленности, авторитета в какой-либо области.

Различаются следующие виды профессиональной компетентности:

специальная компетентность — высокий уровень владения профессиональной деятельностью, способность проектировать свое профессиональное развитие;

социальная компетентность — владение приемами профессионального общения, сотрудничества, позволяющими успешно выполнять совместную деятельность, ответственность за результаты своего профессионального труда;

личностная компетентность — владение приемами самовыражения и саморазвития, средствами противодействия профессиональной деформации личности;

индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития личности в рамках профессии, умение рационально организовать свой труд — без перегрузок, хронической усталости, возрастного снижения продуктивности [88, с. 34-35].

Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой труда. В профессиях типа «человек-человек» особое значение приобретает подсистема психологической компетентности, обеспечивающая эффективное взаимодействие в субъект-субъектных отношениях. Психологическую компетентность понимают как систему знаний о человеке как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, включенном в межличностное взаимодействие, которая обеспечивает его эффективность. В свою очередь в психологической компетентности различают несколько подсистем:

278 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

♦ социально-перцептивную (знание людей в силу наблюдательности и проницательности);

♦ социально-психологическую (знание закономерностей поведения и деятельности человека, включенного в социальную группу);

♦ аутопсихологичёскую (самопознание, самооценка, самоконтроль эмоций, состояний, работоспособности, поведения, а также самоэффективность);

♦ коммуникативную (знание стратегий и методов эффективного общения);

♦ психолого-педагогическую (знание методов осуществления влияния).

При акмеологическом подходе профессионализм понимается не только как условие достижения высоких профессиональных результатов, но и в широком смысле — как успешность реализации человека в жизни; профессионализм понимается как своеобразие психологической организации личности, в том числе как отношение человека к труду и состоянию своих профессионально важных качеств. Поэтому можно различить две стороны профессионализма: состояние мо-тивационной сферы человека (мотивы, смыслы, цели, удовлетворенность трудом) и состояние операционной сферы (приемы, средства деятельности, способности, знания, умения, навыки) [88, с. 39-41]. Интеграция вышеуказанных составляющих выражается в понятии «модель специалиста».

В модели специалиста отражаются объем и структура профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений человека, в совокупности характеризующих его как члена общества. Различают модель специалиста и модели подготовки специалиста, модели начинающего, опытного и успешного специалиста. Модель специалиста может включать следующие компоненты:

♦ профессиограмму (описание психологических требований профессии к деятельности и личности человека);

♦ профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста, его профессиональных задач в условиях конкретной должности — на данном рабочем месте);

♦ квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды) [88, с. 20-22].

9.9. Парадигмы психологии труда 279

9.9. Парадигмы психологии труда1

В конце XX в. доминировали устойчивые тенденции локализации во времени и в пространстве различных оценок человека в зависимости от его принадлежности к социальной группе, особенностей организации (предприятия, фирмы). Заметно изменяются установки и парадигмы: от оценки реальной деятельности субъекта — к оценке потенциала человека, от вероятной оценки результативности труда в целом к успешности на конкретном рабочем месте в определенный период времени, от оценки профессиональной пригодности человека к профессии в целом — к оценке его профессиональной успешности в широком социальном смысле.

Происходит переход от абсолютной и окончательной оценки к относительной (феномены индивидуального стиля деятельности, психологической ниши и т. д. [62, 64, 72, 92, 123]); от объективированной и формализованной оценки человека только как индивида и субъекта (на основе строгих и однозначных формальных критериев и нормативов) — к субъективной оценке человека человеком, т. е. — его партнерами по совместной деятельности. Постепенно и параллельно происходит переход от парадигмы оценок исключительно эффективности труда человека как индивида за ограниченный и формально контролируемый период времени работы на конкретном рабочем месте к парадигмам, сопряженным с множеством контекстов отношения человека к труду, его результатам, межличностных взаимодействий со-субъектов совместной деятельности, межличностного восприятия, отношения и пр. [63, 113].

Шаг за шагом происходит переход к оценкам ПВК как более сложным психологическим образованиям — от «элементарных», «комплексных» и «интегральных» ПВК к пониманию ПВК как формируемых в самой деятельности и в высшей степени специфичных функциональных систем [16, 21, 127, 141 и др.] и, следовательно, более регулируемым как посредством изменения технических средств организации труда, организации коммуникаций, так и посредством изменения мотивации, обучения, развития человека в целом как личности (сен-зитивности, эмпатии, аутопсихологической компетентности и пр.).

Данный раздел предназначен специально для тех читателей, кто считает необходимым для себя дальнейшее углубление своих знаний по специальности, для тех, кто уже готов к проблемному изложению знаний по дисциплине, для тех, кто догадывается, что наука — это постоянно развивающаяся система по правилу «тезис — антитезис — синтез».

280 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

В целом постоянно расширяется диапазон и многозначность оценок субъекта труда и соответственно все чаще можно говорить о локальности любых оценок и прогноза его ограничений. Например, аттестация персонала — это уже не абсолютная и безусловная оценка труда человека за определенный период времени, а инструмент управления человеческими ресурсами: специфическая обратная связь, позволяющая узнать работнику мнение руководителей о его работе, это основание для принятия разных решений — обучения, переобучения, выдвижения в резерв, изменения категории. Постепенно расширяются возможности эффективного использования потенциала отдельного субъекта за счет потенциалов его партнеров, контактной социальной группы при совместной деятельности людей (феномены «управленческой команды», «проектной группы» и т. п.). Следовательно, имеет место не только дальнейшее разделение труда, но и использование новых, порождаемых им же ресурсов — за счет гибкости перераспределения трудовых функций «здесь и сейчас» в зависимости от совокупности условий, задач, индивидуальных особенностей субъектов совместной деятельности и порождаемых ею социально-групповых эффектов.

В этих процессах отражается поэтапное преодоление доминирующей первоначально скрытой научной парадигмы «изоморфизма пространства деятельности субъекта» — предположения о физической и психологической равномерности рабочего пространства, об инвариантности качеств человека как субъекта труда. Совокупность социально-психологических феноменов совместной деятельности и индивидуальных особенностей субъектов создают, скорее, противоположные условия — неравномерность и даже дискретность пространства трудовой деятельности, вариативность функциональных состояний и потенций человека труда [123]. Из такой постановки вопроса следует цепочка следствий — о неиспользованных ресурсах оптимальной организации операций, действий, деятельности людей в целом.

Если первоначально в «научном управлении» трудом именно требования совместной профессиональной деятельности порождали необходимость жесткой оценки актуального «вклада» каждого ее со-субъекта, то позже сам факт очевидности разделения действий людей в их труде стал определять новые потенциальные возможности объединения. Это стало возможным благодаря комбинации компонентов их деятельности, сочетанию актуальных и даже потенциальных индивидуальных возможностей каждого из со-субъектов, их ПВК — за счет улучшения оперативного и стратегического управления взаи-

9.9. Парадигмы психологии труда 281

модействнями людей (ротация, обучение, формирование временных групп и др.).

Постоянно расширяется «интерфейс» в системе «человек-техника» — как становление и развитие новых звеньев опосредствования, новых возможностей согласования индивидуальности субъекта и особенностей техники и технологий (от элементарной регуляции высоты рабочего кресла до изменения дизайна компьютерной «мышки» для леворуких и формы панели с клавиатурой, от нормирования труда исполнителя до побуждения работника к составлению долгосрочных планов их профессионального и творческого развития).

Понятно, что на данном этапе «диалектической спирали» оценок профессиональной пригодности человека и ПВК субъекта труда вновь становятся актуальными вопросы критериев оценок, градации математической шкалы, используемой для этих оценок, динамики показателей и др. Один из них — «субъективность восприятия ПВК партнеров». Закономерности восприятия друг друга субъектами совместной деятельности, регистрируемые в цикле независимых исследований, дают серьезный повод обратить внимание на важный исторический аспект изменения самого содержания проблемы профессионально важных качеств (ПВК). Первоначально логика развития общественного производства и отражающая ее логика науки определялась жесткой объектной, предметной детерминированностью ПВК субъектов. В соответствии с разделением производственных процессов более или менее жестко выделялись типовые трудовые посты и отдельные рабочие места, на которых совокупность требований труда к субъекту предопределяла выделение ключевых или необходимых ПВК. Эти требования часто экстраполировались и на профессию в целом.

В конце XX в. особенности становления и развития организаций несколько изменились: увеличилось число малых предприятий, ускорился процесс смены стадий развития, мера интеграции трудовых функций на многих рабочих местах; прогрессивно возрастает роль информационных технологий в производстве и изменении содержания самого труда, управленческих команд и других коллективных процессов в организации и управлении трудом. Таким образом, множество технологических функций общественного производства все более опосредуется межличностными отношениями субъектов даже в системах «субъект-объект». Характер деятельности отдельного субъекта все более зависит от особенности интеграции его индивидуальной деятельности в совместном труде с другими людьми, где субъектив-

282 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

ность восприятия его социальной активности и роли в коллективе становится все более весомой.

Следовательно, уже не только объектно-предметная заданность ПВК, но их индивидуально-своеобразное восприятие каждым из взаимодействующих субъектов становится все более важным фактором для конечного результата труда. Парадоксально, но восприятие субъектами ПВК своих партнеров становится едва ли не более значимым, чем объективное наличие этих ПВК у конкретного работника.

Совокупность полученных данных на достаточно представительных выборках подводит нас к проблеме успешного взаимодействия индивидуальностей, в которой часть ее — восприятие субъектами ПВК партнеров или в более широкой формулировке А. А. Бодалева (1982) — восприятие человека человеком.

В развитии представлений ученых и практиков о сущности профессиональной пригодности человека на протяжении минувшего столетия можно выделить несколько характерных этапов.

В начале XX столетия исследователями выделялись «способности» (подготовленность, знания, умения, навыки). Этот научный подход соответствовал стабильным условиям труда в продолжение всей профессиональной карьеры работника, преобладанию физического и частично механизированного труда, сравнительно низкой квалификации работников, их низкому образовательному цензу, отсутствию инвестиций в образование субъекта труда. Если первоначально психологии выделяли общие, глобальные и диффузные детерминанты поведения человека, его характера, личности — от биологических до социальных (Адлер А., Выготский Л. С, Фрейд 3. и др.), то к 1930-м гг. развитие производства, потребности в надежном прогнозе поведения и успешности трудовой деятельности человека приводят к утверждению вероятностно-статистических моделей — аттитюдов, черт личности, к появлению многофакторных моделей личности и интеллекта (Спирмен К., 1927; Олпорт Г, 1937; Терстоун Л., 1941; Кеттелл Р., 1946 и др.). Их конкретизация и апробирование на практике прогноза успешности профессиональной деятельности людей приводит к выделению сим-птомокомплексов разных по своей природе качеств субъекта деятельности.

Последовательно возрастает динамичность многих социальных процессов, проявляющихся, в частности, в расширении возможностей профессиональной карьеры людей, стартующих из разных социальных ниш, возможности успешного изменения человеком специальности и даже профессии на протяжении карьеры. С середины

9.9. Парадигмы психологии труда 283

XX столетия в психологии утверждается понятие «профессионально важные качества» (ПВК) как предписание требованиям профессии в целом или определенного трудового поста симметричного набора качеств человека, необходимых или желательных для успешного выполнения им работы, быстрого и успешного обучения. Оба ряда характеристик — объекта и субъекта принимаются как достаточно инвариантные и широкие по своему составу. В центре внимания и оценки по-прежнему остается субъект, но уже в совокупности его устойчивых и изменчивых ПВК, не всегда наличных или достаточно развитых в момент оценки (знания, умении, навыки, мотивация, саморегуляция и морально-волевые качества, когнитивные и метакогнитивные стратегии и т. п.). ПВК содержательно интерпретируются разными учеными в чрезвычайно широком диапазоне, а само понятие ПВК обнаруживает тенденцию выхода за пределы актуального состояния и профессиональной подготовленности субъекта.

Несколько позже, в 1960-1980-е гг. профессиональная пригодность начинает рассматриваться как интегральное свойство системы — системы «человек - техника - среда». Такой подход исходит из посылок возможности взаимной адаптации человека и техники в процессе трудовой деятельности; возможности некоторого изменения технологии; парадигмы «активного субъекта» («активного оператора» и т. п.), управляющего своим восприятием действительности и поведением, учитывающего свои индивидуальные особенности, формирующего свой индивидуальный стиль деятельности. При таком подходе акцент в оценке ПВК субъекта смещается на систему в целом — на взаимодействующего с техникой субъекта.

В конце 1980-х в гуманитарных науках начинает утверждаться понятие «компетентность». Возрастающая динамичность развития технологий и средств труда, трудности прогноза которых приводят к необходимости учитывать как актуальные, наличные узкофункциональные знания, умения, навыки работника, так и выходящие за пределы формализации — потенциальные знания, потенциальная обучаемость, общая и специальная эрудиция — как широкий культурный базис человека как личности, а не только лишь как индивида и субъекта труда.

С середины 1990-х гг. в зарубежную психологию вводится понятие «компетенций» (competency — Mathis R. L., Jackson J. H., 2000, и др.) — знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых обязанностей. При данном подходе имеет место локализация, выделение и периодическая переоценка требова-

284 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

ний деятельности на каждом рабочем месте быстро развивающейся организационной структуры (по времени, пространству, трудовым функциям, характеру их распределения в группе и др.). Сущность подхода состоит в систематической экспертизе конкретного рабочего места и конкретизации ПВК, ожидаемых от кандидата на должность в данный период деятельности организации. Типичный алгоритм выделения «компетенций»: анализ основных трудовых функций («анализ должности») — описание основных действий («описание должности») — формулирование «компетенций». Последний этап предполагает выделение нечетного числа (пяти-семи) ключевых компетенций; их содержательное описание и определение возможности измерения; последующую разработку параметров оценки и шкалы оценки качества; подбор психодиагностических методик или их разработку для тестирования кандидатов на должность.

Очевидно, что при этом изменяется масштаб решаемой задачи, учитывается мнение прямых экспертов — руководителей и специати-стов, которым предстоит непосредственно тесно взаимодействовать с кандидатом на должность. Выявление компетенций, как правило, проходит оперативно, посредством «мозгового штурма», без привлечения психологов и разнообразного научного инструментария. При таком подходе заметно смещается центр оценки и изменяется временной масштаб оценки профессиональной пригодности человека.

Возрастающий динамизм изменений в технологиях деятельности, в развитии трудовых отношений субъектов, а также становящаяся все более необходимой систематическая профессиональная переподготовка персонала и даже целесообразность периодической смены круга профессиональных обязанностей людей в последней четверти XX столетия порождают понятие «потенциал», еще далее выходящее за пределы актуальных возможностей и подготовленности человека.

С начала 1990-х гг. новое понятие очень быстро утверждается в ряде гуманитарных наук. Происходит дальнейшее смещение центра оценки профессиональной пригодности — на индивидуальность субъекта деятельности, но в другом измерении. Оцениваются, скорее, его возможности в будущем, в масштабе его жизни и профессиональной карьеры в целом. Оценке подлежит уже не столько результативность труда (любой ценой, при затратах любых ресурсов), а успешность деятельности (результативность, оптимальные психофизиологические затраты, удовлетворенность трудом, его социальной оценкой и многое другое); не только профессиональная состоятельность в настоящем, но и в отдаленном будущем, в целом — в масштабе жизни;

9.9. Парадигмы психологии труда 285

не узкопрагматично оценивается стоимость «рабочих рук», но в широком экзистенциальном контексте декларируется гуманистический подход к человеку как к личности с обязательным условием его развития в процессе трудовой деятельности.

И еще один аспект — устойчивое доминирование «нормативности» оценок «ординарного» субъекта деятельности. Если задуматься о высших достижениях неординарных людей, можно обратить внимание на то, что многие из них стартовали в профессию с крайне нежелательным на первый взгляд «отрицательным» симптомокомплек-сом. «Положительным» полюсом их профпригодности были лишь мотивация и еще какие-то особенности личности.

...От рождения А. Л. Чижевский обладал хилой и болезненной конституцией, что обусловило чуткую реактивность его организма на малейшие колебания внешней среды, в первую очередь — изменения погоды, и этот факт особенно заострил его внимание на роли внешних воздействий на нервную систему и физиологические отправления. Сквозь призму этого факта он воспринимал многие явления личной и общественной жизни. С годами это мироощущение приобрело для него некоторое принципиальное начало, сыгравшее свою роль в формировании его научных интересов {Голованов Л. В. Чижевский А. Л. (1897-1964) // Судьбы творцов российской науки. М., 2002. С. 305).

Судя по имени, таким физически слабым человеком был и Гиппократ, и, видимо, таков же был механизм формирования его «профессионально важных качеств»: наблюдательности и высокой чувствительности к воздействию разных средств на состояние организма, роли и характера действия «внешних условий через внутренние» при лечении человека. Тщедушный А. В. Суворов стал выдающимся полководцем. Генрих Шлп-ман, подросток с плохой памятью, состоялся как выдающийся археолог, как полиглот. Множество таких примеров проще заменить поэтической метафорой: «...Был слеп Гомер, / Был глух Бетховен / И Демосфен косноязык».

Итак, за период в одно лишь столетие пройден путь от попытки оценки очевидных требований профессии и критериев рационального выполнения работником отдельных действий (Ф. Тейлор) к оценке перспективности человека как работника в целом — в отношении ряда смежных видов деятельности как условия реализации всех общественно ценных задатков человека.

За этот период выделяются, содержательно и инструментально описываются разные «единицы» профессиональной пригодности: «способности» — «профессионально важные качества (ПВК)» — «компетентность» — «потенциал» — «...» — «...». Очевидно последо-

286 Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм

вательное движение от допускающих достаточно однозначное измерение элементарных психологических «единиц» (знание, навык, элементарные способности) ко все более сложным и все менее формально определяемым феноменам («ПВК», «потенциал»).

Что теряет и что приобретает наука в таком движении? Что дает и что отнимает такая интеграция гуманитарного знания, столь чуткая к диктату доминирующей идеологии (от прагматизма до экзистенциальной философии)? По существу, понятие «потенциал» сегодня еще очень немного может дать ученому в его возможности решения конкретных практических задач. Это понятие как-то очень легко и быстро вошло в научную лексику, не побуждая и не утруждая ученых к размышлению о сущности потенциала человека и его объективных критериях (едва ли не единственным исследованием этого феномена являются работы В. Н. Маркова [89]). Складывается впечатление, что в этом движении множество маленьких «черных ящиков» психологии труда просто замещаются на один большой.

На протяжении столетия логический цикл в развитии подходов к оценке субъекта труда завершен. Притязая на диалектичность мышления, можно ожидать новый виток в развитии представлений ученых о профессиональной пригодности субъекта труда.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и сравните содержание понятий «профессио-грамма» и «психограмма».

2. Раскройте содержание понятия «профессиональная пригодность».

3. Сравните содержание понятий «профессионально важные качества и способности».

4. Дайте определение и раскройте содержание понятий «профессионализм» и «модель специалиста».

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2000. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2000. Гуревич К. М. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность. М,, 1970.

Литература 287

Деркач А. А., Маркова А. К. Ирофессиограмма государственного служащего. М., 1999.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М, 1995.

Иванова Е. М. Основы психологического изучения професснональной деятельности. М., 1987.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.

Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, 1982.

Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.

 

Глава 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...