Отчётная документация по психологии
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Выполнила: Студентка группы ФИ 4 Плешкова А. Ю. Руководитель по психологии: к.пс.н. Бусыгина Т.А. Дата сдачи_____________ Оценка________________
Самара Во время прохождения педагогической практики в школе, я пронаблюдала за многими учениками, но особое внимание, я обратила на мальчика, который учиться в 9 классе. Его зовут Владислав. Ему 16 лет. Физическое развитие ребенка соответствует возрастной норме. Этот вывод я сделала, проанализировав документацию, побеседовав с ребенком и его классным руководителем, также пронаблюдала и изучила его рисунки и записи в тетрадях. По словам ребенка, частые пропуски занятий по семейным обстоятельствам мешают ему заниматься в школе, а также поддерживать общение с друзьями в свободное время. В состав семьи подростка кроме него самого входят: мать, отец и два младших брата. Мать - безработная, стоит на бирже занятости. Отец - квалифицированный слесарь, работает на частного предпринимателя, выполняет кроме того индивидуальные заказы, является кормильцем семьи. Мать является самой значимой фигурой для подростка. Ее мнение непререкаемо для него. Мальчик очень любит свою маму и не представляет себе жизни без нее. С отцом отношения менее близкие. Иногда они переходят в конфликтные. Этот вывод, я сделала с помощью методики «Рисунок семьи», а также беседы с ребенком и классным руководителем. Положительными аспектами семейного воспитания мальчика являются: сильная эмоциональная связь между ребенком и его матерью, что проявляется во взаимной помощи, уважении и т.п. Мать везде и всегда отстаивает права своего ребенка. Отрицательные моменты: конфликтные отношения с отцом. Данные аспекты вызывают у ребенка раздражительность, страх перед отцом, желание изменить ситуацию в семье к лучшему. По словам мальчика, ему было бы легче, если бы папа куда-нибудь уехал навсегда. Таким образом, сложившиеся проблемные отношения в семье Владислава требуют участия многих социальных институтов и специалистов. Работа должна вестись как с родителями подростка, так и с самими мальчиком. Культурный уровень семьи достаточно низок, семья не посещает театры и выставки, отсутствует домашняя библиотека, но на мероприятия, проходящие в сельском доме культуры, Владислав вместе со своей мамой посещает с большим интересом.
Для того чтобы выявить возможности в познавательной сфере мальчика, я провела ряд тестов с Владиславом. Первый тест направлен на диагностику учебной мотивации, в результате, тест показал, что у Владислава высокая учебная мотивация, высокий мотив общения, огромное влияние на его личность оказывает школа. Следующий тест показал диагностику развития преобладания определенного типа памяти, в результате тестирования было выявлено, что у Владислава хорошо развито моторно-слуховое запоминание. По результатам следующего теста направленного на выявление особенностей мыслительных операций у ученика возникали некоторые сложности, но в основном учащийся справился с заданием и выделил у многих слов различия и сходства, что свидетельствует о хорошем развитии анализа, синтеза и обобщения. При исследовании скорости протекания мыслительных процессов у ученика возникли трудности в составлении слов. Из 50 слов с пропущенными буквами, ученица написала 29 слов за 14 минут, что показывает о низкой скорости протекания мыслительных процессов. По результатам теста на развитие уровня логического мышления (тест Липпмана) можно сделать вывод, что у Владислава средний уровень логического мышления. На выполнение задания у него ушло 8 минут, при этом были допущены 2 ошибки.
По уровню успеваемости подросток опережает многих своих товарищей. Однако объективно, его можно назвать средним. Наибольший интерес вызывают уроки математики и геометрии. В меньшей степени языки и литература. Владиславу очень нравится математика, что подтверждается достаточно высокими отметками по этому предмету. По словам классного руководителя, Владислав мог бы учиться гораздо лучше, однако лень, пренебрежительно отношение ко многим предметам делает это невозможным. Мальчик может длительное время читать только то, что ему интересно или очень увлекательно, на все остальное ему не хватает терпения. То же самое можно сказать и в отношении трудовой деятельности, что-либо выполняется только тогда, когда представляет сильный интерес или вызывает желание, все остальное решить без конфликта не возможно. Что касается дисциплины при выполнении трудовой деятельности, то ее выполнение можно назвать удовлетворительным. Таким образом, основным мотивом учебной и трудовой деятельности является мотив самоутверждения. Вывод сделан на основе использования методов: анализ документов, беседа с классным руководителем, самими подростком, наблюдение, анализ творчества подростка. Такого рода отношение к труду и учебе связаны с отсутствием систематического контроля и приучения Владика в семье. Мальчик во многих случаях предоставлен сам себе. И, наверное, только желание самоутверждения, не позволяют ему скатываться ниже того уровня, на котором он находится в плане успеваемости. Ввиду этого, необходимо обращение к этим качествам подростка для стимулирования у него иного отношения к учебе и трудовой деятельности, с постоянным поощрением, что давало бы возможность подростку чувствовать себя значимым и необходимым. Кроме того, для подростка необходимо организовать курс занятий по формированию волевых усилий, это можно легко сделать, учитывая его сильное желание самоутвердиться. Наблюдение за ребенком, использование методик диагностики черт характера позволяет охарактеризовать Владика как дружелюбного, общительного, жизнерадостного подростка. Для мальчика характерны такие черты как требовательность внимания к своей персоне, стремление к удовлетворению своих потребностей любым способом, стремление к самоутверждению. По отношению к девочкам подросток проявляет пренебрежение, любит показать свое превосходство. Самооценка у мальчика завышена, что может быть защитой на реальное положение дел. Не смотря на объективные показатели семейного неблагополучия, ребенок считает свою семью самой лучшей. Мальчик настойчив в достижении значимых целей, однако неудачи выбивают его из колеи особенно это проявляется в отношении учебной деятельности. Если какой-то предмет ему не удается, то в последствии подросток обесценивает его значение в своей жизни и прилагает минимум усилий для достижения успехов в этой области. Подростку сложно организовать целенаправленную деятельность, это связанно со слабым развитием волевых процессов. Преодоление трудностей вызывает у Владика негативные переживания, и он использует метод ухода. Этот вывод я сделала с помощью методов: опросник Айзенка наблюдение, беседа с классным руководителем, беседа с подростком. Тест Н. Айзенка (тип №22 Э: 8 – 12, Н: 8 – 12) показал, что человек очень пассивно-безразличный, злопамятный, рассудительный, хладнокровный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко требователен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительны. Малоэстетичен.
Формирование негативных черт характера может быть обусловлено внутрисемейной обстановкой. Мальчик перенимает модели поведения отца по отношению к матери как более слабой и беззащитной и актуализирует их в своем поведении. Кроме того, чувствуя собственную беззащитность и слабость по отношению к отцу, ребенок компенсирует, таким образом, ее за счет унижения более слабых товарищей и девочек. Одним из способов коррекции такого поведения ребенка являются беседы с подростком о его поведении, но не на основе нравоучений, а на основе установления диалога с ребенком, прояснения тех значений, которые он вкладывает в свои слова, установлению доверительных и понимающих отношений. Прояснения роли родителей в формировании поведения мальчика. Другим направлением работы является комплекс мер, направленных на сплочение детского коллектива, через совместную и значимую деятельность, где превосходство подростка может быть реализовано через помощь более слабым и менее компетентным товарищам.
Мальчик в классе имеет много друзей, по данным социометрического исследования он принадлежит к статусу предпочитаемых. В основном его друзьями являются мальчики. К девочкам подросток испытывает пренебрежительное отношение. Со своими друзьями Владислав ответственен, доброжелателен, однако иногда исполняет роль «серого кардинала», решая собственные проблемы за счет некоторых одноклассников. В силу природного ума и сообразительности мальчик изворотлив и хитер. Эти качества отмечает классный руководитель и многие одноклассники Владислава, в основном девочки. Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в школьном классе. Заслуживает внимание его отношения с девочками, которые необходимо постепенно менять. У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например, поручить подростку ответственно дело в рамках жизни школьного коллектива. Характеризуя направленность личности Владислава необходимо отметить, что основными ценностями, которые являются для мальчика первостепенными, выступают общение с друзьями в плане собственного самоутверждения. По словам подростка, если будешь сильный духом, то у тебя будет все: и деньги, и положение, и хороший дом с машиной. Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые. К основным сильным сторонам личности Владислава можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным. К основным слабым сторонам можно неумение волевого концентрирования в учебе, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя. Главными причинами недостатков подростка выступают проблемы внутрисемейного взаимодействия в его биологической семье. Отсутствие должного контроля со стороны родителей за поведением и учебой ребенка. Сочетание попустительского и авторитарного стиля во взаимодействии с ним. Без решения проблем семейного воспитания невозможно оказать полную психологическую помощь мальчика. Возвращаясь, домой, он будет снова и снова попадать в психотравмирующую ситуацию. Что в конечном итоге приведет к усилению тех негативных качеств, о которых велась речь выше.
За время изучения личности школьника была проделана следующая работа: 1. Беседа с мальчиком о его поведении в различных ситуациях, с выяснением основных причин такого поведения. 2. Объяснение данных полученных во время психологической диагностики. С указанием на стороны личности подростка, к которым необходимо уделить особенное внимание. 3. Обсуждение с подростком волнующих его тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера. 4. Конструирование ближайшего будущего с подростком, обозначение ближайших перспектив жизни ребенка, мотивация его на социально-значимые поступки. 5. Постановке проблемы о необходимости изменения некоторых качеств личности подростка. Проведенная работа с учеником была многомерная и сложная. Было использовано большое число методик по выявлению особенностей психологической и личностной организации мальчика. Особую трудность вызвала необходимость привлечения ученика к совместной работе, так как после уроков он тут же стремился домой или к друзьям, кроме того, подросток часто прогуливал. Оценка проведенной работы в контексте изменений поведения подростка следующая. Повысился уровень самосознания, подросток стал улавливать взаимосвязь между отношениями в его семье и собственным поведением, появилась некоторая критичность к своим поступкам по отношению к слабым товарищам. Подросток заинтересовался возможностью развивать свои волевые способности, так как это может сделать его сильнее и поможет достичь намеченные цели. Стали уменьшаться прогулы в школе. Однако надо констатировать, что уровень ответственности не изменился. Ребенок не научился сдерживать многие свои обещания, хотя и приходил на занятия в уговоренное время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|