Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При оценивании мы используем различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.




  1. Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
  2. Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.


В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому наш опыт работы в данном направлении мы считаем актуальным и остановимся на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется нами с 1 класса.

По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться».

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в школе. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:

  • Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
  • Жёлтый – иногда испытываю трудности
  • Красный – надо поработать

Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Работу над проблемой формирования учебной самооценки мы в гимназии проводим в три этапа:

1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:

  1. Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
  2. Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.

2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:

  1. Развитие умения описывать цель и результат достижения цели.
  2. Формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.

3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:

  1. Использование заданий по предметам разного типа.
  2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ.
  3. Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.

    В работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности:
  1. Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
  3. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
  4. Комментированное письмо.
  5. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
  6. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  7. И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.

После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю. Я думаю, что эти же упражнения, задания используете и вы в своей работе.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;


Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:

  • в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития»,
  • во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений моих учеников на момент поступления в гимназию, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования школы. Вместе с педагогом-психологом, мы – учителя начальных классов стараемся организовать целостную работу по формированию УУД через предметные линии развития, через внеурочную деятельность, через применение проектной технологии, через систему коррекционных занятий.

В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом нам помогает портфолио.

Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября знакомим родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио.

Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

И в заключении хотим сказать, что используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...