Принципы активизации познавательной деятельности
1. Принцип проблемности. 2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. 3. Принцип взаимообучения. 4. Принцип исследования изучаемых проблем. 5. Принцип индивидуализации. 6. Принцип самообучения. 7. Принцип мотивации. Формы организации познавательной деятельности · Индивидуально-обособленная форма. Имеет место, когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного выполнения упражнений по русскому языку Фронтальная форма познавательной деятельности. Происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания.
Групповая форма организации познавательной деятельности Это организация таких учебных занятий, при которых перед определённой группой школьников ставится единая познавательная задача. Величина группы - от 2 до 6 человек, но не более, т.к. в многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Составляющие групповой деятельности учащихся: 1.Предварительная подготовка учащихся к выполнению задания. 2.Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей. 3.Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя, формулировка окончательных выводов. Коллективная форма познавательной деятельности.
· До недавнего времени – это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. · В.К.Дьяченко, который разработал теоретические и технологические основы этой формы и провёл большую экспериментальную работу, считает, что это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. · «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность Коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех… При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должно становиться достоянием каждого». Методы развития познавательной деятельности на уроке · Словесные методы: - метод дискуссии по вопросам, требующим размышления; · Метод самостоятельной работы(составить план рассказа); · Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.(Классу даётся конкретное задание. Для этой работы хорошо подходят тетради на печатной основе, карточки.) Метод проблемного изложения. Он включает в себя: - выдвижение проблемного вопроса; · создание проблемной ситуации на основе приведённых противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу; · демонстрацию опыта или сообщения о нём – основу для создания проблемной ситуации; · решение задач познавательного характера. Наглядные методы. · Частично-поисковый метод. Учитель руководит работой класса. Работа учащихся организуется таким образом, чтобы часть новых знаний они добывали сами. Для этого сообщается цель, а учащиеся путём наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос. · Практические методы. · Частично-поисковый лабораторный метод. · Метод устного изложения – рассказ и лекция. Виды работ · Самостоятельная работа. · Опорные схемы. · Проблемное обучение. · Использование занимательного и геометрического материала. · Страницы истории.
Задания, направленные на развитие внимания(составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи Задания, направленные на развитие логического мышления(анализировать, сравнивать и обобщать информацию):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|