Формы учета и контроля достижений учащихся младших классов
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие влекут за собой и изменение системы оценивания, которая предусматривает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Общеобразовательная школа № 3 находится в образовательном пространстве России и Ростовской области. Поэтому все актуальные направления, над которыми работает учительство, находит свое отражение в деятельности педколлектива. Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, которые являются развивающими. В нашей школе имеют место быть: “Планета знаний” - 4 класса “Гармония”- 2 класса “Перспективная школа” - 5 классов “Школа России” -5 классов При этом становится важным вопрос использования современных технологий: методов, форм, приёмов работы, адекватных целям и задачам начального образования. С учётом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, является актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого учащегося, нацеленная на личностный рост и развитие. Известно, что любое движение вперед начинается с оценки уровня достижений, выявления положительного опыта, на базе которых возможно дальнейшее совершенствование и модернизация педагогической системы. Но модернизации образования противоречит сложившаяся традиционная система контроля, где высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя автоматически влияющий на качество учения школьников;
использование 5-балльной системы оценок (принятая в 1944 г.) учитель оценивает детей сам. И в настоящее время предпринимаются попытки разработать такие способы оценивания учебных достижений, которые бы удовлетворяли всем требованиям современной образовательной политики в Российской Федерации, а именно: применение различных видов оценочных шкал; широкое использование тестовых работ; обеспечение формирования и развития самооценки учащихся своих достижений. Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию, позволить отслеживать динамику школьной успешности. В соответствии с этим в практику начального образования вводится система безотметочного обучения. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Однако до сих пор нет чёткого представления о путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания. Для успешного решения обозначенного противоречия в нашей школе приказом директора был обозначен состав группы, работающей в экспериментальном режиме по безотметочному обучению младших школьников. Группа изучила основные положения писем Министерства Образования РФ, познакомилась с опытом работы коллег Ростовской и Пермской областей. Согласно Закону РФ “Об образовании” ст. 15,п.3 образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. С сентября 2005 г. 5 классов (2 а, б, г, 3 а, б) в своей работе используют 10 балльную систему оценивания и во всех классах введена зачетная система оценивания по предметам изо, музыка, физ-ра.
Гипотеза нашего эксперимента заключается в предположении, что использование 10- балльной шкалы на практике позволит: более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности; преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов “1” и “2”, т.к. в данной шкале они является положительными и их надо определенным образом “заработать”; Возникающие трудности при выдаче документов об образовании легко преодолимы. (см таблицу) Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умения видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. В условиях внедрения нового способа оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников. В науке понятие “форма” рассматривается с разных позиций. Так, И у В.И.Даля и в толковом словаре С.И.Ожегова понятие “форма” определяется как внешнее выражение, установленный порядок, наполняемый некоторым содержанием. Глубинный смысл этому понятию придают философская и педагогическая науки. “Философская энциклопедия” дает нам такое понятие формы: “Форма есть внутренняя организация содержания...” Вторит этому определению “Российская педагогическая энциклопедия”, в которой отмечается, что “... форма это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением”. В педагогической литературе мы не нашли понятия “форма учета учебных достижений”. А поскольку потребность в создании иных форм учета существует, то мы решили попытаться реконструировать уже существующие формы учета учебных достижений школьников в условиях модернизации образования. Под формами учета мы понимаем совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьника. В связи с этим, в своей практике я разработала и использую дневник ученика, который называется: “Дневник моего роста”. Этот дневник заменяет другие документы ребёнка, в которых фиксируются результаты его обучения. Для нас этот дневник является специальным образовательным пространством, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Обратимся к нашему “Дневнику”. Дневник позволяет следить за продвижением ученика по линиям развития личности, регистрируя освоение важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития. Эта регистрация осуществляться: в листах “Мои достижения”; “Оценочных листах”; листах уровня обученности по предмету. 1. Листы самооценки “Мои достижения” разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включают в себя не только требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, но и общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Учащиеся сами заполняют эти листы в конце 1 класса, и далее по четвертям во 2, 3, 4 классах. Такие листы существуют по всем предметам, чтобы сэкономить время, я готова рассказать о любом интересующем вас предмете. Пожалуйста, какой предмет выбираем? В курсе “Русский язык” линиями развития являются: Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как “функциональная грамотность”. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими “технологическими” компонентами письма. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов. Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка. Формирование у учащихся языкового чутья. В курсе “Окружающий мир” линиями развития являются: Знакомство с целостной элементарной картиной мира. Формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру.
В курсе “Математика” линиями развития являются: Арифметический материал. Геометрические фигуры и величины. Основные виды содержательно-логических заданий на развитие познавательных процессов. В курсе “Литературное чтение” линиями развития являются: Навык и культура чтения. Работа с текстом и книгой. Развитие воображения, речевой творческой деятельности. Литературоведческая пропедевтика. 2. “Оценочные листы” по предметам (на 1, 2, 3, 4) классы включают в себя основные требования к знаниям, умениям и навыкам по данной программе. Сначала учащиеся самостоятельно заполняют данные листы, потом родители фиксируют результаты своих наблюдений за ребёнком, и лишь затем учитель вносит данные о каждом ученике. “Оценочные листы”, листы самооценки “Мои достижения” фиксируют достижения ученика за большой период времени (четверь, год.) А как же отследить продвижение ученика за более короткий промежуток? Для этого мы используем 3. Листы уровня обученности по предмету, которые отслеживают продвижение ученика в ходе тематического и итогового контроля, т.к. тематический контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности). Итоговый контроль проверяет умение применить полученные знания. 4.Текущий контроль осуществляется с помощью словесной оценки. Он поощряет ученика в его подготовке к тематическому и итоговому контролю. Очень важно хвалить и награждать учеников. Какие же награды применимы в рамках урока? Это конечно словесная похвала за оригинальную находку, аккуратную работу и пр. Кроме того, в процессе оценивания, учитель указывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить (“Молодец! Но…”). Это может быть важной функцией на всех этапах, но особенно на этапах актуализации знаний. Я считаю, что основной целью такой формы оценивания является смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник, не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Но самооценка неизбежно связана с самоконтролем, т.е. сознательным контролем, осуществляемым человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, умеющим регулировать и планировать свою деятельность, являясь функционально грамотной личностью. Это определение совпадает с заказом родителей. Как показало исследование, родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы хорошо представляли себе, чего хотят и чем могут заниматься;
ставили перед собой высокие, но реальные цели; были готовы к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности, умения, воспитали личностные качества. Основной смысл в рамках этой цели - показать всё, на что способен ученик. Поэтому, основными задачами введения “Дневника моего роста” являются: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, развитие познавательных интересов уч-ся формирование положительных качеств личности приобретение навыков саморефлексии, формирование жизненных идеалов, Мы не исключаем, что существуют и другие формы учета. Однако внедрение описанных форм учёта учебных достижений мл. школьников на практике показало высокую степень их эффективности в новых условиях. Этому свидетельствует экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы, которая осуществляется путем анкетирования учащихся, их родителей, где анализируются изменения: мотивации учения, дисциплинированности и организованности, комфортности и тревожности, обучаемых в учебном заведении, степени готовности к занятиям в школе. Исследование учащихся моего 3 класса “А”, показало, что результативная сторона учебно-познавательного процесса возрастает на фоне общего повышения заинтересованности и мотивации С 2004 - 07 уч.года на 15% возрос уровень учебной мотивации. В результате сформировалась адекватная самооценка учащимися своей подготовленности. Если в 2004г 91 % первоклассников имели завышенную самооценку, то к концу 3 класса у 67% учащихся самооценка стала адекватной. Это позволило в полной мере включить механизмы самоконтроля и самоорганизации учебной деятельности. Мы видим, что за три года обучения на 40% возрос (вырос) высокий уровень самоконтроля. В результате за три года обучения возросла степень обученности учащихся по всем дисциплинам: по литературному чтению - на 40%, по русскому языку – на 18%, по математике – на 10%, по окружающему миру – на 5%. За 3 года обучения (2004-2007) ученики моего класса при полной успеваемости 75% занимаются на “5” и “4”. Стабильность результатов моих учеников меня радует. Для того, чтобы родители имели представление о динамике развития ученика, я использую всё тот же “Дневник моего роста”, который позволяет им узнать о месте ребёнка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его дальнейшего развития и обучения. На мой взгляд, это самая важная оценка, т.к. школа выполняет социальный заказ семьи ребёнка. В связи с этим изменилось и отношение учащихся и родителей к эксперименту. Если в 1 классе 75% родителей были против безотметочного обучения, а остальные воздержались, то к концу 3 класса всего лишь 15% против и 60% за. Очевидно, что оценка приобрела содержательный, объективный и дифференцированный характер. Она стала в меньшей степени причинять вред психическому здоровью ребёнка и создала прочную основу для овладения различного рода компетенциями. Наличие такой формы самооценки и самодиагностики позволяет сделать оценивание учебных достижений младших школьников оптимистичным. Что касается начальной школы то, на мой взгляд, такая форма оценивания детей должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а “инструментом”, с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|