Образовательной программы образовательного учреждения
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется школойсамостоятельно. Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения: · образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию, · образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми, · содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается, · содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи, · образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, отражающих специфику его деятельности.
Образовательная программа каждого ОУ специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей контингента. Образовательная программа для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. На сегодняшний день это является задачей каждого руководителя образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы. На основе учебного плана составляются учебные программы - это нормативный документ, который определяет содержание образования определенных уровня и направленности, и является отражением Государственного стандарта содержания образования. В учебной программе очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. В настоящее время в российских школах используют следующие виды образовательных программ: общеобразовательные (дошкольного образования, начального общего, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования). В свою очередь учебные программы подразделяются на: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях практикуются личностно – индивидуальные АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ, которые составляются и применяются учителями – новаторами, мастерами педагогического труда. Типовые программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они очерчивают наиболее обобщённый, базовый круг общеобразовательных ЗУНов, ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приёмов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются
рабочие программы, в которых отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и уровень подготовленности учащихся. Рабочие программы создаются и утверждаются педагогическим советом школы. Авторские программы, учитывая требования государственного образовательного стандарта, отличаются логикой построения курса и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы. СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ: 1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА или ВВЕДЕНИЕ, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета; 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ - учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе (тематический план); 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки ЗУНов, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета (требования к качеству знаний и умений учащихся).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|