Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистический подход Э.Фромма к пониманию личности




Введение

Глава 1.Соотношение проблемы личности, её свободы и культуры

Личность в теории Фрейда

Гуманистический подход Э.Фромма к пониманию личности

Культура и личность в теории А.Швейцера

Глава 2.Организация мероприятия для старших классов по тематике «Культура и свобода личности»

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования. Культурное измерение человеческого развития требует пристального внимания к себе по трем причинам. Во-первых, культурная свобода - важный элемент человеческой свободы вообще, который играет основную роль в способности людей жить так, как им нравится, и пользоваться теми возможностями, которые либо имеются, либо могут оказаться в их распоряжении. Прогресс в области культурной свободы должен стать главным аспектом человеческого развития, и это выдвигает перед нами задачу выхода за рамки социальных, политических и экономических возможностей, поскольку сами по себе они не гарантируют культурной свободы.

Во-вторых, хотя в последние годы развернулась широкая дискуссия о культуре и цивилизации, она была посвящена не столько культурной свободе, сколько признанию - и даже прославлению - культурного консерватизма. Концепция человеческого развития способна внести свой вклад в прояснение роли человеческой свободы в разных областях культуры. При этом важнейшим вопросом становится даже не роль традиционной культуры, а всевозрастающее значение культурных альтернатив и свобод.

В-третьих, культурная свобода важна не только в сфере культуры: она также влияет на успехи и неудачи в социальной, политической и экономической областях. Различные стороны человеческой жизни тесно переплетены. Даже бедность - центральная экономическая тема - не может быть адекватно осмыслена без учета культурного аспекта.

Цель исследования - характеристика соотношения понятий культуры и свободы личности. Данной цели отвечают задачи исследования:

.   Определение условий взаимодействия личности и культуры;

.   Анализ влияния культуры на свободу личности.

 


Глава 1.Соотношение проблемы личности, её свободы и культуры

Личность в теории Фрейда

личность культура свобода

В последние годы на Западе возрождение психоанализа соотносится с разработкой различных философских теорий, авторы которых пытаются совместить психоаналитический метод исследования человека и культуры с философско-антропологическим, экзистенциалистким, феноменологическим, структуралистским, герменевтическим видением бытия человека в мире. И хотя некоторые западные исследователи полагают, что философы уделяют недостаточное внимание Фрейду, тем не менее, в настоящее время интерес к психоанализу в западном мире не малый и он в значительной мере проходит под знаком именно философского осмысления его идей и концепций.

Многие ученые признают, что в последнее время наблюдается падение престижа психоанализа в глазах как специалистов, так и тех, кто раньше увлекался психоаналитическими идеями.

Однако было бы ошибкой недооценивать влияние психоанализа на духовную жизнь стран Запада: несмотря на действительное падение престижа психоанализа в глазах ряда ученых, психоаналитические идеи по-прежнему имеют широкое хождение в западном мире. Признание факта кризиса психоанализа не означает еще, что его теоретики готовы отказаться от психоаналитического метода исследования личности, культуры и общества.

По мнению З. Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая сознания и социальное окружение в формировании бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играю различного рода биологические механизмы. В частности он полагал, что в каждом человеке от рождения имеется влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психологическую деятельность человека и его поведения.

По З. Фрейду, особо важную роль в формировании человека, в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, деструкции). Он представлял человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса. Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психологическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им, как энергия сексуального влечения или «половой голод».

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Из биографии З. Фрейда была выделена трехчленная структура личности (сверхсознание, сознание и бессознательное). Эту структуру личности можно представить в виде айсберга, дрейфующего в океане.

·   Вершина айсберга «СверхЯ» - сверхсознание

·   Средняя часть «Я» - сознание

·   Нижняя часть айсберга «Оно» - бессознательное

Сверхсознание - теоретический конструктор структуры психического З. Фрейда. Это то, что дается индивиду обществом: правила поведения, родительские запреты, моральная цензура и так далее.

Бессознательное - теоретический конструктор, обозначающий психические процессы, в отношение которых отсутствует субъективный контроль.

Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии (комплексы, страхи, неврозы).

Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности. Снизу подпирают страсти и инстинкты, сверху - требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию и так далее) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя - это приводит к нервным срывам, неврозам, психическим заболеваниям.

З. Фрейд сделал вывод о предопределении всех психических актов энергии сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию. Из всего вышеизложенного был сделан вывод: человек никогда не может сам себя знать до конца.

Гуманистический подход Э.Фромма к пониманию личности

 

На базе гуманистической психологии Э.Фромма как критика фрейдизма был сформулирован ряд базовых принципов гуманистической психологии.

Первый из них - принцип становления - предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни - всякий раз по достижению определенной цели открываются новые возможности, неявно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.

Второй принцип - принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы - подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.

Третий принцип - принцип холизма - провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность.

Согласно четвертому принципу - принципу позитивного отношения к человеческой природе - все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд.

Пятый принцип - психологии психического здоровья - обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.

При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными.

По мнению Э.Фромма, для того, чтобы знать, что хорошо или плохо для человека, надо знать его природу. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать рассмотрению личности, а психология должна основываться на антропологически-философской концепции человеческого существования. Человек, согласно Э.Фромму, это единственное существо, для которого собственное существование является проблемой. В процессе исторического развития он утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению ряда экзистенциальных и социальных дихотомий (противоречий), приводящих к нарушению его внутреннего равновесия и к поискам нового равновесия. Будучи наделен разумом и самосознанием, человек осознает свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность, а также свою смертность, и ищет новые формы связи с миром, в котором хочет обрести безопасность и покой, восстановив единство и равновесие между собой и природой. Эти психические потребности, включающие в себя потребность в человеческих связях, потребность в самоутверждении, потребность в привязанности, потребность в самопознании, потребность в системе ориентации и объекте поклонения, свойственные всем людям, Э.Фромм называет «экзистенциальными», так как их причины кроются в самих условиях человеческого существования. Таким образом, американский исследователь определяет природу человека не через те или иные его главные качества, а через способ его существования, то есть экзистенциально, через противоречие, имманентно присущее человеческому бытию. Поэтому природа человека определяется Фроммом не как биологически заданная совокупность влечений, а как осмысленный ответ, целостное отношение к миру, которое в принципе может быть только регрессивным или прогрессивным. Регрессивное решение связано с попыткой возвращения человека к своим истокам - к природе, животной жизни и к своим предкам. Тогда как прогрессивное решение связано с полным развитием человеческих сил, человечности в нас самих. Регрессивное решение, по мнению Э.Фромма, несостоятельно. Оно ведет к разрушению, смерти, страданию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...