Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элитарная и массовая культура




Реферат

на тему

"Культура и цивилизация: соотношение понятий"

 

 

Москва 2015 г.


Содержание

Введение

1. Доминирующая культура, субкультура и контркультура

2. Элитарная и массовая культура

3. Индивидуальная, групповая и общечеловеческая культур

4. Маргинальная культура

5. Понятие "цивилизации"

6. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация"

7. Основные подходы к изучению цивилизаций

8. Типология культур

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность. Категории культуры и цивилизации являются ключевыми в изучении общества. Они отличаются многозначностью их понимания, будучи призваны служить познанию социальных процессов - основных тенденций развития общества, особенностей различных исторических эпох и типов общества, единства и многообразия мировой истории, диалектики общечеловеческого и классового, национального и интернационального, преемственности в развитии общества, прогресса и регресса, перспектив развития человечества и многих других.

Актуальность данной темы возрастает в связи с тем, что многие проблемы единства культуры и цивилизации остаются фактически малоизученными. Это касается, в первую очередь, неразработанности проблемы единства культуры и цивилизации в системе философского дискурса, метафизической и диалектической экспликации данных категорий. В условиях метафизической методологической односторонности подхода к анализу культуры и цивилизации особенно значимой является их диалектическая рефлексия, предполагающая необходимость исследования цивилизации и культуры как противоположностей диалектического противоречия. В то же время в философском дискурсе о соотношении культуры и цивилизации актуальна также метафизическая рефлексия, осуществлявшаяся и осуществляющаяся до настоящего времени даже выдающимися философами своих времен, - где доказывается, что цивилизация уничтожает культуру или наоборот, культура уничтожает цивилизацию. Коллизия указанных рефлексий в процессе философского дискурса имеет фундаментальное мировоззренческое, познавательное, педагогическое, прогностическое значение в делах международного общения, взаимопонимания Востока и Запада, раскрытия природы двойных политических стандартов, укрепления доверия между странами и народами, укрепления позиций народной дипломатии и т.д. Исследование основных сторон философского дискурса по проблеме единства и соотношения культуры и цивилизации дает возможность изучать закономерности развития того или иного общества, в том числе и российского, прогнозировать возможные последствия той или иной кризисной ситуации, разрабатывать эффективную стратегию национально-государственного строительства.

Целью работы является социально-философский анализ соотношения понятий культуры и цивилизации.

В соответствии с поставленной целью в диссертации выдвигаются следующие задачи:

. Проанализировать понятия культура и цивилизация;

Изучить виды культуры;

Рассмотреть точки зрения различных авторов на соотношение понятий культуры и цивилизации.

культура цивилизация типология


Доминирующая культура, субкультура и контркультура

 

Культурное пространство внутри любого социального организма крайне неоднородно. Для воссоздания объективной картины того или иного социума следует оперировать такими категориями, как доминирующая культура, субкультура и контркультура. Под доминирующей культурой понимают ценности, которыми руководствуется большинство членов общества. Поэтому доминирующую культуру называют также господствующей.

В то же время каждое общество неизбежно распадается на множество групп - национальных, конфессиональных, профессиональных, возрастных, стремящихся обустроить внутри доминирующей культуры свое собственное, относительно автономное существование. Субкультура - это узкий культурный мир с присущими только ему нормами поведения, идеалами, ценностями, стилем одежды, языком, манерами. Субкультура отличается и по внешним, и по внутренним признакам от доминирующей, но она не ставит целью изменить основную культуру или занять ее место.

Когда же локальные культурные ценности начинают претендовать на некую универсальность, а их носители возвещают о новых нравственных ориентирах для широких социальных слоев, тогда уже речь идет о контркультуре как совокупности установок, противостоящих фундаментальным, господствующим в конкретной культуре. Контркультура, таким образом, - частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к общепризнанным духовным ценностям. 


Элитарная и массовая культура

 

Элитарную культуру нередко называют высокой. Ее создают выделившиеся из общей массы талантливые творцы: художники, ученые, изобретатели, нравственные проповедники, религиозные пророки, политические вожди, педагоги-новаторы, предприимчивые хозяйственники. Элитарная культура служит интересам избранного меньшинства. Элита (от фр. - лучшее, отборное), в силу своего аристократического происхождения, финансового состояния или участия во властных структурах, обладает монопольным правом на принятие решений относительно содержания и распоряжения основными ценностями в обществе. Элитарная культура, как правило, опирается на высокие образцы классики во всех видах искусства и опережает уровень, доступный восприятию обычного человека. Элита в стремлении дистанцироваться от масс культивирует собственные ритуально-этикетные особенности, формирует особый замкнутый стиль жизни. Уникальная индивидуальность произведений высокой культуры влияет на менталитет народа, ведет к укреплению старых традиций или, напротив, знаменует прорыв в будущее.

Массовая культура - понятие, которое в современной культурологии связывается с социальными группами, отличающимися "усредненным" уровнем духовных потребностей. В отличие от элитарной массовая, или общедоступная, культура обладает большой аудиторией, может быть как национальной, так и интернациональной. Она формируется группой специалистов (авторов) с целью удовлетворить сиюминутные запросы людей. Творцы массовой культуры вынуждены оперативно реагировать на все новшества, отражать любые изменения в интересах потребителя. Поэтому образцы масскульта чаще всего имеют низкую художественную ценность, быстро теряют актуальность и выходят из моды. Массовая культура внутренне противоречива: с одной стороны, она способствует популяризации ценностей высокой культуры, с другой, производит продукцию, рассчитанную на "усредненного" человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...