Необходимость и сущность рейтинговых оценок
Объективные различия российских ВУЗов по уровню развития и качеству образования, обусловленные географической основой, геоположением, экономическими и историческими особенностями, за период реформирования усилились до степени контрастных. В связи с этим смягчение межрегиональных контрастов, подтягивание «отсталых» ВУЗов регионов до среднего уровня предлагается считать содержанием государственной региональной политики. Научно-практическая задача оценки и изменения социально-экономического положения административно-территориальных образовательных учреждений (ВУЗов) разного уровня не является новой, но ее постановка, характер и способы «выравнивания» различны и зависят от общего состояния сферы высшего профессионального образования. В относительно стабильный период экономического развития страны политика государства, нацеленная на выравнивание социальных различий в территориальном плане, декларировалась как усиление равномерного размещения производительных сил, как комплексное (пропорциональное и гармоничное) развитие ВУЗов. Переход от административного централизованного управления к рыночным методам регулирования хозяйственной деятельности вызвал трансформацию всей образовательной системы и сильное расслоение ВУЗов. В условиях нестабильного социально-экономического развития страны встала задача диагностики ВУЗов, выявления депрессивных и проблемных ВУЗов и определения наиболее эффективных форм и методов государственной поддержки таких учреждений. В условиях ограниченности государственных ресурсов это способствовало, в частности, сначала программному буму (с обращением к программам как к способу финансовой помощи), а затем (при невозможности финансирования и реализации огромного количества федеральных целевых программ) и определенной девальвации программно-целевого подхода управления.
Ухудшение ситуации до масштабного кризиса потребовало инвентаризации реальных и потенциальных факторов, то есть созданию ЕОРО (Единой организации рейтинговых оценок). Методику оценки в части использования пороговых (критических) значений индикаторов социально-экономического положения ВУЗов. Осмысление зарубежного опыта Европейского Союза и совместная работа российских и европейских экспертов переинтерпретировало поднять качество образования на порядок выше. Именно в таком аспекте они нашли отражение в позиции Министерства образования Российской Федерации (МО РФ) по содержанию и механизмам региональной политики. В отличие от действующего документа, включающего «выравнивание условий социально-экономического развития образовательных учреждений регионов» в качестве лишь одной из целей региональной политики, вышеупомянутая Концепция трактует ее как «выравнивающую», направленную на экономическое развитие, на снижение чрезмерных пространственных социально-экономических диспропорций, требующих безотлагательного вмешательства федерального центра. Основным инструментом реализации “выравнивающей” региональной политики остаются федеральные программы. Экспертиза основных процедур используемых оценок позволила выявить следующие методические закономерности и особенности рейтингового распределения высших учебных заведений. В Федеральной целевой программе снижения дифференциации в сфере образования на 2002-2010 гг. и до 2015 г. зафиксированы новые принципы организационного механизма разработки и реализации программ направленных на повышение качества образования путем выделения образовательных учреждений при помощи рейтинговых оценок.
Таким образом, радикальное преобразование инструментов государственной поддержки образовательных учреждений связано с переходом от оказания ее через множество разрозненных и относительно автономных федеральных целевых программ к механизмам финансирования через консолидированные логикой «выравнивания» конкретные проекты. К особенностям региональных рейтинговых наборов положительного свойства следует отнести привязку к экономическим (ценовым) и географическим факторам, а отрицательного – оперирование исключительно динамическими показателями. Так, наборы учреждений высшего образования состоят практически полностью не из самих натуральных или стоимостных показателей, а индексов, характеризующих их изменение за год. Очевидно, что такой набор может отразить не ситуацию на момент оценки, а интенсивность определенной тенденции. В то же время, безусловно, индексы ключевых индикаторов могут выгодно дополнить общий набор, фиксируя динамику ситуации и давая материал для прогноза ее развития. Сфокусированность на вопросах выравнивания качества образования Российских ВУЗов – прежде всего через подтягивание депрессивных и отсталых учреждений до приемлемого уровня – требует формирования принципиально новой системы регионального мониторинга. Положения о государственной системе мониторинга социально-экономической, национально-этнической ситуации в ВУЗах Российской Федерации вошли в законопроект о региональной политике. Не рассматривая вопросы содержания и организации мониторинга, проработанные достаточно детально, отметим важную, если не ключевую, роль в нем количественных оценок ситуации. Роль эта определяется тем, что их результаты служат основанием для выбора объектов поддержки. В частности, круг учреждений обеспечивающих население высшим профессиональным образованием при помощи средств Фонда регионального развития, определяется на базе рейтинговой оценки, методика которой разработана в МО РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|