Предпосылки внешних культурных контактов республик Северного Кавказа. Этническо-культурная характеристика региона
Северный Кавказ - регион России, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей. В течение всей своей истории Северный Кавказ пережил бесконечное количество войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Весь комплекс особенностей региона самым непосредственным образом отразился на исторических судьбах народов и стран Северного Кавказа. На протяжении почти двух столетий Кавказ в основном находился под геополитическим контролем России. С распадом Советского Союза на Кавказе образовался так называемый «геополитический вакуум», который способствовал развитию дезинтеграционных тенденций. После распада СССР Северный Кавказ оказался приграничным районом, в который вмешивались иностранные государства. В 1990-е гг. Северный Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стан и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов.
Все изложенное свидетельствует о том, что Северный Кавказ всегда был и остается сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и многоконфессиональному составу населения. Причем историю каждого кавказского народа невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общекавказского исторического и социокультурного процесса народов Северного Кавказа. В современной научной литературе высказываются разные мнения о цивилизационной принадлежности Кавказа и его различных частей. Так, исходя из определенных критериев, можно говорить о Кавказе как о своеобразной цивилизации, субцивилизации или культурном единстве. Более решительные исследователи, в основном связанные с политическими кругами, а также некоторые политики полагают, что вполне возможно политическое единство, основанием которого служило (или может служить) культурное и цивилизационное единство. В любом единстве людей и народов, принадлежащих к какой-либо цивилизации, есть определенный комплекс идей, идеалов, ценностей и норм. Они формируют некую духовную ось, к которой стремятся важнейшие компоненты этого единства. В сущности, речь идет об основополагающей парадигме или мировоззренческой системе данной цивилизации, определяющей уклад жизни, самосознание, стереотипы поведения, параметры социальной регуляции. В большинстве исторических цивилизаций определяющую роль играла религия. В этом смысле Кавказ условно можно рассматривать как культурно-цивилизационное пространство, состоящее из множества элементов с точки зрения как уровня развития, так и наличия разных этнокультурных, региональных, конфессиональных и других пластов. По мнению автора настоящей работы, для обозначения кавказского единства было бы правомерно использовать понятие "единое культурное пространство", к тому же не только исторически, но и по отношению к современной реальности. Это понятие четко определено в науке о культуре; в частности, считается, что в процессе естественно-неосознанного подражания или же на вполне осознанной рациональной основе две и несколько соседних культур воспринимают друг у друга некоторые элементы, приводят их в соответствие со своими потребностями. Общая судьба, история, схожие условия существования (в том числе природно-ландшафтные) могут обусловить образование общих черт; так создается определенная общая "тональность", общий "акцент" культур одного региона.
Северный Кавказ - территория с особыми местными обычаями и традициями, отличающимися от других частей России. Северокавказская цивилизация определяется полиэтничностъю, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации. Она испытывает сильное влияние исламской цивилизации (Иран, Османская империя). Годы советской власти также оставили свой след в душе горцев. «В первую очередь в городах Северного Кавказа возникла своеобразная культура, включающая одновременно и ценности современного российского менталитета - хорошее светское образование, российскую поп-культуру, уважение к демократическим нормам - и традиционное кавказское сознание - ориентированность на ценности восточной культуры, приверженность культуре своего народа». В наши дни на самых разных уровнях расширяются экономические контакты, культурные связи, межличностные коммуникации представителей всего Северного Кавказа, поэтому решение общесоциальных, культурных задач, стоящих перед Северокавказскими республиками, актуализирует вопросы воспитания толерантной личности. В течение многих веков передача молодым людям накопленных предыдущими поколениями знаний, умений, норм поведения, верований происходила неформальным, естественным путем через общение со старшими, участие вместе с ними в трудовой деятельности. Так формировались основы национальных культур народов Северного Кавказа. Они содержали не только фольклорные, художественные, но и бытовые, трудовые, профессиональные (ремесленные), философско-мировоззренческие, экологические и другие ценности.
Все это актуально и сегодня, в период модернизации национально-культурных обществ республик Северного Кавказа. Поэтому в ближайшие годы взаимовлияние и взаимобогащение национальных культур народов многонациональных республик Северного Кавказа и других стран становится не превалирующим элементом в усвоении культуры, а органичной средой для воспитания молодого поколения. Итак, характер внешних культурных контактов республик Северного Кавказа определяется, во-первых, тем, что Северный Кавказ занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение, во многом определяющее культурно-цивилизационные процессы в этом регионе. Он с древности являлся контактной зоной и в то же время барьером между цивилизациями и империями Средиземноморья, Передней Азии, Восточной Европы. Во-вторых, одной из важных целей межкультурного взаимодействия должно стать изменение отношения за рубежом к Северному Кавказу как региону исключительно проблемному (негативному), как к некой "зоне длительного конфликта".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|