Правовые основы развития внешних культурных контактов республик Северного Кавказа
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых 9 октября 1992 г. (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.). Раздел IX названного документа посвящен культурным обменам Российской Федерации с зарубежными странами. Сказано, что Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры (ст. 56). К числу приоритетных направлений международных культурных обменов Российской Федерации относятся совместное производство культурных ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры; подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями (ст. 57). Приняты и действуют также и другие правовые акты: Федеральный закон от 6 января 1999 г. "О народных художественных промыслах" (с изменениями от 22 августа 2004 г., 5 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" от 22 августа 1996 г. (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 25 июня 2002 г."Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) и др.
Однако важно не только принять соответствующие нормативно-правовые акты, но и наполнить их реальным содержанием. Главное - это сделать так, чтобы творческие люди могли ощущать себя свободными и чувствовать государственную поддержку. В этой связи российские внешнеполитические ведомства, другие государственные, общественно-политические и деловые организации и силы должны обратить внимание на укрепление культурных связей республик Северного Кавказа с другими странами с активным участием северокавказских государственных и предпринимательских структур. Четкая артикуляция целей и задач государственной культурной политики на Северном Кавказе - необходимое условие сбалансированности такой политики внешних культурных контактов. Главной целью в данной сфере является сохранение и развитие культурного многообразия. Государственные, региональные и местные органы власти должны всячески помогать осуществлению внешних культурных контактов как учреждениями культуры, так и образовательными и научными учреждениями. Это даст возможность народам Северного Кавказа самореализовываться в более широких территориальных рамках. Основы демократического управления, интересы сохранения культурного многообразия России, международно-правовые стандарты требуют уважения к состоянию малых культур, обеспечения прав граждан, связанных с их принадлежностью к той или иной этнической общности. Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым сегодня все больше добавляется важный срез внешних межкультурных взаимодействий. Противодействие и разъяснительная работа требуются в отношении радикально-националистических призывов противопоставить народы Северного Кавказа другим странам. Эти призывы направлены на самоизоляцию и культурную демодернизацию населения Северного Кавказа.
Среди важнейших задач культурно-информационного обеспечения внешних культурных контактов региона следует отметить насущную необходимость более широкого освещения культуры других стран по местным радио и телевидению, причем на местных языках. Пока что таких передач мало. Нынешние трудности на Северном Кавказе усугубляются тем обстоятельством, что исторически Россия, точнее русскоязычная российская культура утрачивает в этом регионе безраздельное доминирование, что по существу означает конец однозначной «русификации» и «европеизации». В культурном пространстве более значимыми становятся как местные этнические культуры, так и культурные мировые системы, связанные с исламской или «восточной» традицией. Следует вступить в более активный и критический диалог с зарубежными специалистами по Кавказу, отстаивая приоритеты отечественной экспертизы и оказывая влияние на формирование научных подходов в международном научном сообществе. Следует радикально улучшить состояние научной критики кавказоведческих работ. Необходимо издание массовыми тиражами добротных научных работ отечественных исследований, в том числе их переводов и издания на иностранных языках. Характер диаспор определяется историческими и современными реалиями, их действия могут активизироваться под влиянием внешних и внутренних этнополитических факторов. В целом диаспоры и их национально-культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов во всем северокавказском регионе. В этой связи можно предложить следующие рекомендации: а) при разработке и реализации программ гармонизации межэтнических отношений учитывать фактор диаспор и усиливающуюся роль национально-культурных организаций; б) при учете этнических интересов дифференцировать таковые у различных этнических групп, вычленяя религиозные, культурные, языковые аспекты, в особенности степень сохранения этнокультурных характеристик; в) при организации миротворческого процесса активно включать в него национально-культурные организации, используя их гуманистический, миротворческий потенциал;
г) включать национально-культурные общины в структуру образований, способствующих гармонизации межэтнических отношений: участие в конференциях, совещаниях, симпозиумах; акциях народной дипломатии, проведении соответствующих праздников, дней культуры, фестивалей, выступления в СМИ; д) активизировать деятельность соответствующих муниципальных служб, разноуровненных межэтнических советов, комиссий, центров межнациональной дружбы; е) осуществлять содействие со стороны государственных органов и муниципальных служб в осуществлении принципа национально-культурной автономии, активизировать связи национально-культурных общин и государственных районных, территориальных администраций, муниципалитетов; ж) издавать научно-исследовательскую, учебную литературу для обеспечения образовательных программ с этническим компонентом, печатные органы для представителей диаспор, а также межэтнические газеты и журналы. Необходимо разработать единую программу культурных обменов с участием творческих сил республик (художников, писателей, композиторов, кинематографистов). Изучить возможность организации в новых условиях и на новом уровне «Дней культуры» в республиках, придав им на начальной стадии более определенный характер - «День музыки», «День литературы», «День кино». Возродить на современной основе киноальманах «Северный Кавказ». В деле привлечения интереса зарубежных стран к культуре Северного Кавказа следует активно задействовать соотечественников, проживающих за рубежом. В этом отношении можно привести положительный пример Кабардино-Балкарии (КБР). Так, Министерство культуры КБР совместно с Кабардино-Балкарским отделением Международной Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация "Родина"): поддерживает постоянно и стабильно многосторонние связи с соотечественниками за рубежом, информирует общественные организации соотечественников за рубежом о положении в Кабардино-Балкарской Республике, на Северном Кавказе и Российской Федерации;
регулярно направляет в страны компактного проживания соотечественников представительные делегации для ознакомления с жизнью соотечественников и обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества. В этих же целях Министерство принимает и работает с делегациями общественных организаций соотечественников, оказывает практическую помощь в решении вопросов и проблем соотечественников, прибывающих в республику, в оформлении документов на получение вида на жительство в РФ и гражданства РФ; ежегодно приглашает детей зарубежных соотечественников для обучения в высших и средних учебных заведениях КБР. Оказывает зарубежным соотечественникам помощь в организации обучения детей их родным языкам. Толчком к развитию внешних контактов может стать подписание органами власти соответствующих соглашений с зарубежными странами. Так, в Северной Осетии в рамках мероприятий "Года Китая в России" в 2007 году с деловым визитом находилась делегация провинции Сычуань, что дало импульс укреплению двусторонних отношений между РСО-Алания и китайской провинцией. Было подготовлено и принято соглашение о сотрудничестве. Следует отметить, что годом раньше в рамках года России в Китае в Сычуане проходила неделя РФ с участием детского коллектива из Беслана. Выступление этого коллектива произвело сильное впечатление на жителей Чэнду. октября 2008 г. было подписано Соглашение о культурном сотрудничестве между Адыгеей, КБР и Черкесским благотворительным обществом Иордании. Делегация из Адыгеи во главе с премьер-министром республики Муратом Кумпиловым приняла участие в первой научно-практической конференции по проблемам сохранения черкесского языка и культуры в зарубежных диаспорах. На конференцию, которая состоялась с 14 по 17 октября 2008 г. в Королевском культурном центре столицы Иордании - Аммане, съехались ученые и специалисты в области изучения черкесского языка ряда зарубежных стран. Как отметили в пресс-службе парламента Адыгеи, самой представительной стала российская делегация, поскольку кроме государственных деятелей в ее состав вошли представители Российской Академии наук и ученые вузов республик Северного Кавказа. "На встрече, в которой участвовали премьер-министры Иордании и Адыгеи, глава администрации президента КБР и посол России в Иордании отмечалась огромная историческая роль черкесов в становлении Иордании". По итогам конференции были выработаны предложения и практические рекомендации по сохранению и развитию черкесского языка. Кроме того, были обсуждены вопросы взаимодействия республик Северного Кавказа с Иорданским королевством в сфере экономики, бизнеса, культуры, других сфер жизнедеятельности.
Учитывая, что «туризм - культура мира», необходимо его развитие, как одно из важных направлений внешних культурных контактов республик Северного Кавказа, тем более, что регион обладает уникальными природно-климатическими и бальнеологическими ресурсами. Рыночная экономика создала широкие возможности для развития малых форм туристического бизнеса. Однако туризм очень сильно зависит от факторов внешней среды, в том числе геоэкономических и геополитических. Пока что в мире (да и в России) за республиками Северного Кавказа, прежде всего, Чечней и Дагестаном, сохраняется имидж «горячей точки» и «зоны нестабильности». Поэтому без государственной поддержки развитие туризма здесь невозможно. Итак, современная этнополитическая ситуация такова, что без участия органов власти широкое культурное взаимодействие республик Северного Кавказа с другими странами не будет эффективным. Это диктует необходимость реализации на практике многоуровневой системы взаимодействия, затрагивающей федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления, силовые структуры, общественные и научные организации, СМИ и творческие объединения Северного Кавказа, а также некоторые международные организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|