Лекция-визуализация как современная форма изложения материала
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В настоящее время в нашем обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами. Их исследования показывают, что применение активных методов обучения возможно и в такой форме обучения, как лекция, в частности в лекции-визуализации. Использование лекции-визуализации является мотивирующим механизмом побуждения познавательного интереса студентов. Данный вид лекции востребует личный опыт студента и создает предпосылки для формирования их субъектной позиции по отношению к получаемому знанию. Подобная форма лекционных занятий выступает как ориентированная основа будущей самообразовательной деятельности, наглядно демонстрирует образцы работы с информацией, а также ее полезность и рациональность по сравнению с традиционно принятыми формами. Данный вид лекции является результатом нового использования дидактического принципа наглядности. Содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает ее связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
1.2.2 План-конспект практических занятий [oi5] Дисциплина: фауна Дальнего Востока[oi6] Тема: фауна Республики Саха (Якутия) Цель занятия: сформировать у студентов знания о природных комплексах и животном мире Республики Саха (Якутия). Задачи: а) образовательная - сформировать у студентов знания: · о географии и рельефе Республики; · об исторических особенностях формирования фауны; · о видах, обитающих в зоне тайги и тундры; · о промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии; · о системе особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и видах, внесенных в Красную книгу Республики; · об основных экологических проблемах региона и их влиянии на фауну Якутии. б) развивающая: · умение систематизировать материал и видеть причинно-следственные связи. Ожидаемые результаты В результате проведения занятия обучающийся должен знать: основные понятия темы; особенности фауны Якутии, как она сформировалась; виды млекопитающих и птиц, включенные в Красную книгу Республики; основные проблемы региона. Также студент должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать и делать выводы по изученному материалу. Формирование у студентов системного мышления. Основные понятия темы: палеоген, орфографические рубежи, тайга, тундра, северный полярный круг. Норма времени: 2 часа Метод активного обучения: лекция-визуализация[oi7] с элементами дискуссии. Разработка студентом интеллект-карты.
Вопросы для самопроверки: 1. Дайте краткую характеристику Республики Саха (Якутия): когда была образована, площадь, численность населения. 2. В чем заключается уникальность дикой природы Республики? 3. В каких зонах расположена Якутия? Как это влияет на фауну? 4. Дайте краткую географическую характеристику Республики. 5. Кем представлен животный мир Якутии? Назовите основных обитателей тундры и тайги. 6. Расскажите об основных промысловых, акклиматизированных и реинтродуцированных видах Якутии. 7. Какова площадь ООПТ Якутии? Назовите ООПТ федерального значения. В чем их особенность? 8. Сколько видов внесено в Красную книгу Республики Саха (Якутия)? Назовите все виды млекопитающих и 15 видов птиц. Тестовое задание 1. Когда сформировалась фауна Якутии? a. В палеогеновом периоде b. В меловом периоде c. В кембрийском периоде 2. Сколько видов млекопитающих встречаются в Якутии? a. 70 b. 75 c. 80 d. 50 3. Сколько процентов составляет система особо охраняемые природных территорий Якутии? a. 25% b. 30% c. 10% d. 15% 4. Какой из приведенных ниже видов не является эндемиком тундры? a. Песец b. Лемминг c. Северный олень d. Овцебык 5. Какой из перечисленных ниже заповедников[oi10] расположен в зоне тайги? a. Олёкминский b. Усть-Ленский c. “Остров Врангеля” 6. Какой из перечисленных ниже видов является реинтродуцированным? a. Американская норка b. Ондатра c. Степной хорек d. Соболь 7. Какой из перечисленных ниже видов является акклиматизированным?
a. Овцебык b. Обыкновенный бобр c. Степной хорей[oi11] d. Бурундук Литература: 1. Красная книга Республики Саха (Якутия). Том 2. Животные. 2003. 2. Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sakha.gov.ru
Дополнительные ресурсы: 1. Презентация преподавателя; 2. Интеллект – карта, как пример для самостоятельного[oi12] составления.
Заключение Формулировка полученных результатов Основная цель научно-педагогической практики состояла в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки, формировании педагогических навыков, приобретения педагогического опыта. Специфика организации ДВФУ, позволила реализовать поставленную цель и обеспечить прохождение научно-педагогической практики в качестве преподавателя-стажера. В процессе практики было осуществлено знакомство со структурой образовательного процесса в образовательном учреждении; знакомство с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по дисциплине «Фауна Дальнего Востока России»; подобрана и проанализирована основная и дополнительная литература в соответствии с тематикой. Практические работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим как приобретению навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала, так и формированию профессиональных компетенций. Перечень приобретенных практических навыков В целом можно отметить, что научно-педагогическая практика позволила обеспечить базу для проверки магистрантом себя как преподавателя, создала условия для приобретения собственного опыта, для выработки соответствующего профессионального мышления и мировоззрения. Список литературы 1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб: Издательство “ Питер”,2000. - 304 с. 2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
3. Краснова А.Н. Педагогическая мастерская: опыт истории высшего образования//Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сб. науч. статей. - Мурманск: МГПУ, 2005.-С.17-21. 4. Крыско В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест, 1999. 5. Хмаро Н.В. Лекция как ведущий метод изложения учебного материала (метод. пособие для преподавателей). – Ярославль: Аверс Плюс, 2006.
Приложение А Пример интеллект - карты
[oi1]Можно вставить еще разработку и обсуждение плана-конспекта лекции по той теме,ж которая у Вас была [oi2]Этого уже нет [oi3]???? [oi4]Уроки – в школе [oi5]Лекции? [oi6]В названии дисциплины Россия отсутвтвует [oi7]Это 2 занятия: лекция и практическое занятие – составление интеллект-карты. [oi8]Это - лишнее [oi9]А где элементы дискуссии? [oi10]«Заповедник уже есть в вопросе, в ответах его повторять не надо. Курсивом выделить правильный ответ. [oi11]Или хорек? [oi12]Студенты ее составляют на практическом занятии или дома?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|