Понятие финансовой системы: сущность, подсистемы, сферы, звенья
Содержание
Введение 1. Особенности функционирования национальных финансовых систем 1.1 Понятие финансовой системы: сущность, подсистемы, сферы, звенья 1.2 Институциональная структура национальной финансовой системы страны 2. Территориальные финансы 2.1 Сущность и состав территориальных финансов 2.2 Понятие территориальных бюджетов 3. Проблемы территориальных финансов Заключение Список использованной литературы Приложения Введение
В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке, прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Иными словами, имевший место в системе (политика <=> экономика)очевидный перекос в сторону первого элемента, подразумевавший его неоспоримую доминанту, постепенно нивелируется. Происходит реструктуризация экономики, все большее число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.
В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. Целью исследования является раскрытие сущности территориальных финансов в национальной финансовой системе. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы.: – раскрыть особенности функционирования национальных финансовых систем; – рассмотреть сущность и состав территориальных финансов; – выявить проблемы территориальных финансов. При написании курсовой работы были использованы следующие источники информации: Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о федеральном бюджете за последние годы и другие нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства; научная литература и учебные пособия; журнальные статьи.
Особенности функционирования национальных финансовых систем Понятие финансовой системы: сущность, подсистемы, сферы, звенья
В научной иучебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим за/дачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т.д.
Собственно, ифинансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств». Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства». Нетрудно заметить, что приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечаютобязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно – «однородности по своим задачам иорганизационно объединенных в одно целое». С учетом изложенного финансовую системубудем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные иконечные. Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме:
а) заработной платы наемных работников; б) прибыли иамортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления. Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования ипланирования финансовых отношений, способов формирования ииспользования финансовых ресурсов». В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств). Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование ииспользование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления. В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение исоответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономическихотношений.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования ииспользования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: 1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов); 2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы); 3) финансы домашних хозяйств. Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рисунке 1 (Приложение 1). Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества (Приложение 2, 3). Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников (Приложение 4), под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели (Приложение 5). Кризис инвестиционной и производственной сфер в экономике России, резкое падение объема реальных капитальных вложений усугубляют проблемы технологического обновления производства. Монополизированность рынков инвестиций и производства, перекосы в отраслевой и территориальной структуре экономики требуют разработки системы мер по наращиванию инвестиций для осуществления реструктуризации производства, финансированию программ обновления.
Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы. Население участвует и в кредитных операциях. Денежные сбережения одних граждан в форме банковских вкладов служат источником получения другими гражданами кредита, необходимого для приобретения дорогостоящего товара, т.е. на потребительские цели. А для удовлетворения конкретной потребности в том или ином товаре или услуге, на которые не имеется достаточного количества ресурсов, граждане обращаются в банк для получения ссуды. Кредиты на потребительские цели, пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет удовлетворять потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимых суммах. Каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые органы, которые переводят на язык финансов операции с товарами и услугами, обеспечивают их денежными средствами, управляют долговыми требованиями и обязательствами, обеспечивают контроль за установленным порядком расходования средств, выполняют другие функции. Всю совокупность финансовых органов Российской Федерации можно разбить на две большие группы: государственные финансовые органы; негосударственные финансовые органы. К государственным финансовым органам относятся: Министерство финансов РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; министерства финансов субъектов РФ. Негосударственными финансовыми органами являются: фондовые биржи; страховые компании; валютные биржи; инвестиционные институты; инвестиционные чековые фонды; негосударственные пенсионные фонды; финансово-промышленные группы и др. В республиках, областях, городах и районах финансовыми вопросами занимаются работники финансовых органов, отделений казначейств, налоговых инспекций. Централизованные финансыпредставлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|