Резервы снижения себестоимости
Резервами снижения себестоимости молокопродуктов на КПУП «ГМЗ № 3» являются: 1. Экономия затрат на заготовку и транспортировку сырья. 2. Удешевление технологий производства. 3. Проведение мероприятий по энергосбережению. 4. Модернизация технологических линий. 5. Рост производительности труда. 6. Применение ресурсосберегающих технологий. 7. Улучшение организации труда. На КПУП «ГМЗ № 3» снижение себестоимости продукции возможно за счет замены электроотопления приборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление. Это объясняется тем, что электроэнергия на отопление стоит в 3 раз дороже электроэнергии на освещение, а также тем, что на предприятии имеется производственно-отопительная котельная и теплоноситель не берется со стороны, а видом топлива являются отходы, поэтому целесообразней было бы использовать водяное отопление. Покажем это на примере. Для начала рассчитаем цену, которую платит данное предприятие государству за отопление помещений во время отопительного сезона при использовании прибора ПБЭ - 0,75. Всего на заводе 8 таких приборов; отопительный сезон длится 5 месяцев; в час этим прибором израсходуется 6 кВт, отсюда получаем, что за 5 месяцев или за 150 суток израсходуется 21600 кВт в час (6 × 150 × 24 (часа в сутки) = 21600). Цена за 1 кВт - 145 руб., следовательно, КПУП «ГМЗ № 3» за отопительный сезон платит 5324400 руб. (21600 × 145 × 1,7 (коэффициент) = 5324400). Теперь рассчитаем цену, которую платило бы данное предприятие, используя водяное отопление. Для этого воспользуемся следующими формулами. Количество тепла, используемого на отопление, рассчитывается по формуле:
QОТ = q × α × V × (tВН - tН) × 24 × n, (1)
где q - коэффициент, учитывающий теплопотери на недостаточное уплотнение щелей, проемов, открывание дверей, вентиляции (от 0,35 до0,9); α = 1,17 - для климатического района РБ; V - отапливаемый объем всех помещений (м. куб.); tН - температура наружного воздуха по данным метеостанции; tВН - температура внутри помещений; n - количество дней отопления. Количество топлива рассчитывается по формуле:
С = QОТ × q × k, (2)
где q - норма расхода топлива на производство 1 Гкал теплоты; k - коэффициент нагрева воды = 1,1. Подставляя в эти формулы данные, получим: QОТ = 0,6 × 1,17 × 6000 × (18 - (-3)) × 24 × 150 = 318 Гкал; С = 318 × 1,1 × 1160 = 405,77 м. куб. Отходы, которые использует предприятие как вид топлива, стоят 8000 руб. за метр кубический, отсюда цена за отопление составит: 405,77 × 8000 = 3246160 руб. Сравнивая данные цифры, видно, что использовать водяное отопление вместо прибора ПБЭ-0,75 намного выгоднее. Себестоимость снизиться на 2078240 руб. (5324400 руб. - 3246160 руб.). Рентабельность текущих затрат составит 256 / (9553 - 2078,24) × 100 % = 3,4 %. Снижению себестоимости способствует повышение технического уровня производства. Печать этикеток для продукции КПУП «ГМЗ № 3» производится на термотреперных принтерах EleronQB/450VE с применением карбоновых лент, указанных в паспортах принтеров, цена за рулон (044 × 600м) при закупке в Германии последней партии (400 рулонов) составляла 76,49$ (164453,5 руб.). Экономический расчет замены ленты представлен в таблице 6. Таблица 6. Экономический расчет замены ленты
Исследовали альтернативные ленты других производителей. Тендер, проведенный между фирмами в г. Минске позволил снизить себестоимость ленты до 82500 руб. за рулон размером 0,104 × 150 м. Таким образом, экономический эффект в результате замены ленты составит 1 680 050 руб. ((67,426 руб. - 33,825 руб.) × 50 тыс. шт. (при условии реализации 50 тыс. единиц продукции)).
Таким образом, общий экономический эффект (снижение себестоимости продукции) должен составить 3758290 руб. (2078240 руб. + 1680050 руб.).
Совершенствование организационно-экономических отношений с поставщиками сырья
Оценка эффективности хозяйственных связей характеризует результативность управления коммерческой работой организации. Эффективность хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником. Для изучения поставщиков и их возможностей работники КПУП «ГМЗ № 3» должны принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок - продаж, бюллетенях спроса и предложения, за проспектами, каталогами, прайс-листами. С целью оптимизации сырьевой базы, КПУП «ГМЗ № 3» можно порекомендовать следующее: в дальнейшем необходимо уделять больше внимания анализу поставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками, которые полностью выполняют договорные условия. Риски, связанные с поставкой сырья, могут быть сведены к минимуму правильными маркетинговыми мероприятиями по закупке и поставке сырья, наличием его запасов на складе в объеме, необходимом для бесперебойного производства продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие обобщения и выводы: Предприятия молочной промышленности располагают современным, высокопроизводительным оборудованием, в том числе поточно-механизированными и автоматизированными линиями. Освоено производство новых видов цельномолочной продукции, сыров, мороженного, молочных консервов, масла, продуктов для детского питания, заменителей цельного молока для молодняка сельскохозяйственных животных. В последнее время особое внимание акцентируется на комплексной переработке молока и рациональном его использовании путем переработки обезжиренного молока, пахты и сыворотки на различные пищевые продукты.
В целях значительного увеличения производства продуктов питания намечены меры по увеличению объемов переработки молока, улучшению ассортимента и повышению качества молочных продуктов. Осуществление этих мер связано с реализацией задач агропромышленного комплекса и техническим перевооружением отраслей пищевой промышленности, в том числе молочной. При техническом перевооружении молочной промышленности предусматривается использование высокопроизводительного технологического оборудования, изготовления комплектов машин, аппаратов и поточных технологических линий, обеспечивающих повышение производительности труда, освоение нового технологического оборудования и автоматизированных линий для розлива молока и оборудования для упаковки молочных продуктов. КПУП «ГМЗ № 3» является основным поставщиком цельномолочной продукции для розничной торговли г. Минска. Завод специализируется на производстве фасованных молочных продуктов: молока, кефира, сливок, сметаны. В ограниченном объеме вырабатывается простокваша, ряженка, йогурты и др. кисломолочные продукты, а также паста творожная, сыр «Домашний», сыр «Крестьянский», сыр «Адыгейский», сыр «Десертный», сыр «Гурман», майонез «Славянский», пудинги и другие молочные десерты. Основное производство представлено цехом цельномолочной и диетической продукции, который включает приемо-моечный участок, аппаратное отделение, участок розлива молочных продуктов, творожный участок, а также в основное производство включается цех детского питания, тарный и цех готовой продукции, Заславский производственный участок. Вспомогательное производство состоит из ремонтно-механического и электроремонтного цехов, электротранспортного цеха, цеха аммиачно-воздушных компрессоров. В структуру завода входит ремонтно-строительный цех, хозяйственный участок. Функция контроля за качеством сырья и готовой продукции осуществляется производственной лабораторией. Непромышленный персонал занят в столовой, общежитии, фирменном магазине. На предприятии имеется отдел кадров, планово-экономический отдел, отдел организации труда и заработной платы, бухгалтерия, финансовый отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел продаж, служба АСУТП, отдел главного технолога, отдел капитального строительства, служба главного механика, служба главного энергетика.
Поставщиками основных и вспомогательных материалов являются в основном предприятия Республики Беларусь, а также коммерческие структуры. Основными поставщиками сырья - молока сырого для КПУП «ГМЗ №3» являются колхозы и совхозы Минского района и Минской области. В настоящее время их около 50. Одним из крупнейших поставщиков полиэтиленовой пленки для фасовки молока является Борисовский завод «Полимиз», упаковка Пюр Пак закупается в России, упаковка Тетра Брик закупается в дальнем зарубежье. Крупными поставщиками основных материалов (фруктовые наполнители) являются фирмы «Белпакресурсы», «Харвист». Цены на вспомогательные материалы договорные. На внутреннем рынке Республики Беларусь предприятие реализует в настоящее время 88,3 % продукции завода, 11,7 % реализуется в Россию. Основным рынком сбыта продукция КПУП «ГМЗ № 3» является г. Минск, незначительная часть продукции реализуется по Минской области и другим областям республики. В общем объеме реализованной продукции на внутреннем рынке 86,0 % составляет реализация в г. Минске, которая снизилась против прошлого года на 2,9 %, увеличился объем реализации по Минской области до 7 % или на 1,0 % против прошлого года, а также по Гомельской области до 5,4 % или на 1,5 % выше прошлого года. По остальным областям реализация составляет 1,6 % или на 0,4 % выше прошлого года. Направлениями совершенствования организации производства на КПУП «ГМЗ № 3» являются: - совершенствование организационной структуры за счет расширения производства в результате приобретения линии по производству сыра мягкого типа «Фета», линии для производства пасты творожной, приобретения пастеризационно-охладительной установки для сливок и высокожирного молока, фасовочного автомата для десертов творожных, пастеризационно-охладительной установки для кефира, установки высокотемпературной пастеризации молока для молока топленого, ряженки, йогурта. - резервы снижения себестоимости: за счет замены электроотопления приборами ПБЭ-0,75 на водяное отопление и замены ленты, общий экономический эффект должен составить 3758290 руб. - совершенствование организационно-экономических отношений с поставщиками сырья: КПУП «ГМЗ № 3» необходимо уделять больше внимания анализу поставщиков сырья, сотрудничать только с надежными поставщиками, которые полностью выполняют договорные условия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барановский С.И.Проблемы развития перерабатывающей промышленности АПК и пути их решения: Моногр. - Мн.: Бел-НИИЭИ АПК, 1998. - 267 с. 2. Горбатова К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. - М.: Колос, 1997. - 288 с. 3. Дмитриченко М.И., Пилипенко Т.В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с. 4. Жарикова Г.Г. Микробиология продовольственных товаров. Санитария и гигиена. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с. 5. Ильина З.М., Валуев В.В. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко. - Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1997. - 169 с. 6. Ильина З. М. Рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья: методология, проблемы формирования, перспективы развития. - Мн.: БелНИИЭИ АПК, 1998. - 169 с. 7. Ильина З.М., Мирочицкая И.В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия: учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 226 с. 8. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: Учеб. для вузов. - М.: Экономика, 1990. - 287 с. 9. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А.В. Богданович и др.; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Шимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 751 с. 10. Организация производства. Учебно-практическое пособие / М.Ю. Пасюк, Т.Н. Долинина, А.А. Шабуня. - Мн.: ООО ФУАинформ, 2002. - 76 с. 11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - Мн.: Новое знание. - 2004. 12. Синица Л.М. Организация производства: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2- изд., перераб и доп. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 521 с. 13. Шидловская В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов: Справочник. - М.: Колос, 2000. - 280 с. 14. Экономика предприятий и отраслей АПК. Учебник / под ред. Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф., Тонковича В.С. - Мн.: БГЭУ. - 2001. 15. Соломатин А.Н., Петров П.В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 220 с. 16. http://belstat.gov.by
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|