Глава 1. История создания и современная организация мореплавания и морского транспорта.
Челябинск 2006
Оглавление
Аннотация Введение Глава 1. История создания и современная организация мореплавания и морского транспорта 1.1. Мореплавание древних народов Земли 1.2. Современные средства морских пассажирских перевозок 1. 3. Характеристики морского транспорта 1. 4. Транспортные характеристики портов Глава 2. Правовые основы регулирования перевозок пассажиров морским транспортом 2.1. Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом 2.2. Обязанности сторон при организации морских круизов Глава 3. Морские перевозки на паромах 3.1. Круизы на паромах 3.2. Паромные сообщения на Балтике 3.3. Паромные линии и переплавы через проливы Заключение Список литературы Приложение Введение Перевозки людей по воде относятся к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Первоначально это были деревянные плоты и лодки, которые в современном туризме скорее можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. Тема данной курсовой работы актуальна в связи с тем, что развитие научно-технического прогресса привело к созданию громадных теплоходов — лайнеров, способных брать на борт десятки сотен пассажиров, перевозить их в комфортных условиях на большие расстояния, совершать кругосветные туры по морям и океанам и даже путешествовать среди льдов.
В зависимости от сферы обслуживания современный водный транспортразделяется на морской и речной.Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимаются перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкамотносятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсыосуществляются вдоль побережья между морскими портами без выхода в открытое море. Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение видов морских перевозок, в частности, морских перевозок на паромах, а также, целью работы является систематизация правовых основ регулирования перевозок пассажирским морским транспортом. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи: - история создания и современная организация мореплавания и морского транспорта; - правовые основы регулирования перевозок пассажиров морским транспортом; - морские перевозки на паромах. Объектом изучения курсовой работы являлись морские круизы в целом, а предметом работы – разновидность морских круизов – паромы. При подготовке данной курсовой работы теоретической базой исследования являлись работы: М. Б. Биржакова, Ю. Н. Грачева, В. Н. Дегтяренко, Е. К. Ромашкова. В работах данных авторов были раскрыты такие аспекты, как: проблемы перевозок, осмысление явлений и процессов в аспектах туризма и формировании туристского продукта. Рассматриваются исторические, географические, технические и социальные аспекты развития, этапы становления и развития паромных перевозок и любых других морских перевозок в целом и поэлементно.
Методологической базой исследования являлось: изучение и анализ всех выбранных литературных источников. Глава 1. История создания и современная организация мореплавания и морского транспорта. 1. 1. Мореплавание древних народов Земли.
Документированная история мореплавания и судостроения насчитывает 3000 лет. Примерно на этот период истории прослеживаются отрывочные сведения о мореплавании. Известно плавание египтян в XXVI в ВСна морских судах в страну Пунт (Восточный берег Африки) при фараоне Сахура. Возможности; египтян длительное время были ограничены отсутствием дерева для постройки судов. Они строили свои суда из тростника. Реальную возможность совершать дальние плавания в океане на таких судах доказал неутомимый норвежец Тур Хейердал. Удовлетворившись плаванием на плотах, он построил (дважды) крупное судно из тростника по древним чертежам и рисункам и пересек на нем Атлантический океан. В XXVII в. ВС египтяне строили крупные (до 50 м) суда из ливанского кедра и осуществляли перевозки по Средиземному морю, в том числе и с военными целями. Документированные сведения об этих морских походах — первые (известные нам) в истории мореплавания. Древние шумеры за 3000 лет ВСоткрыли и освоили берега Персидского залива и Аравийского полуострова, там существовали освоенные морские торговые пути. Река Инд и побережье до Суэцкого залива были исследованы греком Силаком Кариадским в 517 г. ВС. Большой вклад в мореплавание внесли древние финикийцы, приоритет которых в период начала тысячелетия ВС является неоспоримым. Они активно посещали острова Кипр, Крит, Сицилию и Мальту. В трудах Геродота приведены множественные описания финикийских походов, в том числе походов вокруг Африки за 1200 лет до Васка да Гама. Отважные мореплаватели вышли мимо Геркулесовых столпов в Атлантический океан и побывали на Канарских островах, открыли Пиринейский полуостров. Они основали города, которые в наше время носят наименования Танжер и Кадис. Позднее финикийцев в 470 г. ВСкарфагеняне предприняли ряд крупных морских экспедиций, из которых наиболее известен поход Ганнона в Атлантику вдоль побережья Африки до Сенегала. Он на 60 крупных судах перевез 30 тыс. колонистов для освоения новых земель. Эта экспедиция прошла до 6000 км вдоль побережья Африки.
Геродот упоминает сведения о Каспийском море, из которых следует, что Дарий организовал морские экспедиции и пересек это водное пространство в длину (пятнадцать дней плавания на гребном судне) и ширину (восемь дней), доказав, что этот большой водоем замкнутый, не связанный с каким-либо другим морем. Из древнего эпоса нам хорошо известны морские путешественники — аргонавты. Их приключения в путешествии на парусно-гребном судне «Арго» в Колхиду за золотым руном подробно и поэтически описаны в труде «Аргонавтика», датируемом III веком ВС.Одиссей (Уиллис) побывал на атлантическом побережье Иберийского полуострова и основал там поселение, сегодня именуемое Лиссабон. Финикиец Пифей в 350-320 гг. ВС совершил уникальное плавание, пройдя Средиземное море, вышел в Атлантику, совершил путешествие вокруг Европы, открыл остров Британия, обогнул его и достаточно достоверно описал берега европейского континента и острова Британия. Возможно, он дошел до Исландии, Артемиор из Эфеса (Древняя Греция) совершил путешествия во II веке ВС по Средиземному и Красному морю и создал книгу с описанием морей и условий мореплавания «Перипл» (Путешествие вокруг). Его труд служил справочным пособием морякам на протяжении 500 лет. Великий Александр Македонский и 325 г. ВСнаправил свой флот на изучение Инда и берегов Индийского океана. Аристотель в IV веке ВС посвятил много работ изучению морей и пришел к выводу о существовании и единстве мирового океана и высказал предположения о сферичности Земли. Морские путешествия были всегда трудным делом и уделом мужчин, служили торговле, войнам и захвату территорий, открытию новых земель и их колонизации, перевозке воинов и рабов, захваченной добычи. При этом возникали проблемы переправы через водные пространства большой численности войска и колонистов. Многократно организовывалась массовая переброска войск через Гибралтарский пролив, в том числе со слонами. Юлий Цезарь колонизировал остров Британия, преодолев в 55 г. ВС энергично пролив Ла-Манш, лишь спустя несколько столетий на этот остров прибыли норманы. Индийская Великая колонизация началась в начале I века ВС. Северные мореплаватели пересекли Атлантику, освоили Исландию и Гренландию и основали первые поселения в Северной Америке задолго до открытия ее Колумбом.
Освоение и колонизация новых территорий, отделенных морем от евроазиатского континента, и переселение целых народов сопровождалось массовыми перевозками колонистов, что можно условно отнести к пассажирским перевозкам. Везли женщин, детей, ремесленников, домашний скарб и даже домашних животных, но в одну сторону — на новые земли, и, следовательно, к туризму данные перевозки не относятся. В эпоху первооткрывательства XIV—XVI в. начался период активной колонизации новых земель на африканском, американском и австралийском континенте. Впервые в истории человечества этап освоения новых территорий перевозки пассажиров приобрел массовый характер. В связи с освоением новых континентов мощные волны колонистов и эмигрантов XVI—XVTI в. образовали стабильные потоки путешествующих на другие континенты. Единственным способом преодоления морских и океанских пространств было морское судно, способное перевозить большое количество пассажиров. В 1620 г. пилигримы на двух судах бежали со своими семьями в полном составе из Англии на американский континент, гонимые религиозными притеснениями. Небольшое парусное судно Mayflower за 66 дней дошло до берегов Северной Америки, и 102 колониста высадились на берег Массачусетс кого залива. На судах перевозили сотни тысяч черных рабов из Африки на плантации Америки. Обратных мощных пассажиропотоков не было длительное время. В конце XVIII века морские путешествия стали не столь трудной и опасной работой первооткрывателей, сколь способом перевозки пассажиров апробированными маршрутами в эмиграцию на новые местожительства при освоении новых континентов. На кораблях стали присутствовать особы женского пола и дети, стали совершаться дальние и кругосветные путешествия. Переселенцы освоились на новых землях и укрепились в Новом Свете. Они создали новую активно развивающуюся страну, к которой возник интерес у европейцев, и неутомимый Томас Кук организовал путешествия англичан в США. Одновременно поникли предпосылки ностальгического туризма. Состоятельные американцы после обустройства и накопления средств потянулись обратно в Европу. Среди прочих путешественников, Марк Твен совершил ностальгическое путешествие на морском лайнере, купив туристскую путевку в агентстве Томаса Кука. Он остался доволен путешествием и прославил Кука в своем рассказе и, более того, рекомендовал всем пользоваться услугами егоагентства.
1. 2. Современные средства морских пассажирских перевозок.
Средства морских пассажирских перевозок можно классифицировать следующим образом: - пассажирские лайнеры регулярных линий каботажного плавания — в пределах прибрежных территориальных вод государства; - пассажирские лайнеры регулярных линий международных рейсов между портами различных государств или между портами одного государства, но с заходом в порт иностранного государства; - пассажирские лайнеры регулярных трансокеанских линий; - круизные суда cruises ships, совершающие 5—15-дневные и более продолжительные рейсы с заходом а несколько портов различных государств и с кратковременной (I —2 дня) стоянкой; - паромы ferry, совершающие регулярные грузопассажирские перевозки; - суда для перевозки специальных категорий пассажиров, например, паломников special trade passanger ship. Их оборудование и эксплуатация регулируются специальными требованиями Special Trade Passanger Ships Agreement; -высокоскоростные суда fast ferry для пассажирских паромных перевозок — на воздушной подушке, катамараны, суда на подводных крыльях; - парусные суда, в том числе учебные и экскурсионные; яхты (парусные, парусно-моторные и других типов); - круизеры и моторные лодки всех типов; - специальные экскурсионные суда, в том числе с прозрачным дном, и туристские подводные лодки; - морские плавучие отели (ботели). 1. 3. Характеристики морского транспорта.
Сообразно особенностям технического средства морской путь может пролегать по поверхности воды (преимущественно), под водой (субмарины), в приводных слоях воздуха (суда на воздушной подушке). Путь движения и его протяженность характеризуется расстоянием и условиями передвижения, маршрутом следования между пунктами отправления и назначения. Непосредственное влияние на расстояние по маршруту водного речного или морского пути оказывают конфигурация береговой линии, глубины и другие условия безопасного плавания (гидрологические, гидрометеорологические, иные физические условия в водной и воздушной средах). Эти же условия определяют сопротивление движения, скорость движения судна, целесообразные технические характеристики судна для данного вида перевозки (груза, пассажиров и др.). Характеристики судов. Морские (и речные) средства перевозок имеют свои отличные характеристики и особенности, которые учитывают при выборе путей и способов перевозки. Транспортные характеристики судов многочисленны, главные — мореходность, технические характеристики корпуса, его размеры, прочность, массовые и объемные показатели, мощности силовой и вспомогательных установок, скорость и способность к данному району плавания. Мореходность — совокупность характеристик судна: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки. Важный показатель - прочность корпуса, способного противостоять воздействию массовых нагрузок, волн, льдов, выхода на волну и других. Главные размерные показатели — длина ширина корпуса, высота борта и осадка. Эти показатели определяют способность судна к грузовым операциям, формированию помещений для пассажирских кают, вспомогательных площадей. Размеры судна учитываются при проходе через узкости и фарватеры, по мелководью и под мостами, в порты, постановке к причальным стенкам, маневрировании. Массовые показатели: водоизмещение(масса судна, равная массе вытесненной воды) и полная грузоподъемность или дедвейт(полная грузоподъемность, соответствующая грузовой марке). Дедвейт равен разности водоизмещении судна с полным грузом и в порожнем состоянии. Объемные показатели: грузовместимость(объем помещений для грузов в куб. м) и пассажировместимость(количество мест, предназначенных.тля перевозки пассажиров), а также валовая вместимость судна. Валовая вместимость выражается в регистровых тоннах и показывает общий объем помещений судна. Регистровая тонна равна 2,83 куб. м или 100 куб. футов. Одно из больших пассажирских судов принадлежит круизной компании P & Q. круизный лайнер «Гранд Принцесс» 109 тыс. т, судно принимает до 2500 туристов, которых обслуживает экипаж свыше 1100 чел. Уникальный парусник «Франция U», был построен в 1911 г. но Франции, длина стального корпуса 127 м. водоизмещение 5900 т, парусное вооружение прямое, два вспомогательных двигателя. Судно эксплуатировалось 11 лет, потерпело крушение и затонуло в 1922 г. На сегодня первенство среди парусных судов принадлежит паруснику «Седов» (Россия, порт приписки Мурманск). В современности строятся парусные суда. В практике эксплуатации судов различают техническую скорость и среднюю путевую эксплуатационную скорость.Техническая скорость — показатель, который задается заказчиком при проектировании и постройке судна — максимальная скорость движения, она проверяется на ходовых испытаниях. Эта скорость зависит от технических характеристик судна, мощности установок, плавности обводов корпуса и многих других. Эксплуатационная путевая скорость — достигаемая в процессе определенных условий плавания на маршруте за данный отрезок времени. Эта скорость зависит от условий плавания, включает задержки а шлюзах, портах, изменяется в зависимости от загрузки судна, погодных условий, направления ветра, волнения, ледовой обстановки, глубин. Технические характеристики судна во многом определяют район плавания. Морские суда делятся на следующие категории: - неограниченного морского (океанского) плавания. Это средне- и крупнотоннажные суда, с повышенной прочностью корпуса, высокими мореходными качествами, технические характеристик которых гарантируют безопасность плавания в океане в любых условиях. Эти суда отвечают всем требованиям морских регистров — государственного технического надзора, проходят освидетельствование по этим правилам; - ограниченного плавания, обычно в пределах одного моря, в облегченных навигационных условиях, как правило, это малотоннажные суда маломерного флота; - прибрежного (местного) и рейдового плавания, район плавания органичен рейдами или акваторией порта; - смешанного «река-море», служат для выполнения работ на морских и речных путях и системах, например в системе «Волго-Балт»; - суда ледового плавания, приспособлены для самостоятельного плавания в ледовых условиях или следуют за ледоколами. Они имеют повышенную прочность корпуса и защиту винтов от повреждений. 1. 4. Транспортные характеристики портов.
Морские порты — пункты на берегу моря (океана, реки) с прилегающей водной и сухопутной территорией, комплексом сооружений, устройств для причаливания, разгрузки и погрузки судов, перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, снабжения судов и их ремонта, служб навигации и сопровождения судов. В пассажирских портах устраиваются специальные терминалы для посадки и высадки пассажиров и совершения таможенных формальностей (иммиграционных, таможенных, фискальных, санитарных), багажные отделения, кассовые залы, рестораны, залы ожидания, гостиницы, магазины, парикмахерские, отделения почты и банков, офисы туристских и транспортных фирм [Прил.1, рис.1]. Морской порт неразрывно и исторически связан с развитием судоходства, на его местонахождение влияют географические, гидрографические и гидрологические, технические, экономико-политические, социо-культурные и иные факторы. Морские порты неразрывно связаны с историей, становлением и развитием судоходства и других видов транспорта. Многие порты имеют более чем тысячелетнюю историю, установившиеся веками традиции, получают уникальное право — на обычай порта, уважающийся и учитывающийся в международных правовых нормах. Учитываются географические факторы: физико-географические условия побережья, глубины моря, возможности безопасного подхода, наличие фарватеров. Важное влияние на деятельность порта оказывает наличие тяготеющих наземных районов, культурных и промышленных нейтрон, наземных коммуникаций, транспортных путей. Порт — сложнейшая система взаимодействия перевалки, перегрузки грузов и перераспределения пассажиропотоков на другие виды транспорта: речного, наземного автомобильного и железнодорожного, воздушного. Порт имеет акватории — внутреннюю гавань и внешний рейд. Внутренняя гавань обеспечивает защиту судов от ветров и течений, волнений, ледоходов, имеет причальные стенки достаточной глубины для приема судов с большой осадкой. Внешний рейд — часть акватории порта с подходными каналами, фарватерами для стоянки судов и ожидании захода в гавань. На береговой части располагаются причалы с погрузочно-разгрузочными механизмами, подъездными путями, склады, морские вокзалы, трубопроводы, устройства для снабжения судов, ремонтные, навигационные и юридические службы и другие службы обеспечения. Наилучшее место для расположения порта — глубоководные устья рек при наличии свободного морского подхода, закрытых бухт, обеспечивающих естественные закрытые гавани. Реки являются естественными транспортными артериями в глубь суши. Важно наличие автомагистралей и железнодорожных путей, инфраструктуры. Исторически эта факторы играли и играют в настоящее время, решающее значение, и поэтому значительное количество крупных портов расположено в эстуариях (Лондон, Гавр, Антверпен, Монтевидео, Санкт-Петербург и многие другие). Важнейшие показатели порча — грузооборот и пропускная способность, длина причальных стенок, наличие глубоководных причалов, кранового оборудования, подъездных путей. На пропускную способность в отношении Пассажирских перевозок большое влияние оказывает наличие морских вокзалов и терминалов большой пропускной способности. Строительство и развитие портов во многом определяются уровнем экономического развития тяготеющих к ним районов и регионов. Районы тяготения разделяются на внутренние и внешние. Внутренним называют территорию, для которой данный порт служит наиболее удобным и господствующим местом ввоза-вывоза грузов и пассажиропотоков. Внешний район тяготения — зарубежные территории и районы, куда вывозятся и откуда прибывают грузы и пассажиропотоки. Баланс внутренних и внешних районов тяготения в отношении пассажиропотоков зависит от состояния экономики страны порта и других регионов и политики. Одно время в Швеции была принята довольно жесткая концепция туризма — Швеция — «страна для шведов» и въездным туристским потокам уделялось мало внимания. Затем власть сменилась и была принята другая, противоположная, концепция — значимо ориентированная на прием иностранных туристов, наибольшая часть которых сегодня следует в Стокгольм именно морским путем. В балтийском море успешно и круглогодично функционируют паромные линии Silja Line, Viking Line и другие. Устойчивые трассы маршрутов Хельсинки и Турку—Стокгольм. Хельсинки—Таллинн, Таллинн—Стокгольм, Рига—Стокгольм, многие линии имеют заходы в порт Любек (Германия). В летний период в порты Балтийского моря заходят много круизных сулои. Санкт-Петербург — исторический порт, окно вЕвропу для России, за которое положил много сил 300 лет назад российский гений император Петр I. В отношении морского туризма этот крупный порт занимает достаточно интересное положение в наше время. В сезон «Белых ночей» (май-июнь-июль) в порт каждый день прибывает 4—6 крупных круизных судов, а общий поток прибытий круизных пассажиров оценивается до 250 тыс. ежегодно. Одновременно российские судоходные компании в порту Санкт-Петербург не имеют собственных круизных судов и выездной пассажиропоток российских туристов морским путем ничтожен. Нельзя сказать, что у россиян нет интереса к морским путешествиям. Но в силу обстоятельств, туристы следуют наземным транспортом в Хельсинки или Турку, а далее на паромах в Стокгольм или Любек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|