Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и уровни профессионализма социального педагога




 

Интервалы интегративного показателя (в баллах) Уровень профессионализма
9-10 Оптимальный
6-8 Допустимый
4-5 Критический
0-3 Недопустимый

Тема 11. Технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функций

 

Диагностическая функция – исходная в деятельности социального педагога. Ее реализация начинается с комплексного социально-психолого-педагогического диагностического исследования, которое требует серьезного анализа и интерпретации полученных результатов. Социальный педагог диагностирует развитие личности ребенка в социальной среде, особенности влияния этой среды на социализацию ребенка, ее позитивные возможности, негативные влияния, а затем, осуществляя прогностическую функцию, проектирует деятельность всех субъектов социального воспитания. На основе мониторинга социальный педагог способен скоординировать позитивные влияния всех субъектов социального воспитания с целью оказания комплексной (социально-психолого-педагогической) профессиональной помощи ребенку в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации.

_________

 

Задачи: ♦ актуализировать знания по методологии и методам психологических, педагогических, социологических исследований; ♦ определить сущность диагностической и прогностической функций социального педагога; ♦ закрепить профессиональные умения по изучению личностных, индивидуально-психологических особенностей клиента, выявлению его положительного потенциала и «проблемного поля»; социального статуса в семье, в среде неформального общения, организованной среде и референтных лиц с негативным и позитивным влиянием, а также по изучению инфраструктуры микрорайона, влияния социальных факторов на развитие и социализацию личности; ♦ выработать умения по прогнозированию и проектированию развития личности, а также социально-педагогической ситуации в микросоциуме.

План занятия

1. Сущность диагностической функции; взаимосвязь понятий «диагностика», «педагогическая диагностика», «социальная диагностика», «социально-педагогическая диагностика».

2. Задачи социально-психолого-педагогической диагностики. Объект и предмет педагогической диагностики.

3. Методы социально-педагогической диагностики и их характеристика.

4. Организация и порядок диагностирования (этапы, требования к проведению диагностики).

5. Изучение личности ребенка, его связей в микросреде и социального статуса. Изучение инфраструктуры микрорайона.

6. Апробирование социально-педагогических технологий и реализация диагностической функции социального педагога.

7. Сущность и реализация прогностической функции.

Практические задания

Задание первое

1. Определите сущность и место диагностической и прогностической функций в системе работы социального педагога, придерживаясь следующей логики: изучать, чтобы знать; знать, чтобы понимать; понимать, чтобы помочь.

 

 

2. Охарактеризуйте методы изучения личности, групп, коллектива, типов семей, воспитательной ситуации, взаимоотношений в семьях.

Задание второе

Апробируйте пакет методик, позволяющих изучить личность ребенка, определить его положительный потенциал и «проблемное поле», социальный статус, особенности его семьи, референтных лиц с позитивным и негативным влиянием; выявить влияние инфраструктуры микрорайона и других социальных факторов на его развитие и социализацию.

Этапы выполнения задания:

1-й этап. Изучите психолого-педагогическую литературу по теме исследования. Определите объект изучения, обоснуйте свой выбор.

2-й этап. Изучите личностные, индивидуально-психологические особенности учащегося, используя методы собственных наблюдений, психолого-педагогические методики, беседы с учащимися, обращаясь к школьной документации, медицинским картам и др.

3-й этап. Обратите внимание на состояние здоровья учащегося, особенности его физического развития (соответствует ли оно возрасту, например вес, рост и т.д.).

4-й этап. Пронаблюдайте воспитанника в различных видах деятельности:

каково отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков, основные мотивы учения, особый интерес к определенному предмету, особенности памяти, мышления, внимания);

каково отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т.д.);

к какому виду деятельности имеется устойчивый интерес;

посещает ли какой-либо кружок, секцию, клуб;

какие виды и формы досуга предпочитает;

имеется ли профессиональная направленность (профессиональное намерение, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).

5-й этап. Изучите особенности семьи ребенка и ее воспитательный потенциал по предложенной примерной программе:

1) Состав семьи, структура семьи (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т.д.).

2) Жилищно-бытовые условия семьи (обеспеченность жилплощадью в соответствии с нормами, нуждается в улучшении жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр).

3) Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная).

4) Характер взаимоотношений в семье:

между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, резкоконфликтные, аморальные и т.д.);

между родителями, другими взрослыми членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.);

положение ребенка в семье (предоставлен самому себе, никто им не интересуется, налицо забвение его интересов, запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями, ощущает себя «Золушкой» или «кумиром», является объектом постоянных ссор взрослых, когда каждый из них стремится привлечь его на свою сторону, занимает педагогически оправданную нишу);

отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, родители для него авторитетны, относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает семейную драму, тяготеет к одному из членов семьи (к кому и почему).

5) Наличие отклонений в поведении какого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.д.). Влияние этих факторов на ребенка.

6) Отношение взрослых членов семьи к нравственным ценностям ребенка.

7) Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (какие периодические педагогические издания выписывает семья, имеется ли домашняя библиотека, посещают ли театр, филармонию, кинотеатр, какую литературу читают, имеется ли телевизор, радио, магнитофон, музыкальные инструменты и т.д.).

8) Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):

знание родителями психолого-педагогической литературы, интерес к книгам по воспитанию;

отношение родителей к организации и содержанию деятельности ребенка в сферах учебы, труда, досуга (выполнение домашних заданий, трудовых обязанностей в семье, проведение свободного времени);

организация и формы осуществления контроля за ребенком, выполнением режима;

единство требований родителей к ребенку, меры поощрения, наказания, применяемые к нему;

осведомленность детей о работе старших членов семьи (их профессиях, трудностях, успехах).

9) Влияние социальных факторов на семью и социализацию ее членов.

6-й этап. Выявите и определите социальную позицию ребенка в семье, в коллективе сверстников, сфере неформального общения (клуб, секция, тусовка и т.п.).

Чем богаче образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опираясь на его субъективный опыт, накопленный им в семье, в общении со сверстниками, в реальном взаимодействии с окружающим миром.

Выявите характер и особенности микросреды, окружающей ребенка, и определите, как он оценивает свою социальную позицию в каждой из сфер деятельности.

Дезадаптация в одной из сфер отношений заставляет ребенка остро переживать свою несостоятельность, которую, однако, он может компенсировать успехами в других сферах. Дезадаптация в двух сферах одновременно обязательно сопровождается проблемами в личностном росте ребенка. Дезадаптация в трех сферах создает условия, препятствующие дальнейшему развитию личности (схема 8).

Задание третье

Обработайте данные, полученные в результате вашего исследования.

1. Выявите положительный потенциал личности подростка. Охарактеризуйте его с ориентацией на положительные качества, а недостатки переведите в позитивный план (робость –> скромность, упрямство →настойчивость). При заполнении параметров «ценности», «интересы» и «идеалы» учтите результаты анализа проведенных методик. Изучить индивидуально-психологические особенности личности вам помогут методики, выявляющие ее направленность, ведущий тип темперамента, уровень самооценки и др.

2. Определите, есть ли у ребенка проблемы и каковы их причины. Обратите внимание, есть ли сложности в психологическом, физиологическом развитии (заниженная самооценка, акцентуация характера, несоответствие физического развития возрасту, нарушение осанки, недостатки зрения, слуха, внимания и др.), в межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, в семье.

3. Выявите с помощью социометрии, других методик референтных для учащегося лиц (в классе, школе, семье, в среде неформального общения), которые могут помочь в разрешении возникших проблем, поиске выхода из конфликтных ситуаций, в построении учеником собственного «Я». Кто из этих людей имеет позитивное, а кто негативное влияние на школьника и почему? Чем привлекательны они для подростка?

4. Определите «поле общности» с ребенком: что вас объединяет, что общего у вас, в чем вы похожи. Определение граней совпадений позволит вам лучше понять ребенка, наладить контакт с ним.

Оформите свои наблюдения, результаты анализа и рекомендации по следующему образцу.

 

Схема 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...