Тема 9. Мотивационное программно-целевое управление в деятельности социального педагога
Процесс социализации личности зависит от окружающей социальной среды, представляющей целостное психосоциальное пространство, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам подросток, отдельные личности и др. Соотношение влияний (как позитивных, так и негативных), образующих это пространство, во многом определяет возможные варианты развития личности. Естественно, чем лучше организована среда, чем она нравственнее, тем благоприятнее ее воздействие на личностный рост ребенка, его социализацию. Задача педагога как субъекта социального воспитания состоит в том, чтобы перевести социальную ситуацию развития в педагогическую, взять на себя управленческие функции для организации нравственной воспитывающей среды в микросоциуме, объединить усилия всех субъектов социального воспитания, чтобы создать условия для личностного развития подростка. Эффективности управленческого воздействия способствует технология мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) (И.К. Шалаев). Технологический алгоритм МПЦУ включает три шага: построение «дерева целей» в логике ярусов «хочу–могу–делаю–получаю»; разработку исполняющей программы, адекватной «дереву целей»; реализацию управляющей программы. При взаимодействии с воспитанником педагог может прибегнуть к аналогии – образу «дерева». Известно, что приведение аналогий не является научным доказательством, но в данном случае аналогия становится приемом доступного выражения научно обоснованных и уже доказанных идей. Используя образ «дерева», педагог предлагает ребенку осознать взаимосвязь и взаимозависимость его потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, поставленных перед собой целей. Процесс взаимодействия педагога и подростка начинается с анализа социально-психологической ситуации в микросреде, личностных особенностей воспитанника, т.е. «почвы», на которую «высаживается дерево». «Почва» – это тот социум, та среда, которая окружает ребенка. Семья, друзья подростка – каковы они? Чем заполнено свободное время ребенка? Питает ли все это «корни дерева», обогащает ли жизнь ребенка, его личность? Ведь чем плодороднее почва, тем быстрее растет деревце, тем скорее поспевают плоды. Вокруг деревца на почве могут расти сорняки, мешающие его росту... А это значит, что педагогу вместе с подростком следует выявить факторы, препятствующие развитию личности. Что это за факторы: недостатки характера, личностные проблемы, негативные влияния среды?
На основе психолого-педагогической диагностики с учетом потенциальных возможностей, способностей ребенка, его стремлений, потребностей, а также с помощью такого приема, как перевод негативных качеств личности в позитивные, выстраивается норма-образец возможных достижений ребенка, что и может являться генеральной целью в программе его личностного развития. Соответственно определяются и актуальные цели. А далее через использование различных методов мотивационного управления -создание ситуации критической самооценки, ситуации установки, ситуации успеха и др. – педагог осуществляет целенаправленное воздействие на мотивационную сферу личности ребенка, в результате чего у него появляется потребность к саморазвитию. Мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию – то самое «хочу», и является «семенем», из которого вырастет «деревце», приносящее плоды. Насколько сильной будет потребность к самосовершенствованию, настолько сильными сформируются и «корни». «Корни» – это способности, возможности ребенка, то положительное в его личности, на чем и будет строиться процесс самовоспитания, т.е. его «могу». «Ствол дерева» – это обеспечение «делаю», т.е. прилагаемые ребенком усилия для достижения цели: чем больше усилий, тем мощнее «ствол». Перед нами технологический цикл построения ребенком собственного «Я». В соответствии с выявленной мотивационной готовностью ребенка строится исполняющая программа. Задача социального педагога – научить ребенка конкретным способам, приемам самоорганизации, самореабилитации и др. «Крона дерева» – это актуальные цели. И наконец, «плоды» – генеральная цель – результаты личностного роста, работы над собой, то, чего хочет достичь ребенок в результате самовоспитания – то самое «получаю». Соответствует ли оно изначальной позиции «хочу»? Это будет зависеть от того, насколько сильными были «корни», «ствол дерева». Выявление и определение условий, социальной среды референтных лиц, способных позитивно влиять на подростка, а также негативных тенденций, тормозящих личностный рост, поиск и осуществление эффективных путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний в микросоциуме и использования позитивных факторов в качестве надежных компенсаторов – вот те задачи, которые призван решать социальный педагог, помогая ребенку в его саморазвитии.
Успешная реализация управляющей программы зависит от того, насколько грамотно осуществляет педагог многоуровневое планирование, многоуровневую организацию, многоуровневый контроль и многоуровневое регулирование. Итак, социальный педагог должен уметь: анализировать социально-психологическое состояние в микросоциуме; определять социальный и психолого-педагогический диагноз воспитанника; разрабатывать конструкцию стимульных ситуаций, модель мотивации поведения ребенка; строить норму-образец развития личности, «дерево целей» с учетом решения проблем в микросоциуме; составлять адекватные исполняющую и управляющую программы, а также обеспечивать их реализацию. _____________ Задачи: ♦ раскрыть сущность мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ); ♦ познакомиться с понятийным аппаратом МПЦУ; ♦ изучить технологию, методы, закономерности МПЦУ.
План занятия 1. Сущность мотивационного программно-целевого управления. 2. Понятийный аппарат МПЦУ. 3. Технология МПЦУ («дерево целей», стратегия, тактика). Практические задания Задание первое 1. Изучите основы мотивационного программно-целевого управления. 2. Составьте словарь понятийного аппарата МПЦУ. Задание второе 1. Составьте «дерево целей», исполняющую и управляющую программы деятельности социального педагога. 2. Проанализируйте предложенную методическую интерпретацию программно-целевого подхода к организации социального воспитания. 3. По предложенной методике «деревца» саморазвития составьте вместе с воспитанником (подшефным подростком) программу его личностного роста, в которой должны быть определены генеральная и ведущие цели (см. схему 7). Организуйте работу, направленную на самопознание ребенком достоинств своей личности и «проблемного поля». Помогите выстроить программу действий по достижению поставленных целей. Последовательность предстоящей работы может быть следующей: 1-й шаг – оказывая влияние на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка, вызовите его «хочу» к саморазвитию (посредством предъявления нормы-образца, объяснения, каким может стать ребенок в процессе и результате саморазвития, а также с помощью методов и приемов критической самооценки (КС), установки (У), делегированной инициативы (ДИ) и др.) 2-й шаг – изучите личностные особенности ребенка, уровень его самопознания. Выявите, в первую очередь, достоинства личности: «корни» – «я могу», а также «проблемное поле»: «сорняки» -«мне мешает». 3-й шаг – составьте с воспитанником программу достижения целей («плодов»). Социальный педагог должен научить воспитанника способам: самооценки, самопрезентации; самоорганизации; самореабилитации; самоутверждения; самореализации. Предложенная методика позволит помочь воспитаннику в его саморазвитии.
Материалы к теме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|