Тема 17. Методика социально-педагогического взаимодействия в системе социальных служб
Основная характеристика социально-педагогической деятельности – оказание со стороны общества комплексной социально-психолого-педагогической, реабилитационной помощи ребенку, подростку, молодежи, взрослому человеку. Благоприятные условия для саморазвития личности, разрешения ее проблем, противоречий в системе взаимодействия «личность – общество», самореализации в социально полезных сферах жизнедеятельности призваны создать учреждения социально-психолого-педагогической помощи. Так, создаются центры: центры досуга, хобби-центры, центры помощи семье и детям, социально-педагогические комплексы, реабилитационные центры и комплексы, студенческие социально-психолого-педагогические центры и др. ___________ Задачи: ♦ изучить цели, задачи, функции, основные направления, содержание деятельности социально-педагогических учреждений различных типов; ♦ сформировать профессиональные умения и навыки моделирования социально-педагогических учреждений (служб, центров, комплексов) в зависимости от особенностей микросоциума. План занятия 1. Инструктивно-директивные материалы о создании социально-педагогических учреждений различного типа. 2. Из опыта работы социально-педагогических учреждений (социально-педагогические комплексы, центры помощи семье и детям, медико-социальные и реабилитационные центры, социальные приюты, центры досуга, хобби-центры и др.). 3. Моделирование систем социально-педагогической помощи детям, подросткам, молодежи, взрослому населению (презентация и защита собственных проектов). 4. Методика педагогического взаимодействия в системе социальных служб. Практические задания
Задание первое Познакомьтесь с различными типами учреждений социально-педагогической помощи. Изучите уставы, основные направления, содержание их деятельности. Проанализируйте эффективность работы учреждений, удовлетворенность клиентов предоставленными им услугами. Определите особенности, достоинства и проблемы в организации деятельности учреждений в реальной практике. Задание второе Предложите возможные проекты моделей центров, комплексов, служб оказания социально-педагогической помощи. Защитите предложенные модели в микрогруппах. Задание третье 1. Разработайте программу деятельности одного из центров социальной помощи. Определите направления его работы, состав служб, функциональные обязанности сотрудников. 2. Познакомившись с опытом создания и деятельности центров, комплексов различных типов, предложите возможные модели социально-педагогических центров в сельской местности. Задание четвертое Учитывая специфику различных типов микрорайонов города (центр, «спальные» районы, окраина, новостройки, преобладание многоквартирных домов, частного сектора и т.д.), наличие культурных, образовательных, спортивно-оздоровительных и других центров социально-медицинской защиты и помощи, социальную обстановку (криминогенность), предложите программу развития службы социально-педагогической помощи населению, в том числе детям, подросткам, молодежи. Задание пятое Сравните различные типы социально-педагогических учреждений и выявите особенности каждого из них. Обоснуйте необходимость их функционирования. В каком из социально-педагогических учреждений вы предпочли бы работать и почему? Задание шестое Составьте схему системы оказания социальной помощи семье и детству в вашем районе, городе, регионе.
Материалы к теме Основные направления деятельности Центра социально-психологической реабилитации населения (Алтайский край)
В 1997 г. в крае создан Центр социально-психологической реабилитации населения, основной целью которого является осуществление социально-психологической, правовой, профориентационной и психотерапевтической помощи детям, подросткам, родителям и представителям всех учреждений, причастных к воспитанию и обучению подростков и молодежи. С учетом специфики социальной работы, проводимой в крае, специалистами Центра определены четыре основных направления его деятельности: – социально-психологическая реабилитация населения; – научно-методическая и организационная работа; – консультативно-диагностическая работа с разными группами населения края; – оказание методической помощи специалистам социальных служб края. В центре работают специалисты: психологи, психотерапевт, логопед, врач-реабилитолог, психиатр, нарколог, сексопатолог, массажисты, инструкторы ЛФК, социальные педагоги, социологи, социальные работники, методисты. Социально-психологическая реабилитация – система мероприятий, направленных на морально-психологическую адаптацию, восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических и физических функций, повышение душевного комфорта, установление взаимоотношений в семье, в коллективе, разрешение конфликтных ситуаций, решение проблем личностного роста, общения, профессионального самоопределения и работу с детьми. Реабилитация проходит в несколько этапов, каждый из которых длится 2,5 месяца. Через полугодовой перерыв занятия в группах возобновляются, что дает новый виток в реабилитации. Особое место в деятельности Центра занимает реабилитация детей с ограниченными возможностями. По специально разработанным программам занятия проводят психологи, педагоги дополнительного образования, музыкальный работник, инструкторы ЛФК. Главная цель реабилитационных занятий – выравнивание возможностей детей с умственными и физическими нарушениями, а также восстановление утраченных ими умений, способностей, навыков. Новым методом реабилитации является иппотерапия. Другим направлением деятельности Центра является работа с детьми и подростками из многодетных, малообеспеченных семей, а также семей, имеющих больных алкоголизмом. Работа с такими детьми ведется в лагерях-интенсивах, где за достаточно короткое время решаются проблемы по улучшению коммуникативных способностей детей и подростков, укреплению физического здоровья. Во время занятий специалисты помогают детям и подросткам выявить их творческие способности, намечают пути их развития, что во многом способствует дальнейшей социализации личности.
Одна из форм работы Центра – выезд специалистов в районы края. Бригадный метод позволяет оказать помощь каждому, кто в ней нуждается, тем кто не знает, как разрешить психотравмирующие ситуации. Специалисты способствуют формированию у клиента умения справиться с проблемами, возникающими в социуме. В ряде районов работают постоянно действующие клубы «Молодая семья», «Формирование сексуальной культуры подростков» по программам, созданным специалистами Центра. В работе Центра с населением края формируется разветвленная система социально-психологических услуг, предлагаемых в различных формах и видах: – диагностика детей с целью выявления патологии различной формы, определения уровня подготовки к школе, профессиональной ориентации, мотивационной сферы обучения; – проведение занятий по саморегуляции с применением способов релаксации для всех возрастных групп; – индивидуальная коррекция поведения, состояния, личностного роста; – диагностика профессионального самоопределения населения; – индивидуальное консультирование детей и взрослых с различными проблемами (конфликты между детьми и родителями, семейные, межличностные конфликты, отклонения в развитии, нарушения в поведенческой сфере, страхи, депрессии и т.д). В методическом кабинете Центра накоплен значительный объем научно-методической литературы по социальной работе, психологии, педагогике, психотерапии, медицине. Создан банк программ, разработанных специалистами Центра, для проведения психокоррекционных занятий с детьми, страдающими ДЦП, разных возрастных групп, больных шизофренией, олигофренией, подростков с девиантным поведением, программ занятий по лечебной физкультуре, которые могут использовать как специалисты, так и родители больных детей, а также программ по творческой и трудовой реабилитации. Основные направления работы Центра социально-психологической помощи молодежи
Центр социально-психологической помощи молодежи является структурным подразделением Управления по делам молодежи, культуры и спорта администрации Советского района г. Омска. Все услуги Центра предоставляются бесплатно, возможен анонимный прием нарколога, психолога и юриста. Работа Центра организована по пяти направлениям, которые представляют отдельные службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|