Свойства нервной системы. Темперамент
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Темы классных часов по профориентации. Склонности и интересы в выборе профессии. Как управлять своими интересами и склонностями…
Свойства нервной системы. Темперамент ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ… Умение принимать решения… Самооценка и реальные возможности учащихся… Медицинские противопоказания в выборе профессии…… Как правильно прорекламировать себя нанимателю. Как пройти собеседование? Как успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам…… ЛИТЕРАТУРА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ…… Склонности и интересы в выборе профессии
Цели классного часа: ознакомление с понятиями "интересы и-склонности"; определение интересов и склонностей учащихся; определение способов управления интересами и склонностями.
"...Отец любил рассказывать сыну мифы и легенды о героях Гомера, об Ахилле и Гекторе, о могуществе Трои, сожженной и разрушенной. Однажды на Рождество он подарил сыну иллюстрированную "Всемирную историю для детей". Там была изображена охваченная пламенем Троя. "Где находится этот город?"— спросил мальчик. "Никому еще не удавалось найти его", — ответил отец. "Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царя!"— воскликнул сын. Это не красивая легенда: огонь, вспыхнувший в семилетнем возрасте, "сделал сказку былью". С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, банка. За 2,5 года он овладел • английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
Миг, перевернувший душу и определивший жизненный путь... Может быть, в наиболее чистом виде — это случай, столкнувший будущего гения Эвариста Галуа с геометрией. Нет, семья не имела к этому ни малейшего отношения. В школе тоже не грела ни одна из наук, преподавание которых было формальным. Как избавиться от удушающей школьной скуки? Можно попробовать посидеть на уроке математики, которая не была обязательной дисциплиной. Итак, на вводном уроке Эварист раскрывает книгу "Начала геометрии", написанную великим математиком Андрианом Лежандром. Первые сухие строчки, пересечения прямых на чертежах. Почему в них такая ясность, такая упругость и красота? Кто скрывал от него это гармоничное чудо? Перед Эваристом Галуа внезапно, как оазис в пустыне, появилось прекрасное здание новой науки. У него дрожали пальцы, когда он перелистывал страницы. Он читал быстро, схватывая не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, величие самой структуры геометрии. Все окружающее для него исчезло. Абстрактные геометрические понятия становились осязаемыми, растворяя в себе мир реальных вещей. Скоро Галуа убедился, что может пропускать доказательства: он их предвидел заранее. Ночью он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. Мир рассуждений и мир снов смешался в причудливом переплетении рассудка и воображения, где люди были похожи на формулы, а теоремы на живые существа.
За два дня он изучил книгу, рассчитанную на два года. Он знал в ней все. Знал и то, что познанное им останется и будет расти у него в голове до последнего дня его жизни." (Д. К. Дусавицкий, "Формула интереса".) "Вот какая сила заложена в этом -загадочном коротким словом интерес. Интересы побуждают овладевать знаниям расширяют кругозор, помогают преодолевать препятствия различаются по: содержанию широте (разносторонние и узкие), по глубине (глубокие и поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).
Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое? Если интересы выражаются формулой "хочу знать1', то склонности— "хочу делать". Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Можно с увлечением смотреть спортивные соревнования, но не делать даже утренней зарядки. Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
Как управлять своими интересами и склонностями: 1. Цели, которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.' 2. Что происходит, когда нам предстоит взяться* за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна; Действует установка,1 как, например, в цирке, клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому, что у нас установка яа веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах. 3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить "работу более тщательно, чем всегда. Потому что "тщательность — основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т. к. интерес — это и есть сосредоточение внимания.
4. Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше. 5. Интересы и склонности проявляются и формируются только в работе Поэтому не ждите, когда их проявить? Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно, хорошо. Свойства нервной системы. Темперамент Цель классного часа: определение: свойств нервной системы; знакомство с понятием "темперамент", определение типа темперамента. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для многих понятиями, которые помогут лучше разобраться в себе и соотнести свои особенности с требованиями профессий. Задание № 1 Тест Айзенка (ПРИЛОЖЕНИЕ) В течение 20 минут ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа — важна первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет". Выбранный ответ следует отметить в бланке для ответов знаками "+" (да) или "-" (нет) под номером вопроса. Обработка результатов: подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов, совпадающих с номерами вопросов и запишите полученные баллы на соответствующих строчках. Отложив полученную сумму баллов по шкале И (интроверсия) по горизонтали и сумму по шкале СТ (стабильность) по вертикали, определите, в каком квадрате вы оказались. В зависимости от сочетания этих свойств нервной системы мы получаем четыре основных типа высшей нервной деятельности массу промежуточных типов. Эти четыре типа и представляют собой те четыре темперамента, которые еще в древности были выделены греческим врачом Гиппократом.
Он объяснял различные болезни, а впоследствии и темпераменты, преобладанием в организме одной из жидкостей: — для сангвиников — крови, которую выделяет сердце; — для флегматиков — слизи, которую выделяет мозг; — для холериков — желтой желчи, которую выделяет печень; — для меланхоликов — черной желчи, которую выделяет селезенка. Свои обозначения темпераменты получили позднее соответственно названиям этих жидкостей: сангвис, флегма, холе и мелайна холе. А само слово "темперамент" означает "правильное смешение". В чистом виде каждый темперамент встречается редко, и большинство людей соединяют в себе черты разных темпераментов. Помните героев романа А. Дюма "Три мушкетера"? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют все четыре темперамента (как вы думаете, кто есть кто?). Поэтому вместе они непобедимы. Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека — степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Характер проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость — все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от факторов, не „зависящих от особенностей лервной.систёмьг отношения:лс^удутгинтере.са^гработе; наличия знаний и навыков, умения организовывать работу. Для каких профессий предпочтительна повышенная потребность в общении? А цпя каких желательна склонность к одиночеству? Представьте себе такую ситуацию: две подруги пошли "за компанию" в торговый техникум. Одна — значительный экстраверт, а другая — ярко выраженный интроверт. Кстати, вы не задумывались, почему часто сходятся люди противоположных темпераментов? Подруги стали продавцами и устроились на работу. Попробуйте ответить представить, как сложится их карьера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|