Самооценка и реальные возможности учащихся.
Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием «самооценка» и с тем, как она влияет на выбор профессии. Самооценка - это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний - уровень самооценки личности. Он определяется степенью трудности тех задач, которые личность ставит перед собой. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в музыке, спорте и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области деятельности. Уровень притязаний может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должном уровне свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только на оценку возможного успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учётом и оценкой прошлых успехов и неудач. Наглядно в школьной жизни уровень притязаний прослеживается в многочисленных проявлениях: при выборе темы доклада, желании доказать свою состоятельность через участие в занятиях кружках, секциях, спортивных соревнованиях, проведении общественных школьных мероприятий.
Вместе с тем в некоторых случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребёнка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребёнок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом школьник проявляет упрямство, обидчивость, ведёт себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворённым, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным и агрессивным. Уровень притязаний имеет огромное значение при решении наиболее важной проблемы на выходе из школы - кем быть в дальнейшем, какую профессию избрать. И здесь важно сделать объективную самооценку. Она позволяет выпускнику школы соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую настроенность и тем самым препятствует всестороннему развитию личности.
Самооценка складывается в первую очередь под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди. Во вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек является на самом деле) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. При профессиональном самоопределении важно учитывать уровень самооценки, её адекватности. Следует помнить, что завышенная самооценка нередко приводит к неприятным последствиям, может затруднить реализацию профессиональных намерений личности. На адекватность самооценки оказывают
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|