Понятие социального управления
Курсовая работа Тема: "Трудовая мотивация и социальные основы управления" Введение
Сегодня система управления персоналом немыслима без такой важной составляющей, как мотивация труда. Успешная работа любой организации складывается из таких факторов, как слаженные взаимодействия сотрудников и начальства. При этом наибольшая часть ответственности за это лежит на плечах руководства. Здесь в ход должны идти все возможные методы и средства, способные дать работникам организации ощущение хорошего начальника и любимой работы. Именно от этих психологических категорий будет конечный результат выполняемых действий. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. При правильной мотивации сотрудники зарабатывают для организации больше денег, предприятие не расходует средства на поиск и подбор персонала, а затраты на работников становятся рентабельными инвестициями. Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении трудовой мотивации и социальных основ управления. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач: – теоретические исследования основ социального управления; – теоретические исследования мотивации – исследования взаимосвязи мотивации и социального управления; В данной работе объектом исследования является мотивация и социальное управление. Предметом исследования являются подходы к управлению мотивацией и основы социального управления. Проблема мотивации достаточно сложна и характеризуется значительным разнообразием подходов к изучению, её аспектов, а также поддержанию и обеспечению ее функциональных свойств. Наиболее полное отражение она получила в трудах психологов и специалистов по менеджменту.
Теоретические основы социального управления Сущность управления
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым. Термин, управление, произошел от старорусского слова – управа, т.е. способность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления). «Управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, т.е. целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации.»[1] Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов: получение и анализ информации; выработка и принятие решений; организация их выполнения; контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы; вознаграждение или наказание исполнителей. Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие. Управление бывает естественным, техническим и социальным. Естественное управлениенаправлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т.д. К техническомуотносится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, станком и проч. В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления. Таким образом, в следующем параграфе речь пойдёт о социальном управлении.
Понятие социального управления
Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.). Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям: 1)по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды); 2)по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.); 3)по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.); 4)по источнику основополагающих решений – внешнее (навязанное) или инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление; 5)по способу осуществления управленческого воздействия – личное или доверительное (через посредников, документы); 6)по методу выработки управленческих решений – научное (решения принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений); 7)по обусловленности принимаемых решений – ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия; 8)по способу взаимодействия со средой – адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию); 9)по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).
Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными способами (даже если она не нужна, а сами способы нерациональны); решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный контроль. Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем, экономить и любой ценой увеличивать прибыль, доход и иные показатели. Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение. Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей. Хозяйственное управление решает две задачи: 1) оперативная (тактическая) заключается: 10)в обеспечении условий текущей деятельности фирмы; 11)в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой; 12)в организации деятельности работников по достижению поставленных целей; 2) стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние. История знает несколько типов хозяйственного управления. Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т.п. на основе личной власти. Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось. В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых – происходит руководство людьми и производственными процессами. В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал. В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление. Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|