Мотивация в системе менеджмента
Участие человека в хозяйственной деятельности обусловливается его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые базируются на характеристик человеческого потенциала (здоровье, нравственность, творческие способности, образование и профессионализм). Человек в рыночной экономике выступает как потребитель экономических благ, производимых предприятиями, и в то же время – как обладатель потенциалов, способностей, знаний, навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным организациям. Главной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом важно сохранение здоровья каждого человека и установление отношений конструктивного сотрудничества между членами коллектива, различными социальными группами. В любом бизнесе, каждом его элементе присутствует фактор взаимодействия менеджера с коллективом фирмы которое так или иначе, прямо или косвенно связано с мотивацией. Безусловно, что одним из эффективнейших типов современного управления является мотивационный менеджмент. Это не только объясняется значительным повышением роли человеческого фактора в управлении, но и тем, что отражает одну из главных тенденций развития производства и общества. Мотивационный менеджмент представляет управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека. Существует множество моделей мотивирования. Каждый менеджер призван построить свою собственную концепцию мотивационного менеджмента, которая должна опираться на отличное знание мотивов поведения и деятельности человека.
Мотивирование зависит от предмета (качество, производительность и пр.), целей, учета особенностей и знания персонала. Мотивирование наиболее ярко проявляется в механизме управления, но возможности эффективного мотивирования должны быть заложены и в методологии, и в организации управления. Все модели мотивации в практике российского менеджмента призваны учитывать межличностную культуру, семейное положение, социальную обстановку, политические факторы, российский менталитет, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость. Мотивационный менеджмент представляет управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению. Менеджеру приходится разрабатывать мотивацию отдельных коллективов, групп, но для мотивации непосредственного управления главным является каждый человек в отдельности. Также существует индивидуальное мотивирование, которое осуществляется относительно непосредственно подчиненных менеджеру служащих, его заместителей. Управление человеческими ресурсами предприятия, как известно, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных видов деятельности: – Определение потребности в рабочих, инженерах, других сотрудников, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы; – Анализ рынка труда и управление занятостью; – Отбор и адаптация персонала; – Планирование карьеры сотрудников фирмы, их профессионального и административного роста; – Обеспечение оптимальных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы; – Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов труда, установление необходимых соотношений между количеством оборудования и численностью персонала различных групп;
– Управление производительностью труда; – Разработка систем мотивации эффективной деятельности; – Обоснование структуры доходов, степени их дифференциации, проектирование систем оплаты труда; – Организация изобретательской и рационализаторской деятельности; – Участие в проведении переговоров об оплате труда между представителями работодателей и работниками; – Разработка и практическая реализация социальной политики предприятия. – Профилактика и ликвидация конфликтов и т.д.; Объем работ по каждому из этих направлений зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами, и целым рядом других факторов. В целях обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей. Создание подобной социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки систем мотивации, объективной оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации. Управление персоналом и обеспечение нормальных условий труда базируется на: – социально-психологической диагностике; – анализе и регулировании групповых и личных взаимоотношений руководства; – управлении производственными и социальными конфликтами и стрессами; – информационном обеспечении системы кадрового управления; – управлении занятостью; – оценке и подборе кандидатов на вакантные должности; – анализе кадрового потенциала и потребности в персонале; – планировании и контроле деловой карьеры; – профессиональной и социально-психологической адаптации работников; – управлении трудовой мотивацией; – правовых основах трудовых отношений и т.д. Существуют разные факторы, оказывающие воздействие на людей в рамках организации. Прежде всего это – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – отношения власти и подчинения, нажим на человека сверху, с помощью принуждения, распределения материальных благ.
Большое значение имеет также культура (вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения). Особую роль играет также рынок, как сеть взаимоотношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, соблюдения интересов продавца и покупателя. Какому из конкретных факторов отдается приоритет, таким формируется облик хозяйственной ситуации и организации. В зависимости от размеров предприятия состав подразделений меняется. В малых организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных фирмах функции каждой подсистемы обычно выполняет отдельное подразделение. Управленческий цикл включает в себя все основные управленческие функции: планирование, организацию деятельности, регулирование, контроль. Планирование представляет начало и основу всей управленческой деятельности. Плановые программы показывают, что, как, когда и кем должно быть выполнено. План предполагает изучение предыдущего развития, анализ настоящей ситуации и постановку задач на будущее. Менеджер не должен всю работу брать на себя. Поэтому все чаще имеет место делегирование полномочий. Эффективность передачи полномочий возрастает, если менеджер: оценивает риск (возможен ущерб качеству, работа может быть не выполнена, поэтому самые важные дела руководителю лучше выполнять самому); передает часть своих полномочий способным работникам; добивается осознания целей бизнеса всеми сотрудниками; регулярно проводит консультирование, контролирует процесс выполнения задания, оказывает своевременную помощь подчиненному. В управлении в целом, в мотивации, в частности, особое значение имеет качество принимаемых управленческих решений. Успех реализации решения во многом зависит от правильного подбора исполнителей. Последним предъявляются следующие требования: высокая компетентность; правомочность (наделённость необходимыми правами, которые руководитель делегирует исполнителям, от его имени осуществляющих оперативное руководство и контроль за ходом реализации решения); способность осуществлять контроль.
Всегда важно провести разъяснительную работу по уточнению смысла и значения принятого решения, предполагаемых последствий его реализации. Все отмеченное выше при правильном подходе имеет целью вызвать высокую мотивацию, желание сотрудников выполнить поставленную задачу наиболее эффективно. Мотивация и стимулирование сотрудников – важнейшая управленческая функция руководителя. Функции планирования, организации, координирования, мотивации и контроля выполняются менеджерами всех уровней управления: высшего (руководство организации), среднего управленческого персонала и низшего (основного), связывающего непосредственно с рабочими. Затраты времени и усилий на выполнение той или иной функции зависят от места менеджера на служебной лестнице, и его личного потенциала. Все управление, в том числе и в области мотивации построено на конкретных принципах, представляющих основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей в рамках осуществления управленческих функций. Ключевым в менеджменте является принцип наилучшего сочетания централизации и децентрализации в управлении, оптимального распределения (делегирования) полномочий при принятии управленческих решений. Очень важно использование современных методов управления (совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения поставленных организацией целей). Сейчас все большее значение приобретают и социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы влияние на коллектив и отдельных его членов было наиболее результативным, нужно в полной мере знать психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики групп и коллективов, применять приемы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, внушение, соревнование, критика и самокритика, ритуалы и т.д.). Эти методы в системе мотивации выходят ныне на передний план. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области психологии. Опыт убеждает, что результаты деятельности менеджера в гораздо большей степени зависят от умения работать с людьми, чем от его профессиональных знаний. От настроения и от морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может или увеличиваться или в несколько раз уменьшиться.
Формы и методы мотивации в значительной мере зависят от организации структуры предприятия. Здесь применяются разные подходы, в частности, функциональный (исходя из функций), финансовое подразделение, производственные подразделения, отдел маркетинга; и т.п.). Учитывается также географически-территориальное деление (если подразделения фирмы расположены в разных регионах), товарное деление (разные отделы для производства разных товаров) и потребительское деление (в зависимости от групп покупателей). Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) – решающий фактор успеха в управлении предприятием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|