Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное поведение. Профессиональная деятельность. Психологические теории. Семейно-брачные отношения. Возрастные нормы




Социальное поведение

 

Профессиональная деятельность

 

Как уже говорилось выше, для обретения смысла жизни человек должен решить проблему труда и профессионального самоопределения. Вхождение человека в определенный профессиональный мир сопряжено с профессиональным становлением личности. При этом под профессиональным становлением понимается индивидуальный, личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор (Б. Г. Ананьев; А. Г. Асмолов; Е. А. Климов и др. ).

Основоположник научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф. Парсонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

В дальнейшем Ш. Бюлер, Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением определенного уровня личностного развития (цит. по: Романова Е. С., 1992).

 

 

Психологические теории

В теории типов личностей Дж. Холланда (1968) утверждается, что человек выбирает ту профессию, которая соответствует его типу личности. Автор перечисляет шесть типов личности (исследовательский, социальный, предпринимательский, реалистичный, конвенциональный, артистический) и утверждает, что любая профессия может быть описана в пространстве этих типов.

 

А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своей личности. Таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти такой подход к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях (Романова Е. С., 1992).

Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания (автор тот же).

В переходный экономический период выбор профессии человека могут определять и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.

Можно отметить также все более повышающуюся ценность высшего образования. Несмотря на материальные трудности, связанные с длительной учебой в высшем учебном заведении, конкурс в вузы в последние годы не только не упал, но значительно вырос. По данным Госкомстата России, в 1998 году было выпущено специалистов с высшим образованием 500 тыс. человек, что на 25 % больше, чем в 1990 году. При этом специалистов по экономике и управлению, а также выпускников с гуманитарно-социальным образованием было выпущено соответственно втрое и вдвое больше, чем остальных специалистов (Российский статистический ежегодник, 1999). Эти моменты при анализе причин выбора профессий нельзя не учитывать.

 

Семейно-брачные отношения

 

Второй проблемой, решаемой молодыми людьми, является проблема создания собственной семьи. Этот процесс представляет собой не просто инстинктивное стремление разнополых существ навстречу друг другу. Это сложный социально-психологический процесс, в основе которого, по мнению Э. Эриксона, лежит достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества (Эриксон Э., 1996).

Вступая в самостоятельную жизнь, молодой человек в возрасте 20 лет и старше оказывается один перед лицом огромного и пока малопонятного мира. Для преодоления этого одиночества требуется «родственная душа», «вторая половина». Сексуальная привлекательность при выборе партнера играет, конечно, важную роль, и часто именно она оказывается причиной допущенных при выборе супруга ошибок. Однако духовная и эмоциональная общность, соЧУВСТВИЕ, соУЧАСТИЕ оказываются важнее. Не случайно поэтому в качестве мотивов вступления в брак респонденты называют потребность в том, чтобы «чувствовать себя нужным, заботиться» (36, 8 %) и «чтобы рядом был человек, который поймет и поддержит в любой жизненной ситуации» (44, 6 %) (Молодая семья…, 1991).

 

 

Возрастные нормы

Стремление к обретению стабильности и уверенности перед лицом жизни приводит к тому, что абсолютное большинство браков заключается в возрасте 20–28 лет. При этом юноши женятся в среднем в возрасте 24 лет, девушки выходят замуж в 20–24 года (А. Ф. Калинин).

 

Именно стабильность является базовой семейной ценностью. Стабильность обеспечивает человеку регулярное и гарантированное удовлетворение его потребностей: физиологических, жилищных, досуговых, потребностей в безопасности, уверенности в завтрашнем дне, привязанности, постоянстве окружения, в принадлежности, в общении, заботе, внимании, уважении, признании и высокой оценке. Производными (или метаценностями ) являются для человека: теплота семейных отношений, взаимное уважение, поддержка (В. К. Падерин, Л. К. Нигматуллина, 1991).

Здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на целостность и устойчивость данного образования – семьи. Основными составляющими человеческого поведения являются: осознанная целенаправленная деятельность и общение. Если высшим воплощением деятельности человека является труд (профессиональная деятельность), то высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения, потому что именно в семейных отношениях в наибольшей степени осуществляется двойственная природа человеческих отношений вообще.

 

Стабильность является базовой семейной ценностью

 

Отношения, в которые вступают люди, всегда развиваются в двух системах: в системе конвенциональных отношений, основанной на общепринятых соглашениях, и в системе собственно межличностных отношений, основанной на чувствах, испытываемых участниками общения друг к другу (Шибутани Т., 1969).

Система конвенциональных отношений людей характеризуется: исполнением безличных, формально определенных социальных ролей; экспектациями, связанными именно с ролью, а не с личностью, ее исполняющей; использованием преимущественно формального языка общения и формальных санкций при нарушении конвенциональных норм.

В системе межличностных отношений роли персонифицированы; экспектации связаны с данной личностью; наиболее действенны неформальные санкции, учитывающие индивидуальное своеобразие партнера; большую роль играет язык выразительных движений или «язык чувств» (автор тот же).

Двойственный характер семейных отношений воплощается в одновременном существовании брачных (юридически определенных, формальных) и собственно семейных (связанных с моральной ответственностью и взаимопомощью) отношений.

Жизнеспособность семьи помимо всего прочего зависит также от степени зрелости партнеров для участия в сложном переплетении брачных и семейных отношений и от умения отличить один тип отношений от другого и выбрать соответствующий ему тип поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...