Стабилизационная политика Российского правительства до 1998 г. и современные этапы
Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние бюджетов любого уровня, является соотношение доходов и расходов бюджета. Превышение расходов над доходами называют дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами - профицитом. Бюджет государства - очень сложная экономическая конструкция, и поэтому заранее нельзя сказать, что профицит - это очень хорошо, а дефицит - это очень плохо. Дело в том, что в течение XX в. бюджет государства стал составной частью всей финансовой системы любой страны, он зависит от этой системы, и она зависит от него. Соотношение доходов и расходов бюджета непосредственно связано с денежным обращением, кредитными ресурсами, рынком ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг непосредственно связан с дефицитом и профицитом бюджета и является, в свою очередь, важным средством регулирования денежного оборота в стране и ее валютного курса. Потому лучше всего, когда доходы и расходы бюджета совпадают, а если нет, то расхождение должно быть небольшим. Если расхождения существенное, то лучше, чтобы был профицит, а не дефицит, поскольку последний ведет к образованию и росту государственного долга. На практике почти во всех странах более типичным является дефицит, а не профицит бюджета, поэтому именно дефицит и является объектом постоянного рассмотрения в финансовой науке и практических разработок по его предупреждению или ликвидации его последствий. Никакой особой теории дефицита бюджета не существует, просто установлено на практике, что если он есть, то лучше, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Такой "международный стандарт" дефицита принят в рамках Европейского союза, и он вполне приемлем для других стран. При таком дефиците государственный долг не становится тяжким бременем для страны и может быть либо стабилизирован, либо даже выплачен при благоприятных условиях.
В России за последние 15 лет наблюдалась противоречивая ситуация. Уже в последние годы существования СССР резко возрос дефицит бюджета. После образования самостоятельной России дефицит бюджета стал постоянным явлением в ее финансовой системе. За период с 1992 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовались кредиты ЦБ, что способствовало инфляции. Затем дефицит стали покрывать выпуском государственных ценных бумаг, Если в 1994 г. доля этого источника в покрытии бюджетного дефицита составляла 3% общей суммы финансирования дефицита, то в 1995 г. - 60, в 1997 г. - 52, в 1998 г. - 80%. Однако масштабы заимствований на рынке ценных бумаг, осуществленные в 1995 - 1996 гг., привели к быстрому росту внутреннего долга и затрат на его обслуживание, а также к росту процентных ставок в хозяйстве. Другим источником финансирования бюджетного дефицита стали внешние заимствования - кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте, а также реализация ценных бумаг российского правительства на международных финансовых рынках. Плохо продуманная политика покрытия дефицита бюджета привела к быстрому росту государственного долга, в составе которого преобладали иностранные долги. После кризиса 1998 г. дефицит консолидированного бюджета в России сократился, в 1999 г. он составил 44,4 млрд руб. против 95,9 млрд руб. в 1998 г., а в 2000 г. уже был профицит бюджета, равный 207,4 млрд руб. в 2003 г. профицит составил 180 млрд руб. Появление профицита в консолидированном бюджете говорит о значительных успехах в финансовой политике, однако не означает коренного перелома. Все дело во внешнем долге, который достиг таких размеров, что необходим значительный профицит бюджета на протяжении ряда лет для его обслуживания и возврата. Кроме того, появление профицита в значительной мере связано с повышением мировых цен на нефть, главный объект российского экспорта.
Например, в федеральном бюджете за 2003 г. показан профицит в 228 млрд руб. Поскольку в опубликованной отчетности в составе доходов бюджета не указаны займы и кредиты, а в составе расходов отражены платежи по государственному долгу 221 млрд руб., то первичный профицит составляет 449 млрд руб. (228 + 221). Дефицит (профицит) может быть не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов Федерации и местных самоуправлений, следует, однако, избегать образования заметных дефицитов на этих Уровнях бюджетной системы, учитывая скромные их возможности по мобилизации денежных средств. Практика показала, что попытки отдельных субъектов Федерации привлечь дополнительные ресурсы, в частности на внешних финансовых рынках, зачастую заканчивались образованием существенных долгов без четких перспектив их возвращения. Поэтому вполне уместна та регламентация привлечения средств субъектами Федерации из внешних источников, которая введена Министерством финансов, косвенно это означает и определенное ограничение на формирование дефицитов в их бюджетах. Последовательное улучшение финансового положения России начиная с 2000 г. привело к появлению профицита в федеральном бюджете. Как уже отмечалось, сам по себе профицит не может рассматриваться как безусловно положительная характеристика государственных финансов. Устойчивый профицит федерального бюджета, естественно, ставит вопрос, как использовать эти деньги? Самый естественный ответ - создать резерв на случай падения цен на нефть на Мировом рынке. Такой фонд был создан в 2002 г. Но статус "резерва" е очень подходит для государственных средств, если этот резерв имеет внушительные размеры. Ведь сам по себе "резерв" предусмотрен Бюджетным кодексом и всегда представлен соответствующей статьей в бюджете. Поэтому с 2004г. и был создан уже упоминавшийся стабилизационный фонд, который, как предполагалось, будет иметь более четкие направления расходов поступивших с него средств. Этот фонд отделен от бюджета и хранится на особом счете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|