Расчет амортизационных отчислений
Амортизация осуществляется в целях накопления средств для последующего восстановления и воспроизводства основных фондов. Цель раздела – определение амортизационных отчислений по видам основных фондов с выделением сумм на полное восстановление и капитальный ремонт. Достижение цели осуществляется: на основе списочного количества единиц объектов амортизации, расчетом балансовой средней годовой стоимости объектов, установлением норм амортизационных отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление основных фондов. Амортизационные отчисления на полное восстановление по каждому виду основных средств рассчитываются исходя из средней годовой балансовой стоимости этих средств и установленных норм амортизационных отчислений; определяются они по формуле А =
где А – годовая сумма амортизационных отчислений, тыс. руб.; ОФср.i - средняя годовая балансовая стоимость i-го вида основных фондов, тыс. руб.; Нa.i – норма амортизационных отчислений, % Среднегодовая стоимость основных фондов i-го вида определяется из выражения Оф ср.i = N с.i * Ц о.i * К т.з
где Nс.i - среднесписочная потребность в i-м виде оборудования, основных фондов, шт.; Цо.i – оптовая цена единицы основных фондов, руб.; Кт.з - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы. Среднесписочная потребность в лесозаготовительном оборудовании определена в разделе 1. При расчете стоимости основных фондов применяется цена за единицу оборудования с учетом транспортно-заготовительных расходов, т.е. расходов, связанных с доставкой оборудования и других объектов основных фондов оптового склада товарной станции до центрального склада предприятия. В нашем примере Кт.з = 1,05.
Порядок расчета амортизационных отчислений рассмотрим на примере самоходной сучкорезной машины ЛП-30 и лесовозного автомобиля МАЗ-509. Списочное количество ЛП-30 17 шт., цена одной машины 16,97 тыс. руб., тогда балансовая стоимость парка машин с учетом расходов по доставке составит: 17 * 16,97 * 1,05 = 302,9 тыс. руб. Норма амортизации – 25% от балансовой стоимости. Сумма амортизационных отчислений по парку машин составит: 302,9 ,25 = 75,7 тыс. руб. Списочное количество лесовозных автомобилей МАЗ-509 – 53 шт., цена одного автомобиля – 8,8 тыс. руб., соответственно балансовая стоимость парка лесовозных автомобилей с учетом транспортных расходов составит: 53 * 8,8 * 1,05 = 489,72 тыс. руб. Нормы амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2 т установлены на 1000 км пробега: на полное восстановление – 0,3%. Поправочные коэффициенты к нормам амортизации следующие: а) за работу по лесовозным дорогам – 1,3: б) за работу с прицепом – 1,1. При необходимости применения к одной и той же норме амортизационных отчислений m поправочных коэффициентов общий поправочный коэффициент буде на (m-1) единиц меньше, тогда общий коэффициент применительно к нашим условиям составит 1,1 + 1,3 – 1 = 1,4. Норма амортизации с учетом поправочных коэффициентов будет равна: 0,3 1,4 =,42% Годовой пробег одного автомобиля МАЗ-509 равен 40,6 тыс. км (2152,5 тыс. км / 53 машин), тогда норма амортизационных отчислений к стоимости автомобиля пересчитывается следующим образом 0,42 4,6 = 17,1%. Тогда сумма амортизации равна: 489,72 тыс. руб. 17,1% = 83,7 тыс. руб. Расчет амортизационных отчислений представлен в табл. 15.
Таблица 15. Расчет амортизационных отчислений
Расчет стоимости топлива
Расчеты выполняются на основе объемов работ по каждому потребителю и виду топлива (бензин, дизельное топливо). Для определения потребности в виде топлива необходимы технически обоснованные нормы расхода его по каждому потребителю, стоимость топлива рассчитывается в оптовых ценах. Нормы расхода топлива могут быть установлены на различные измерители объема работ: на 1 мото-ч или 1 машино-смену работы, на 1000 м3, на 100 км пробега, 100 т/км грузовой работы и так далее. Нормы расхода смазочных материалов устанавливаются или в% к расходу основного топлива, или в литрах на 100 л основного топлива. Норма расхода топлива и смазочных материалов в таблице (графа 5) пересчитывается на единицу измерения объема работ, а цена за 1 т заносится в графу 7 с учетом транспортно-заготовительных расходов. Рассмотрим расчет потребности топлива для автомобилей. Норма расхода топлива для автомобилей слагается из нормы на пробег и нормы на грузовую работу. Для МАЗ-509 с прицепом – норма расхода дизельного топлива составляет 36,5 л на 100 км пробега, собственная масса прицепа-роспуска – 4150 кг, тогда норма расхода дизельного топлива составит 36,5 + 4,15 = 42 л, или 42 * 0,825 = 34,65 кг (при пересчете из объемных единиц в весовые принимается удельный вес дизельного топлива 0,825; бензина 0,74; масла 0,9), а на 100 км грузовой работы 1,3 ,825 =1,7 кг. Общий пробег автомобилей равен 2152,5 тыс. км, грузовая работа 16000 тыс. тонно-километров, отсюда потребность в топливе составит: 2152500 * 42 / 100 + 16000000 * 1,3 / 100 = 1112050 л 1112050 л * 0,825 = 917 т Стоимость дизельного топлива по прейскурантным ценам 69,3 за 1 тонну. Тогда общая стоимость дизельного топлива равна 917 * 69,3 / 1000 * = 63,5 тыс. руб. Потребность в смазочных материалах для автопоездов планируется по нормам расхода, которые установлены в литрах на каждые 100 л расхода дизельного топлива, переводим их в кг на 1000 кг, то есть на 1 т и заносим эти нормы в графу 5. Расход масел и смазок по нормам рассчитываются по формуле G т. м = G т* H м * K / 100,
где Gт – расход топлива по норме на выполняемый автомобилем объем работ, л;
Нм – норма расхода масел и смазок, л/100 л; К – коэффициент, учитывающий время нахождения автомобилей в эксплуатации = 0,5. Тогда потребность в моторном масле будет равна 1112050 л *3,2 * 0,5 / 100 = 17792,8 л 17792,8 * 0,825 = 14, 7 т трансмиссионное масло: 1112050 * 0,4 * 0,5 / 100 = 2224,1 л 2224,1 * 0,825 = 1,8 т специальные масла: 1112050 * 0,1 * 0,5 / 100 = 556 л 556 * 0,825 = 0,5 т пластичная смазка: 1112050 * 0,3 * 0,5 / 100 = 1668,1 л 1668,1 * 0,825 = 1,4 т Нормы расхода дизельного топлива для тракторов взяты из «Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности» в кг на 1000 м3, а для трелевочного трактора ТБ-1 рассчитывается по формуле: q т = Н т * К т * L т, где
qт – расход дизельного топлива по норме на трелевку 1 м3 леса, кг/м3; Нт – норма расхода дизельного топлива на трелевку 1 м3 леса при расстоянии трелевки 1 км, кг/м3 км; Кт – коэффициент, учитывающий повышение расхода дизельного топлива на 1 м3 леса в зависимости от расстояния трелевки; Lт – среднее расстояние трелевки, км. 1,71 * 1,8 * 0,2 = 0,62 кг на 1 м3, или 620 кг на 1000 м3; стоимость рассчитана по тем же ценам, что для дизельного топлива для автопоездов. Нормы расхода бензина и смазочных материалов для тракторов установлены в процентах к расходу дизельного топлива по нормам. Расчет стоимости топлива и смазочных материалов для всех механизмов сгруппирован в таблице 16. Таблица 16. Расчет стоимости топлива и смазочных материалов
115,56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
12 |