Глава 1. Ситуация развития в открытом дополнительном образовании
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
То, о чем речь пойдет в моей работе, касается особенного пространства - дополнительного образования, и тех возможностей для старшеклассников, которые оно может дать. Конструктивный конфликт и личностный вызов как техника организации такого конфликта один из важных возможных инструментов конструирования такого пространства и управления его динамикой. Современные психологические представления о подростковом возрасте предписывают последнему важную потребность в самоуважении и уважении, а отсюда вытекает потребность в творчестве, в самовыражении. Школа (основное образование) - это место, где подросток проводит много своего свободного времени, при этом, не только осваивая новые предметы и запоминая формулы и даты, но и осуществляя важную для этого возраста деятельность - общение. Вполне естественно, что в этом же образовательном пространстве он хочет поддерживать статусность, созидать что-нибудь уникальное, осуществлять новую деятельность, но в рамках традиционной школы такая деятельность невозможна, потому что заранее носит дефицитный характер, а у учителей нет ни средств, ни методик, ни технологий, ни необходимых компетентностей (экспертной, медиаторской). Учителя в обычной школе вообще с большим опасениям относятся к такого рода инициативам со стороны учеников. Здесь нет, как правило, таких механизмов и технологий, нет знаний и подходящих специалистов для обеспечения субъектной деятельности учащегося. Поэтому сейчас так актуальна потребность в дополнительном образовании, в частности в интенсивных его формах. Образовательная действительность здесь кардинально иная, нежели в традиционном образовании. Главное здесь - решиться начать делать хоть что-нибудь, а медиаторы помогут справиться с возникшими дефицитами.
Конфликт - это одна из атрибутивных сторон (характеристик) любого взаимодействия как внешнего - другим человеком, так и внутреннего - с собой. Следовательно, есть они и в образовательном пространстве. Разрешение противоречий учебного материала является ядром учебного процесса, а управляемость учебного процесса задается осознанным конструированием конфликтов. В дополнительном образовании он представляет, прежде всего, актуализировавшееся противоречие, более того, конфликт в рамках моей работы можно рассматривать как «механизм» развития человеческой деятельности». Во многих программах дополнительного образования культивируется творческий тип мышления, здесь конфликтность деятельности проявляется особенно остро из-за невозможности стереотипного действия и из-за неизбежного столкновения своего представления о каком-либо явлении, культурном образце или норме с чужим, в итоге происходит столкновение стереотипного действия со скрытым разрывом своего собственного дефицитного действия, то есть скрытый конфликт. Приводит к противоречию и несовместная деятельность участников конфликта, когда не прикладываются совместные, однонаправленные усилия для разрешения конфликта. Таким образом, конфликт - это всегда столкновение деятельностей, но при верно организованном взаимодействии приводящее к возникновению нового содержания. Здесь определяющую функцию выполняет медиатор (посредник). Он помогает опредметить конфликт, тем самым выделить учебную задачу, четко оформить предполагаемый продукт деятельности ребенка, то есть цель. В некоторых случаях возможно появление новой компетенции (конструктивное ведение конфликта), но здесь есть своя проблема: такой результат трудно спрогнозировать, еще труднее выявить. Важно одно, при личностном вызове подросток перестает воспринимать свой конфликт как внутренний, субъективный, он трансформируется в объективный, с ясным осознанием своих дефицитов и своих возможных средств. Положительное разрешение конфликта во многом зависит от конфликтной компетентности медиатора (умения различить и выделить основание конфликта).
Система деятельностей, которую создает разработчик, в аспекте рассматриваемой мной проблемы представляет собой систему столкновений и взаимодействий между носителями этих действий, позиционировать которых можно как: · Подросток, со своей дефицитной деятельностью · Носитель вызова (мастер, эксперт, носитель культурной нормы), который указывает на это самый дефицит и на то, насколько он соответствует уровню культуры в определенной профессиональной среде · Медиатор (посредник), который собственно и занимается превращением личностного вызова в конструктивный конфликт, помогая понять ребенку экспертное решение и оказать помощь в преодолении своих дефицитов При этом можно проследить динамику разворачивания этих деятельностей: · Возникновение статусного конфликта у подростка - первая деятельность сталкивается со второй; · Здесь имеет место внутренний конфликт, переживание статусного конфликта; · Процесс материала затруднения, опредмечивание конфликта - взаимодействие первой позиции с третьей; · Окончание конфликта - автономия действий, имеющееся решение, возможно появление нового типа действия. Итак, методика организации такова: во-первых, решение задач должно достигаться в результате согласованных совместных действий; во-вторых, решение задачи должно быть лично значимо, когда подросток фактически должен доказать свое право на существование, свою выбранную, прежде всего, им самим статусность. Объект: конфликт в дополнительном образовании. Предмет: личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта. Гипотеза: личностный вызов помогает предъявить ученику объективные противоречия в его деятельности через специально организованный конфликт. Цель: описать прецеденты и выделить схему. Результат: была проанализирована ситуация личностного вызова на выездной летней школе и выделена его структурная схема.
Глава 1. Ситуация развития в открытом дополнительном образовании личностный вызов конфликт Дополнительное образование сегодня берет на себя наряду с политической и экономической ответственность за будущее. Возможно даже, что будущее Росси и нового поколения россиян начнет строиться не хозяйственными и политическими, а образовательными средами. Это, по существу, означает, что дополнительное образование должно стать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией образование сегодня все чаще начинает связывать его социальную и образовательную эффективность и востребованность. С другой стороны, как пишет А.А. Попов, образование должно перестать быть сферой социальных обязательств государства, а стать инвестиционно-привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать. Дополнительное образование сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. На сегодняшний день она реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых разных групп: государства, города (региона), профессиональных сообществ (в том числе педагогического), родителей и самой молодежи. Идея дополнительности начинает рассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкий социо-культурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться по отношению к возможным (складывающимся) процессам муниципального и регионального развития. Ориентируясь на поколенческий характер образовательных программ, предложенный Поповым, можно выдвинуть одно принципиальное требование к проектированию содержания дополнительного образования - оно должно строиться на основе концепта открытости, а, следовательно, предполагать работу с самоопределением в пространстве культуры и истории, освоение культурных способов мышления и деятельности. К тому же эта открытость предполагает многообразное включение в себя деятельностных позиций, которых просто нет в традиционном образовании.
Дополнительное образование, исходя все из той же программы Поколения XXI, обеспечивает развитие и становление у человека: · Рефлексии и целеполагания · Техники действий и коммуникаций · Возможности самоопределения по отношению к культуре и социуму · Способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем. Все перечисленное является компонентами, заключающими в себе понятия человеческого потенциала - «важнейшего фактора развития современного общества». Формирование человеческого потенциала в рамках дополнительного образования является одним из способов работы с будущим. Именно благодаря ему (человеческому потенциалу) появляются возможности осуществление процессов развития, появляются люди, способные к развитию собственных и общественных возможностей, принятию нестандартных решений по отношению к себе и способам социальной организации. Фигуры, которые собственно и обеспечивают, нормальное функционирование системы дополнительного образования являются: региональными и менеджерскими представителями, тьюторами, экспертами, консультантами и медиаторами, все они осуществляют сопровождение образовательного процесса. Понимание дополнительного образования в рамках его открытости переводит его из вторичной, обеспечивающей сферы, где решаются частные, сиюминутные задачи в область управления развитием, т.е. «от руководства отраслью дополнительного образования к созданию сферы открытого дополнительного образования». На уровне организации открытость означает выход за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов территории. Речь идет о формировании открытой образовательной среды, включающей помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ и т.д. На уровне содержания открытость означает работу с самоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурных способов мышления и деятельности, построение новых образов и представлений Будущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, на активное включение в процессы социокультурного развития страны. Идея дополнительности рассматривается в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждается (Попов, Проскуровская, Блинов) по отношению к возможным (складывающимся) процессам городского и регионального развития. А демократические механизмы (конкурсы, тендеры) способствуют появлению различных образовательных инициатив и предоставляют возможность осуществлять образовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.
Как говорилось ранее, дополнительное образование должно быть инвестиционно привлекательным, а для этого оно должно стать востребованным и рентабельным, а, следовательно, эффективным, концентрированным, управляемым, разнообразным. Этой задаче отвечают такие формы организации образовательных программ как модульные формы (интенсивные школы, эликтивные курсы, социальные тренинги, выездные летние школы и т.п.). Развитие деловой активности в России практически полностью обошло стороной сферу образования и подготовки педагогических кадров. Существует существенный разрыв между содержанием педагогического образования и инновационными технологиями. Отсюда постепенное снижение качества человеческого (кадрового) ресурса в образовательной сфере. Складывается такое впечатление, что школа осталась за чертой быстрого общественно-экономического развития страны. Какое отношение может сложиться у ребенка к школе, если в большинстве из них нет современных компьютеров и программ к ним, а сотовый телефон среди учителей - это какая-то диковинная штука, тогда как в жизни, где подросток проводит большинство своего времени это непременный атрибут нормальной, современной личности. Естественно, у учащихся возникает вполне закономерный вопрос: а чему собственно, по-настоящему полезному для жизни могут научить в школе? Я провела небольшое микроисследование, в результате которого были опрошены ребята в возрасте 13 - 16 лет. Кому-то из них интересно возиться с компьютером, другому писать музыку. Один мальчик, когда им задали сочинения на дом на свободную тему, написал целый научный трактат о влияния классической литературы на развитие русского рока. Когда он принес, свою работу в школу, учительница поставила ему двойку и велела выбрать более «понятную и приличную» тему. Оказывается, учительница слабо представляла, что же такое русский рок! (А ведь это существующая в реальности культура!) Это уже потом, на каком-то там конкурсе он занял первое место с этой самой работой. Все эти ребята, на вопрос о том, что полезного им дает сейчас школа, насколько там интересно и как они там могут проявить себя, слышится примерно одно и тоже: «Да какое там полезное, заходишь в школу, и как будто переносишься в 70-е года, когда учились наши родители, темнота беспросветная!» Очевидно, что школа отстала от реальной жизни, той, которая является для подростка определяющей. Вот дополнительное образование и должно выполнять образовательную и развивающую функцию, ориентируясь при этом на актуальные изменения, которые сейчас происходят. А представленные позиции, такие как тьюторы, педагоги-проектировщики, эксперты и медиаторы, а так же менеджеры открытых образовательных систем своей деятельностью сделают этот процесс более эффективным и продуктивным. К тому же в этом пространстве учитывается возрастные особенности детей. По мнению ведущих отечественных педагогов в подростковой (а речь сейчас пойдет именно об этом возрасте) школе должна меняться вся система отношений между педагогами и учащимися, прежде всего в сторону расширения сферы самостоятельности, изменение характера требований, формы контроля. Повышение требований и требовательности, усилие ответственности учащихся должны олицетворять новое отношение к подросткам - как к взрослым. Однако существующие организация и содержания образовательного процесса в основной школе неспособны решить проблему формирования самостоятельности и инициативы, которая является основополагающей для деятельности подростка: · Так же, как в начальной школе учитель сам решает чему учить, как учить, выдвигает критерии оценки, контролирует, причем нередко довольно в жесткой форме, деятельность ученика; · Для учащихся отсутствует реальный выбор (вариативность) в содержании и в организационных формах образования; · Учителя в лучшем случае могут владеть активными формами и методами обучения, но не способами и инструментами учения учащихся (преобладает вербально-репродуктивный способ обучения). На сегодняшний день лишь такое пространство, как дополнительное образование способно формировать индивидуальный субъект учебной деятельности подростка, способного учить самого себя и предоставлять образовательную площадку для разворачивания принципиально иной деятельности, нежели в традиционной школе (проявлять инициативу, самостоятельность, доказывать свою статусность). Все вышеперечисленные здесь элементы являются базовыми для деятельности подростка, которая, согласно возрастной переодизации Б.Д. Эльконина, направлена на самоуважение и уважение окружающих. Дополнительное образование также способно сформировать учебную самостоятельность подростка, способного на заключительном этапе школьного образования построить собственную индивидуальную программу и выполнить ее. Для «выращивания» учебной самостоятельности как одного из главных (ведущих) результатов в дополнительном образовании обеспечивается за счет: 1. В содержании: поисково-исследовательский конфликтный характер предметного содержания, связанный с моделированием, опробованием в рамках образовательных областей; повышения проектной и творческой деятельности подростка, что успешно делается в интенсивных формах дополнительного образования. Особую значимость этому виду деятельности подростков придает то, что она носит выраженный поисково-исследовательский характер и оформляется в виде конкретного продукта - текста, видеофильма, компьютерной программы, макета и т.п.; намеченным возможным индивидуальным образовательным маршрутам (траекториям) в рамках образовательных областей, исходящих из индивидуальных особенностей и наклонностей подростков. 2. В организации: системы концентрированного обучения; специальных мест (образовательных пространств) - творческих мастерских и лабораторий, издательств и киностудий с целью помощи подростку в освоении новых средств и способов обучения, в выборе индивидуальных образовательных маршрутов в отдельных областях знаний; сосредоточение контрольно-оценочной деятельности подростков в форму объективизации продукта своей деятельности, направленную на анализ и оценку способов и средств посредством: · Общего обсуждения · Рефлексии (Все это является непременными компонентами организации и содержания личностного вызова). В дополнительном образовании обеспечивается условие для постепенного перехода от коллективно-распределительнных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу ребят с различными источниками информации. Кроме того, подросткам предоставляются возможности свободного выбора и источников информации для решения самостоятельно поставленных пред собой целей и последующего их оформления в учебные задачи. Помимо этого здесь еще ставятся ключевые задачи «выращивания» у подростков ответственности за свои действия, умение сделать личный выбор, выделить с помощью посредников и медиаторов предмет своей деятельности, критерии оптимальной ее реализации в форме конечного продукта своей деятельности. Формы дополнительного образования (интенсивные и выездные школы, образовательные модули и пр.) выполняют и еще одну важную функцию - окультивируют подростковое поведение. Обучение здесь призвано помочь подростку выйти в культурные формы организации деятельности и опробовать их. Таким образом, осмысленно организованное пространство организует обучение подростка как расширяющийся опыт, определения пространства возможностей своих действий, определение зоны возможных целей. Умение ставить цели и определять с помощью посредников, так называемых агентов дополнительного образования, общие способы как ресурс собственных действий - вот стратегическая задача выстраивания деятельности подростка. Она отвечает критериям возрастной отнесенности и преемственности этапов обучения. Пока лишь в дополнительном образовании подростком в полной мере может осуществляться проектная деятельность, т.е. преобразование объекта из одного состояния в другое, требуемое при этом определить основные черты деятельности в начале и в конце микрообразовательного процесса и через сравнительный анализ и рефлексию выделить то новое, что появилось. Возрастной аспект требует учета смены смыслового центра жизни ребенка (ведущей деятельности). Для подросткового возраста существенно оформление интереса к сфере и форме личного общения. Личное общение - это сфера, в которой субъективные основания поведения получают особый статус и становятся осознанной ценностью. Именно эти основания в дополнительном образовании и выступают как предмет опробования (что отнюдь не учитывают в основной школе). Основание, т.е. замысел и мотив того или иного действия становятся критерием его важности и нужности. Подростки особо чувствительны к вопросам неформального социального статуса и собственных возможностей в достижении значительного в глазах других результата. Действие начинает мыслиться исключительно и с «большой буквы» - как Событие выразительного самопроявления. В рамках традиционной школы с ее оценочной шкалой и догматированным преподаванием в форме непреложных учебных канонов подросток не может подтвердить выбранный им самим статус. Да в школе можно получить хорошую оценку, но это ни в коей мере не послужит основанием для признания к кругу своих друзей и товарищей. Доминирующий характеристикой нормальной деятельности в дополнительном образовании является, как говорилось ранее, индивидуальная образовательная программа подростка. В самом общем виде дополнительное образование подготавливает подростка к принятию и осуществлению этой новой образовательной формы. Образовательная программа требует от подростка подлинного самоопределения, умения опробовать и осуществлять свои учебные интересы, умение ставить достижимые, т.е. соотнесенные с ресурсом цели (последнее очень хорошо удается осуществить в организованном личностном вызове, в конфликтной деятельности). Образовательная действительность в традиционной школе такова, что ребенок в лучшем случае способен поставить цель без учета условий и ресурса действия, в дополнительном же образовании существуют необходимые площадки для организованности деятельности подростка как расширяющегося опыта определения пространства возможностей своих действий, определения зоны возможных целей. Таким образом, в дополнительном образовании подросток способен ставить цели и определять общие способы как ресурс собственных действий. Для меня наибольший интерес представляют те компетентности, которые сформировываются у подростка посредством конструктивного конфликта; 1. В области деятельности: умение преобразовывать собственный способ действия; мобилизовываться для отыскания новых средств, действий или адекватно выбирать среди уже имеющихся; умение достраивать ситуацию действия до полноты условий ее выполнения; умение определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия 2. В области коммуникации: умение привлекать других людей, особенно в форме непосредственного взаимодействия к совместной постановке целей и их достижению; умение оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами конкретной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|