Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Понятие конфликта и его описание




 

В самом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Также подходит такая трактовка конфликта, как то «специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия.

Конфликт не существует как вещь независимо от нас. С ним нельзя столкнуться как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться как на стенку. В него нельзя попасть как в темную комнату. Конфликт - это одна из неизбежных сторон жизни человека. Вместе с тем, любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное. Все зависит от того, представляет ли какую-либо трудность его осуществление.

Если взаимодействие реализуется по известным схемам и с автоматизированным привлечением имеющегося ресурса, мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто не нуждается во внимании, так как конфликт разрешается сам собой. Точно также мы не фиксируем операциональный аспект любого действия. Это ведь не значит, что его нет.

Если для реализации взаимодействия необходимы какие-либо новые формы и/или имеющийся ресурс не удовлетворяет требованиям данного взаимодействия, мы фиксируем его как конфликтное. Оно просто представлено нам своей трудной, требующей внимания стороной. Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда взаимодействие становится видимым и требует на себе специального сосредоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействия обычно и называют конфликтом.

Независимо от качественных характеристик структуру конфликта составляют внутренние и/или внешние действия, образующие единство взаимодействия.

Отсюда конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируются и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

В нашем исследовании будут фигурировать как внутренние, так и внешние конфликты, которые по своей структуре принципиально не отличаются, но надо заметить, что во внешнем конфликте действия, образующие единство взаимодействия буквально принадлежат разным персонам или группам, реализующим совокупное действие. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что внешние взаимодействия всегда имеют одновременно и внутренний план, о чем свидетельствуют наши исследования ситуации личностного вызова на выездной школе, следовательно, структуры таких конфликтов существенно сложнее и образуют как минимум два уровня.

Итак, структурное описание конфликта предполагает определение тех действий индивидуальных или совокупных, внешних или внутренних (мыслимых), образующих конфликт как действительность.

В современных пособиях по конфликтологии структуру конфликта стоит понимать «как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс».

Повторюсь еще раз, что по определению, которое дает Хасан конфликт представляет собой актуализировавщееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии мотивы, но такие определения отрываются от категории деятельности, которая лежит в основе моей работы. Проблема управления и взаимодействия теряет при таком толковании конфликта всякий смысл, поскольку не обнаруживает своего предмета. Ведь мнения, мотивы и прочие могут реализовываться только через действия участников конфликта. Деятельность и действия - непременные условия их столкновения.

Столкновение действий при их взаимозависимости и взаимовлиянии - такой подход открывает возможности воздействия управления протеканием конфликта.

Под конфликтом здесь понимается «специфическая характеристика применяющихся в столкновении деятельностей представляющая собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания обеспечивающего соответствие новым условиям.

Изменение деятельности в конфликте означает, прежде всего, появление новых целей, обусловленных столкновением, включение дополнительных средств и организацию нового действия, обеспечивающего реализацию конфликтных стратегий.

Что бы описать конфликт с процессуальной стороны, нужно ответить на вопрос: что изменяется в деятельности людей, когда она приобретает конфликтный характер и как протекают эти изменения.

С того времени, когда действие встречает помеху и его осуществление становится невозможным без преодоления этой помехи, то есть с того момента, который принято называть столкновением действие теряет свою автономию, становится зависимым от другого действия, собственно составляющего нашу схему, которая будет представлена в конце моей работы.

Деятельность становится более сложной по структуре, потому что «начинает действовать преобразование, связанное с помехой и появлением зависимости». Одно действие всегда боле просто по своей сути, но только во взаимном взаимодействии возможно разрешить конфликт. Нужно что бы произошел переход от до-конфликтной организованности действия к конфликтной, то есть обусловленной конкретной помехой. Такая переорганизация предполагает еще один процесс - объективация новых условий и собственно помехи для ее преодоления.

Это обстоятельство является чрезвычайно важным, так как позволяет выделить до-конфликтную деятельность и появившуюся новую, а вместе с тем и появление новых средств и ресурсов, которые использует подросток в этой новой деятельности. Этот процесс может представлять собой инвентаризацию уже имеющихся ресурсов и выбор среди них, либо переход к разработке, созданию действительного нового ресурса, такого, какого раньше не было в опыте. В этом случае мы можем говорить о развитии человеческой деятельности, как было заявлено еще в начале моей работы.

Таким образом, конфликт в этом аспекте является процессуальным комплексом, образованным из процессов: переорганизации деятельности в связи с новыми обстоятельствами; оформление новых предметов деятельности для их преобразования; мобилизация для овладевания ситуацией.

В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов - позиционеров в конфликте и их агентов и фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон.

Прямые участники конфликта - те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде, в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер разворачивание конфликтного взаимодействия.

Непосредственные участники конфликта - те, кто своими непосредственными действиями вовлечен в конфликтные взаимодействия. Буквально - это исполнители, своеобразные актеры или агенты, действующие по определенному сценарию, зачастую не вполне осознавая свою роль, действительный характер происходящего и последствия. Подлинные действующее лицо конфликта - субъект.

Как замечает Б.И. Хасан, принятие той или иной стороны в конфликте, зачастую совсем не связано с отношением к разрешающему в нем противоречию или другим содержательным и даже формальным характеристикам взаимодействия, но появление на стороне одного из основных действующих лиц дополнительных фигур может рассматриваться как дополнительный ресурс участника, который учитывается при принятии решения.

Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастности может быть довольно велик.

Для реалистичного описания конфликта и действующих в нем участников чрезвычайно важно выяснение подлинных интересов и целей всех, связанных с данным конфликтом лиц. При этом наряду с прямыми и косвенными участниками следует отметить такую важную фигуру, которая привлекается к разрешению конфликта в силу профессиональных обязанностей (медиатор, посредник). Он является носителем стратегии, которая заключается в использовании конфликтной формы для удерживания противоречия в разрешаемом виде. То есть обеспечивает подростку возможность поиска и апробации адекватных для данного противоречия средств его разрешения.

Главной компетенцией медиатора является умение разобраться, насколько точно в оформляемом конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешимы. С этой точки зрения всякий эффективный конфликтный процесс - это совместная исследовательская работа его участников.

Исходя из высказывания Хасана, что «процесс учения-обучения имеет противоречивый характер», то следует обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире - образовательной - коммуникации. Здесь надо пояснить, что именно понимается под противоречивым характером образовательных процессов: это и оценивание - самооценивание, и показатели идентичности и принадлежности, и учебная, социальная успешность-неуспешность и т.п. Разумеется, такая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и, в целом образовательный, процесс. Но в какую сторону будет направлен этот процесс и к каким результатам но приведет будет зависеть от того, насколько медиатор оснащен способами работы с конфликтом, как он его организует.

Событийность Этапы схемы Оценка ситуации участниками
Представлено задание: создать газету на свободную тему, с возможным ее последующим выпуском. Условие: от того, насколько удачной будет газета, будет зависеть и размер ее тиража. При этом, что подразумевается под «удачной» пояснено не было. Постановка задачи, которая требует нового вида деятельности. Ребята видят, что в школе имеются определенные ресурсы. С технологиями создания газеты они уже знакомы. Поставленная задача не представляет для них никакой трудности. Они начинают делать газету, как делали ее раньше, не привнося в свою деятельность ничего принципиально нового.
Отказ экспертом одной группе участников летней школы выпускать газету большим тиражом. При этом сначала отказ носил жесткий характер в личной форме. Возникновение внутреннего, субъектного конфликта. Содержание как такового еще нет, здесь превалируют желание все бросить, злость, досада. Возникает ядро затруднения, связанное со столкновением деятельностей. Главным чувством, по словам участников школы, было, непонимание чего от них хотят, почему не печатают большим тиражом их газету. Было впечатление, что просто они чем-то не понравились руководителю (эксперту) школы. Ну и, конечно, злость, раздражение, досада.
На общем собрании ребятам говорят о нормах и мерках, из-за которых не стали издавать их газету большим тиражом. Организация личностного вызова. Способ: указание на критерии. Здесь конфликт перестает быть субъективным, он трансформируется в объективный Когда сказали про критерии, им захотелось все «разложить по полочкам», разобраться, справедливы ли эти критерии, какую имеют под собой основу, а не просто принять их. При этом, как сказала одна участница личная обида уступила место осознанию того, что надо разделять профессиональное и личное.
Группа пытается понять, что это за критерии. На эту тему происходит активная дискуссия между всеми участниками и педагогами школы. На этом этапе уже представлен материал взаимодействия (обсуждение критериев, их конструктивная критика). Группа осознает дефициты в своей деятельности. «Теперь мы понимали, что наша газета - это не верх совершенства, что много в ней не достает, но такая ситуация случилась с нами впервые, поэтому мы еще не совсем конструктивно вели беседу, большее отстаивая нашу позицию, нежели прислушиваясь к тому, что говорят».
Группа активно отстаивает свое право на обсуждение этих критериев, когда они устанавливались, пытается разобраться в их основаниях. Здесь же зачитываются некоторые статьи из их газеты и обсуждаются относительно критериев. Производятся с материалом взаимодействия преобразования. Также происходит постановка учебной задачи и анализ сложившейся ситуации. Им очень помог тот факт, что их статья была зачитана на общем собрании, «теперь она предстала перед нами как чужая, и так как перед этим мы довольно долго обсуждали критерии, мы смогли действительно по-настоящему, сами увидеть слабые места. Когда тебе говорят об этих слабых местах, ты не так это воспринимаешь, нежели сам видишь их. Себя трудно обмануть!»
После предоставления материала газеты на всеобщее обозрение медиатор спрашивает у ребят, здесь же на общем собрании, какова цель их деятельности. Был получен такой ответ: выпустить газету большим тиражом, доказать, что она не хуже других газет. Далее следуют наводящие вопросы, которые задает медиатор, и ответы на них. (Например, меняла ли их газета что-нибудь в окружающем их мире, кому-нибудь реально помогала, что-нибудь улучшала?) Конфликт опредмечивается. В итоге происходит трансформация цели, ее ясное осознание, умение сказать о ней. Первая цель - выпустить газету. Новая цель - поднять людям настроение, донести что-то позитивное. При этом осознается, что начальная цель была всего лишь средством. В процессе диспута вопрос-ответ они смогли выделить для себя нечто важное путем сравнения ранее выпускаемых ими газет и тех разных эффектов, которые давали газеты. Так они поняли, что содержание газеты может непосредственно повлиять на окружающий мир, сделать его лучше.
Была выпушена новая газета, которая издалась большим тиражом. Меняется цель, и как следствие, меняются способы, средства ее реализации в действительность. Пересмотр действий, которые были совершены в начале и их преобразование. Здесь появляется новое содержание. Когда мы выпускали новую газету, мы уже делали совершенно другую деятельность, теперь мы понимали что такое конструктивная журналистика, очень тщательно продумывали тему статей, а не писали отсебятину, как раньше.

 

В конце нашей беседы, я спросила у участников летней школы, нужен ли был конфликт, помог ли он им? «Сейчас, когда прошло довольно много времени, мы понимаем, что он был тогда просто необходим! Если бы нам с самого начала в форме лекции или разъяснительной беседы рассказали о критериях, по которым выстраивается конструктивная журналистика, о содержании газеты в соответствии с ней, все бы было не так. А так получилось, что все это буквально пропустили через нас, как будто вставили кусочек чего- то нового в нашу голову. К тому же, когда еще все это носит характер вызова на личном уровне, когда ты либо доказываешь, что чего-то представляешь собой как профессионал, либо нет, начинаешь очень хорошо воспринимать тот материал, который тебе жизненно необходим для поддержания твоего статуса, самого себя как журналиста и личности».

Механизм понятен: сначала была спровоцирована ситуация незамечания всех определяющих фактов, а затем путем организации личностного вызова ребятам были представлены те рамки, в которых им предстоит работать, что бы достичь своей цели.

Здесь же мне бы хотелось реконструировать позицию эксперта. Для него было важно, что бы журналистика продвигала в общественные массы конструктивные ценности, что бы прочитав какую-нибудь статью, народ понял, что своими действиями можно влиять на мир. Но так как профессиональная журналистика не может нести эти ценности конструктивной журналистикой должна заниматься молодежь, у которой нет еще того цинизма, которым так «славятся» журналисты.

Таков был замысел выездной летней школы, такова была установка эксперта, и все другое в бескомпромиссной форме отрицалось. По сути, личностный вызов проистекает в нашем случае из того, что эксперт здесь заявил личную позицию.

Действие медиатора, помимо помощи ребятам в постановке верной цели, в выделении предмета конфликта и в установке учебной задачи сводилось еще и к переходу асимметричного конфликта к симметричному. В нашем случае это проявилось в диспуте, где все позиции участников были равны и в одинаковой степени значимы. В конце конфликтная ситуация была в какой-то степени реформирована за счет выхода эксперта на асимметричный уровень конфликта. (Было в жесткой форме сказано, что здесь главная позиция - экспертная, и если кто-то хочет выпускать газету, то следует выполнять то, что скажут. Причем что конкретно выполнять, пояснено не было). Кроме того, эксперт попытался совместить две позиции в одну, и это обстоятельство тоже деструктивно повлияло на ход разворачивания конфликта. Противоречие не удерживалось должным образом, иногда фокусируясь на чем-то постороннем, не имеющим прямого отношения к разворачиванию конфликта.

Следует заметить важный положительный эффект нашей конфликтной ситуации - помимо того, что, как уже говорилось ранее, изменилась деятельность ребят как одной из сторон участников конфликта, изменилась и деятельность эксперта, то есть произошло продуктивное взаимодействие в результате которого появились две новые взаимозависимые деятельности. (Ребятам удалось указать эксперту на его неправомерное поведение ближе к концу диспута, да так, что он изменил стратегию своего поведения).

Как пишет П.А. Сергоманов, конфликт считается деструктивным и незавершенным, когда у человека появляется чувство, что он что-то потерял по его завершению. На данной выездной летней школе участники не только не потеряли, но и приобрели нечто значимое и важное - опыт ведения конструктивного конфликта, понимания содержания конструктивной журналистики и, что самое главное, умение ставить цель и воплощать ее в жизнь.

 


Заключение

В работе удалось разобраться с таким понятием как конструктивный конфликт, выделить его особенности, структуру и динамику. В частности рассмотреть личностный вызов как технику организации конструктивного конфликта в дополнительном образовании, выявить его позиционеров и динамику его разворачивания.

Также был проанализирован прецедент, произошедший на летней выездной школе, и на его примере выделена схема этапов разворачивания личностного вызова. Разбор конкретной конфликтной ситуации позволил выделить ее положительные и отрицательные стороны, тем самым, давая понять как лучше и эффективней организовывать личностный вызов, на что особо обращать внимание при его конструировании.

Я считаю, что важным результатом моей работы стало понимание конфликта как необходимой техники дополнительного образования, которая, по мнению непосредственных участников, рассмотренной мной конфликтной ситуации, привнесла значимые изменения в их деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...