Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и основные характеристики общественного мнения

Министерство образования Российской Федерации

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики

КСИ общественного мнения

По курсу: Социальные проблемы изучения общественного мнения

 

 

Исполнитель

студентка 063 группы А.Д.Шевченко

Руководитель

доцент, к.ф.н. Ю.Г.Магницкий

Нормоконтролер

ассистент Н.В.Погорелова

 

Благовещенск 2003


РЕФЕРАТ

 

Данная курсовая содержит 39 страниц, 2 части, 1 таблица, 1 приложение, 14 источников.

общественное мнение, структура общественного мнения, формирование общественного мнения, средства массовой информации, исследование общественного мнения, инструментарий исследования, выборка, пятимерный план Гэллапа, поллстер

В качестве объекта данной исследовательской работы выступает общественное мнение и его изучение. Соответственно ее предметом является пятимерный план Гэллапа, выступающий в качестве способа повышения эффективности методики КСИ.

Цель работы – анализ и описание методики усовершенствования опросов общественного мнения, на основе исследований Дж. Гэллапа

Конечным результатом курсовой работы является выработка практических рекомендаций по повышению эффективности опросов общественного мнения.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1. Характеристика общественного мнения и его изучение

1.1 Сущность и основные характеристики общественного мнения

1.2Формирование общественного мнения и его взаимодействие со СМИ

1.3 Изучение и анализ общественного мнения

2.Совершенствование методики КСИ общественного мнения

2.1 Становление и развития методики опросов общественного мнения в США

2.2 Методика осуществления исследований общественного мнения по плану Гэллапа

2.3 Практическое применение методики Гэллапа на примере КСИ «Каким видят россияне будущего президента»

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Каким видят россияне Президента

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Социология 19 века была описательной, а методы сбора и анализа информации рассматривались лишь как средство познания. Завершившийся 20-й век сделал эмпирические методы социологии сущностным элементом познания общественных отношений, ученые осознали, что предлагаемые ими объяснения социального мира есть - в том числе - функция используемого ими измерительного инструментария.

Произошло это в частности и потому, что методические проблемы, поставленные Дж. Гэллапом при изучении общественного мнения, и решения, найденные им, возвели социологический инструментарий в ранг объекта научного рассмотрения. Также благодаря ему, американские социологи впервые смогли анализировать динамику общественного сознания населения огромной страны, а само общество - получило возможность для самонаблюдений и самоанализа.

В связи с этим тему данной работы можно сформулировать как «Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики КСИ общественного мнения». В качестве объекта данной исследовательской работы выступает общественное мнение и его изучение. Соответственно ее предметом является пятимерный план Гэллапа, выступающий в качестве способа повышения эффективности методики КСИ.

Обозначив цель работы, как анализ и описание методики усовершенствования опросов общественного мнения, на основе исследований Дж. Гэллапа, можно выдвинуть следующую гипотезу: пятимерный план Гэллапа – это наиболее эффективный способ повышения качества опросов общественного мнения.

Основными задачами, которые необходимо решить в ходе исследования, являются следующие.

Выявить сущность и основные характеристики общественного мнения.

Охарактеризовать процесс формирования общественного мнения и его взаимодействие со СМИ.

Описать процедуру изучения и анализа общественного мнения.

Описать историю развития и становления методики опросов общественного мнения в США.

Сформировать представление о методике осуществления исследований общественного мнения по плану Гэллапа.

Показать на примере практическое применение методики Гэллапа.

В ходе исследования используются общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза.

В данной работе применяются первоисточники, учебники, учебные пособия, статьи из журналов и энциклопедии. В качестве основных источников, использованных в данной работе, можно выделить следующие: Горшков М.К. «Общественное мнение: История и современность», «Социология» под редакцией Елсукова А.Н., «Оперативные социологические исследования» под редакцией Д.Г. Ротмана.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ

Сущность и основные характеристики общественного мнения

 

Существует множество различных точек зрения по поводу того, что такое общественное мнение. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений. Одни основываются на фиксации субъекта и объекта общественного мнения, другие – на его нацеленности на решение имеющихся в обществе проблем, третьи – на родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртые – на его качественно – количественных признаках – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни /4,с.7/.

Можно привести некоторые определения общественного мнения. Общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях /5, с.287/. Елсуков А. Н. пишет, что общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом / 9, с.429/. В энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение (положительное, нейтральное или отрицательное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей /13, с.411/.

Таким образом, можно сказать, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с интересующим общественность вопросом. Общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Оно должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей. Общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей. Общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации. Оно не является чем-то неизменным, но должно обладать достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени. /10, с.428-429/.

Необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения /5, с.288-290/. Субъект – это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общественное мнение, и они же являются его выразителями. Объектом общественного мнения является то, по поводу чего складывается общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д.

Для определения сущности общественного мнения необходимо рассмотреть его структурные компоненты.

Главным компонентом общественного мнения является социальная оценка. В процессе образования оценочного элемента объект оценки приобретает для субъекта определенное значение, т.е. осознается им как некая ценность. Социальная оценка вырабатываются на базе двух структурных компонентов: рационального и чувственного. Рациональный компонент общественного мнения – это информированность людей, т.е. обладание ими определенными сведениями как об объекте оценки, так и о различных событиях, фактах и т.д., связанных с ним. Эмоциональное определяет выразительность общественного мнения, придает общую направленность переживаемым в нем идеям, взглядам, знаниям /2,205/. За счет концентрации и проявления своих волевых качеств общественное мнение способно воздействовать на ход событий и процессов. Волевой компонент выражает стремление субъекта к практическому осуществлению оценочных суждений, представленных в общественном мнении, т.е. к конкретным действиям /8,206/.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Экспрессивная функция заключается в том, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Вторая функция – консультативная – реализуется, когда общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. И директивная функция общественного мнения – проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов.

Различают следующие виды мнений: оценочное, аналитическое, конструктивное и регулятивное. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой, т.к. принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Смысл регулятивного о бщественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных, нейтральных или негативных суждений /11, с.278/.

Итак, общественное мнение – этосостояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей и формирующееся на основе интереса общественности к данным проблемам.

 

1.2 Формирование общественного мнения и его взаимодействие со СМИ

 

Формирование общественного мнения – это стадия его развития, связанная с выходом индивидуальных оценочно-ценностных суждений за границы индивидуального сознания, с их взаимодействием, взаимовлиянием и определенным слиянием в сферах группового, коллективного, классового, национального и т.п. сознания. Об этой стадии развития общественного мнения свидетельствуют как организовано, так и спонтанно разворачивающийся обмен мнениями между людьми и кристаллизации из множества мнений мнения преобладающего над другими, которое начинает получать поддержку в самых широких слоях населения, а также нарастающие активность и масштабы выражения этого мнения.

Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей. Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения. Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. Общественное мнение выступает специфической побудительной силой, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений /9, с.17/.

Выделим следующие основныеэтапы:

1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.

3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

6. Возникновение общенародного мнения /7, с.693/

Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема,затрагивающая существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Т.е. проблема должна вызывать общественный интерес. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе условие. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности представителей общественности по поводу обсуждаемой проблемы /4, с.115-142/.

Важную роль при формировании общественного мнения играют СМИ, которые, во-первых, посредством информирования повышают уровень компетентности общественности, во-вторых, выражая различные точки зрения создают момент спорности в обсуждаемом вопросе и, в-третьих, привлекают внимание к определенной проблеме, вызывая заинтересованность общественности в ее обсуждении и решении.

СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции, мнения и действия /3, с. 78-81/.

СМИ представляют собой не только средство воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения.

Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения – две взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивать общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией.

Сами печать, радио и телевидение также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории. Аудитория воздействует на СМИ и через руководящие органы страны.

Одна из проблем, связанная с аспектом деятельности СМИ – репрезентативность общественного мнения в материалах печати, радио и телевидения. Функционирование общественного мнения осуществляется посредством разных каналов, прежде всего СМИ при активной политике этих средств. Сегодня органы массовой информации получают тысячи и сотни тысяч писем. В центре внимания всегда оказываются те письма, которые наилучшим образом отражают сущность СМИ как способа участия всех слоёв общества в управлении /3, с.79-82/.

Мнение, выраженное в письмах – лишь основа для функционирования общественного мнения. Само функционирование начинается тогда, когда эти мнения попадают в каналы массовой информации, когда тем самым авторы писем становятся участниками деятельности СМИ, производителями массовой информации /11, с. 327/.

За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей. Структура новостей, охватывающая целый день, в каком то смысле влияет на наше восприятие окружающей действительности /3, с. 84/.

Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь.

Телевидение формирует способ интерпретации социального мира, помогая упорядочить опыт нашего общения с ним. Установки, которые явно или скрыто, присутствуют во всех видах теле продукции и в способах её распространения, возможно гораздо более важны, чем-то, что конкретно показывается в программах.

Средства массовой информации «завладели» сознаниями людей. С одной стороны это радует, т.к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с другой – СМИ являются своеобразным регулятором общественного мнения и общественного создания. Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой то степени способствует изменению природы выборов. А происходит это, потому что телевидение – домашний источник связи с миром, становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой либо проблемы /3, с.80-83/.

Таким образом, формирование общественного мнения в современном мире невозможно без использования воздействия СМИ на общественность. СМИ, во-первых, посредством информирования повышают уровень компетентности общественности, во-вторых, выражая различные точки зрения, создают момент спорности в обсуждаемом вопросе и, в-третьих, привлекают внимание к определенной проблеме, вызывая заинтересованность общественности в ее обсуждении и решении. Процесс формирования общественного мнения и воздействие СМИ на него, несомненно, требует глубокого и всестороннего изучения. Вопросы изучения общественного мнения, проведения его КСИ будут рассмотрены в следующем пункте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...