Тематический и видовой состав.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Заметной чертой издательской деятельности в 1997 г. явилось увеличение количества названий по всем тематическим разделам, включаемым в статистический отчет, что выгодно отличает нынешнюю ситуацию то 1996 года. Наибольшее количество изданий выпущено по политической и социально-экономической тематике (9930), а также по разделам художественной (включая детскую художественную) - (8297), технической - (7150) и естественнонаучной литературы - (3738). Рассматривая тематическую направленность выпуска книг и брошюр, нужно обратить внимание на структурные сдвиги в тиражах. Например, совокупный тираж изданий художественной литературы снизился со 132 до 109 млн.экз., т.е. на 18.5%, а тираж литературно-художественных изданий для детей - с 43 до 25 млн.экз. или более чем на 40%. Одновременно отмечается увеличение тиражей по всем тематическим разделам за исключением естественнонаучной литературы и изданий по филологическим наукам, причем наибольший прирост получен за счет изданий сельскохозяйственной (169) и медицинской (122) тематики, книг по искусству и искусствоведению (16,8). Что касается видов изданий, то в 1997 году для большинства из них характерен рост количества названий, а что касается тиражей, то их снижение стало не столь значительным, как в прошлые годы. Серьезное уменьшение обоих показателей относится лишь к массово-политическим изданиям:: 84.4% от уровня 1996 г. по количеству названий и почти наполовину - 52.7% - по тиражу. Независимые эксперты связывают это с отсутствием в истекшем году крупных политических кампаний федерального уровня. В особо значительных размерах выросло издание произведений научно-популярной и производственной литературы.
Также эксперты книжного дела с удовлетворением отмечают расширение репертуара социально значимых видов изданий. Так, число названий научной литературы возросло по сравнению с предыдущим годом почти на 12%, учебной - также на 12%, в том числе для общеобразовательной школы на 8.8%, производственной - почти на 18%, справочной - на 10.5%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в репертуарной политике идут серьезные процессы структурной перестройки, связанные с повышением внимания к тем видам литературы, которые имеют приоритетное значение в эпоху экономических реформ (16,8).
Долгие годы отечественный рынок не мог удовлетворить интересы и потребности читателей в зарубежной литературе. До 1991 года соотношение русской и переводной литературы в издательском потоке было 4:1 либо 3:1. В 1992 году переводная художественная литература существенно потеснила с книжного рынка отечественных писателей. По данным статистики, в 1992 году из 4994 художественных книг 2787 было переведено на русский язык, что составляет 58.1% по выпущенным названиям, 77.1 % по тиражам (Прил, диагр.2 и 3) Некоторый перевес в издании отечественной литературы (по названиям в I кв. 1992 года) М.Морозовский объясняет тем, что в этот период в списках "Книжного обозрения" публиковалось много изданных еще до распада СССР, т.е. издания бывших союзных республик. Той же причиной объясняется сравнительно высокий удельный вес отечественной художественной литературы по названиям в 1992 году в целом. На самом деле, конец 1992 - начало 1993 были низшей точкой издания отечественной литературы. Что особенно заметно по соотношению тиражей. Но уже начиная со IIкв. 1993 года ее выпуск начал расти, как по названиям, так и по тиражам. Произошло это, прежде всего потому, что издатели открыли для себя популярных русских авторов. Кроме того, считает М.Морозовский, добиться долгосрочных успехов на рынке можно только при условии создания положительного имиджа издательской марки, что невозможно сделать на ворованных или устаревших книгах. Но для того, чтобы работать на мировом рынке прав, нужны немалые деньги. Гораздо проще купить книгу отечественного автора. (30,9).
Преобладание на рынке зарубежной художественной литературы специалисты объясняют еще и тем, что российский читатель долгое время был оторван от мирового литературного процесса. Поэтому, получив доступ к зарубежным книгам, даже не самым лучшим и не самым новым, он первое время готов был брать все подряд. Сегодня положение отчетливо меняется. Пик бума прошел, выпуск зарубежной литературы сокращается и по названиям и по тиражам. О постепенном выравнивании в выпуске свидетельствует структура тиражей отечественной и зарубежной художественной литературы. (Прил, диагр 4 и 5)
Каково же было жанровое разнообразие художественной литературы на российском книжном рынке? Более 90% - это книги наибольшей расходимости популярных развлекательных жанров: криминальные и авантюрно-приключенческие романы, триллеры, мелодрамы, фантастика. На "высокую" литературу приходилось немногим более 2%. И в этом массиве публикаций преобладала "неновая" литература, выходившая до 1973 года. Значительное место было отведено выпуску исторических романов. Исторические романы и повести выходили как отдельными изданиями, так и в многочисленных сериях. В сравнении с 1991г. в 1992 году увеличилось количество изданий русской классической литературы. Больше, чем в предыдущие 2 года, было выпущено интеллектуальной литературы. Около 1/3 в потоке изданий художественной литературы 1992 года пришлось на издания поэзии. Эта тенденция сохранилась и в I квартале 1993 года. По сравнению с первым полугодием 1984 года (когда в СССР вышло 1907 названий беллетристики для взрослого читателя), в первом полугодии 1993 только в одной России - 1656. При этом значительно снизилось число книг отечественной и зарубежной классики, современных русских прозаиков и писателей из стран СНГ, зато значительно увеличилось число переводных книг, особенно с английского и французского языков.
Выпуск ЛХИ по жанрам
На первый план в начале 90-х годов вышли следующие жанры литературы - детектив, приключения и любовно-мелодраматическая литература, фантастика. Причем, если раньше они были в тотальном дефиците, то сейчас по числу изданий удовлетворяют читательский спрос на книги всех жанров. На сегодняшний день жанры художественной литературы примерно таковы: -детективы, остросюжетные романы - 25-30 % -"женские романы", мелодрамы - 25-30% (в т.ч. эротика около 5%) -фантастика - 15-20% -историко-приключенческая и историческая литература 15-20 % -классическая и современная проза 10-15% (30,11) . Статистика, к сожалению М.Морозовского, не может учесть все разнообразие жанров, поэтому представленное соотношение основано на анализе книготоргового ассортимента. За последние годы он стал значительно разнообразнее. Господства детективов уже не наблюдается. Снизилось число изданий классики, зато выросло число изданий, условно называемой "элитарной "литературой. Подъем переживает "женский роман": на многих лотках его доля достигает 60%. Постепенно снижается доля фантастики, но возрастает количество классической и современной литературы (в нее не включаются, например, книги А.Дюма и А.К.Дойла, относя их соответственно к историко-приключенческой и детективной литературе). В значительной степени представление об ассортименте художественной литературы можно получить из результатов издаваемости различных авторов.
Чемпионы издаваемости за 1996 год (январь-декабрь)*
*Таблица подготовлена по материалам газеты "Кн.обозрение".-1997.-№4.-С.6.
В 1997 году классификация литературных направлений в отечественном книгоиздании несколько изменилась. Она стала в большей степени отвечать рыночным реальностям. Но в целом картина рынка осталась прежней: здесь по-прежнему преобладает массовая литература. Крупнейшая доля принадлежит детективному и остросюжетному жанру. На втором месте следует сентиментальный жанр, заметно отстает от них фантастика. Удельный вес классической и современной литературы составил 7.7.%.
В последние годы приобрел огромную популярность среди российских читателей и издателей мемуарно-биографический жанр. Б.Соколов затрудняется сказать, что было первично: откликнулись ли издатели на возникший читательский спрос или сами приложили силы к его формированию, но считает, что появление на нашем книжном рынке потока мемуаров и биографий - явление отрадное. Книги этого жанра давно пользуются популярностью в наиболее благополучных странах мира. Это жанр массовой литературы, но гораздо более продвинутый и рассчитанный на куда более образованную публику, чем детективы или любовные романы. Возросший в России спрос на мемуары и биографии, говорит Б.Соколов, - один из признаков того, что внутреннее положение страны постепенно стабилизируется. Мемуары знаменитостей прошлого и настоящего многие воспринимают как некие образцы жизнестроения, кого-то интересуют пикантные подробности из биографий великих (41,75). Лидерами в области издания мемуарно-биографической литературы сегодня являются московский "Вагриус" и смоленский "Русич". У первого мемуары "звезд" политики и искусства составляют серию "Мой 20 век", а биографии - стартовавшую в 1996 году отдельную серию без названия, но с единым оформелением. У второго биографии и мемуары представлены двумя сериями - "Тиранией", и "Женщиной-миф". "Вагриус" свою серию биографий открыл довольно вялой, как считает Б.Соколов, книгой об Арнольде Шрарценеггере, написанной для тинэйджеров - основного контингента поклонников Терминатора. Затем в новом оформлении и с существенными дополнениями была переиздана книга Эдварда Радзинского о Николае II, а еще ранее - его же книга "Сталин", вызвавшая живейший отклик у публики. Ее первоначальный тираж в 50 тыс. экз быстро разошелся, так что пришлось делать несколько допечаток. Но абсолютный рекорд по тиражам среди "вагриусовских" биографий занимает "роман-биография" Алексея Белякова "Алка, Аллочка, Алла Борисовна", выпущенный совместно с малоизвестным издательством "Захаров". Этот том имеет интригующий подзаголовок "Книга о жизни, любви и песнях Аллы Борисовны Пугачевой, написанная ее давним почитателем на основе рассказов и воспоминаний многих и многих людей, знавших героиню с младенчества до настоящего времени". Написана книга, утверждает автор статьи, достаточно живо, читается легко, снабжена малоизвестными фотографиями певицы и пользуется устойчивым спросом. Ее суммарный тираж уже превысил 300 тыс. экз (41,75)
Чемпионом же политических биографий и мемуаров, безусловно, стали воспоминания бывшего президентского телохранителя офицера Александра Коржакова "Борис Ельцин: от рассвета до заката", выпущенные "Интербуком". Высокая степень откровенности и осведомленности о жизни президента и его окружения сделали коржаковские мемуары единственным изданием, которое впервые с 1991 года некоторое время было в дефиците на книжном рынке. Сейчас ее тираж уверенно перевалил за 500 тыс. Среди политиков-мемуаристов в серии "Мой 20 век" соседствуют имена Егора Гайдара, Никиты Хрущева, дипломата Олега Трояновского. Мемуары последнего ценны свидетельствами о тех великих исторических событиях, участником которых был автор, о выдающихся личностях, с которыми он встречался. А ведь Трояновский был переводчиком на Нюрнбергском процессе, работал в МИДе в самые напряженные дни Карибского кризиса, хорошо знал Молотова и Хрущева, Вышинского и Громыко, встречался с Рейганом и Дэн Сяо Пином....(41,76) В издательстве "Русич" в серии "Тирания" наиболее заметная книга - впервые изданные в России воспоминания одного из фигурантов Нюрнбергского процесса и соратников Гитлера Альберта Шпееера.. Биографиями же в "Тирании" представлены почти исключительно политики прошлого - Наполеон, английский король Генрих V, Александр Македонский. В научном отношении наиболее интересными Б.Соколов называет биографии Иоанна Грозного, Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца, написанные крупнейшим специалистом по истории русского средневековья и мастером биографического жанра Русланом Скрынниковым. Одна из новинок "Тирании" - биография Отто фон Бисмарка, принадлежащая англичанину Алану Палмеру. До этого о Бисмарке на русском языке вышла только одна книга В.Чубинского, неоднократно переиздававшаяся и написанная с марксистских позиций. Теперь читетели могут познакомиться и с иной, либеральной точкой зрения на объединителя Германии(41,76) Серия "Женщина-миф" стартовала с "Непостижимой Шанели". Затем появилась "Екатерина Великая" Карали Эриксон. Но в основном в "Женщине-миф" преобладают взвезды зарубежного театра и кино. Это "Грета Гарбо и ее возлюбленные" Хьюго Виккерса, автобиография знаменитой "маркизы ангелов" Мишель Мерсье, книга Фредерики Блэйер о возлюбленной С. Есенина великой американской танцовщице Айседоре Дункан. Самая сенсационная в этом ряду - "Богиня. Тайны жизни и смерти Мэрилин Монро" Э.Саммерс, где история секс- символа Америки исследуется на строго документальной основе. Особый интерес издателей привлекла фигура Бриджит Бардо. "Вагриус" в "Моем 20 веке" выпустил ее автобиографию, которая уже успела стать мировым бестселлером. "Русич" в "Женщине-миф" порадовал читателей книгой Джеффри Робинсона "Бриджит Бардо: две жизни". Такое же дублирование получилось с изданиями о Марлен Дитрих. "Вагриус" выпустил ее воспоминания, а "Русич" - биографию. Из русских актрис в серии представлены пока только Зоя и Виктория Федоровы, чьи драматические судьбы отразились в документальном романе Гэскела Фрэнкла "Дочь адмирала" и мемуары Нонны Мордюковой "Не плачь, казачка!". В "Вагриусе" среди мемуаров людей искусства преобладают российские имена. Евгений Весник и Михаил Козаков, Ирина Архипова и Лидия Смирнова, Эльдар Рязанов и Микаэл Таривердиев. Все они с разных сторон освещают эпоху преимущественно 60 - 70-х годов, то общественно-политическое и культурное явление, которое было названо "шестидесятничеством". Отрадно, отмечает Борис Соколов, что русские "звезды" начинают сегодня больше интересовать наших читателей, чем зарубежные. Хужее пока представлены биографии и мемуары современных рок-эвезд. Очевидно - это одно из будущих направлений развития новых мемуарных и биографических серий, т.к. книги такого рода, без сомнения, популярны среди молодежи.(41,77)
Большую популярность в начале 90-х годов приобрел жанр любовных романов. На сегодняшний день, как утверждают специалисты рынок любовных романов является одним из самых прибыльных и динамично развивающихся книжных рынков России. Основные количественные показатели состояния рынка любовных романов (Прил, табл.6) позволяют судить, что 1993 год был годом особенно бурного роста рынка. По сравнению с 1992 годом число изданий выросло почти в 6 раз (в 5.1 раза в обложке и в 6.7 раза в переплете), а их общий тираж в 5.5 раза (в 4.4 раза в обложке и в 5.5 раза в переплете). В 1994 году темпы роста несколько замедлились, но остались по-прежнему высокими: число изданий выросло на 56.5%, а их общий тираж на 6.9%. Специалисты отмечают падение тиражей изданий в переплете. В 1994 году число названий в переплете увеличилось на 45.4%, но их общий тираж сократился на 13.2%. В то же время увеличилось число изданий в обложке (на 66.7%, а их общий тираж на 30.5%)
В 1995 году, по данным еженедельника "Книжный бизнес", любовных романов в переплете издавалось почти столько же, сколько детективов (до 25%), а в мягкой обложке - больше всех других жанров (до 33%) (43,19). При этом стоит отметить, что любовные романы, выпускаемые в России, практически все - переводные. По словам М.Морозовского, это неудивительно, поскольку в отечественной литературе жанр любовных романов долгое время не развивался из-за идеологических ограничений (29, 58). Российский книжный рынок, свидетельствуют специалисты книжного дела, находится в состоянии, близком к совершенной конкуренции: никто из издателей в одиночку не может существенно повлиять на уровень цен. На рынке любовных романов в обложке конкуренция особенно острая. Рынок делят РМЖ "Панорама", "Радуга", "Центр 2000 ", "Авангард" (все - Москва). К лидерам приближаются смоленский "Русич" и московский "АМЕХ". На схеме 7(Прил.) приведены доли издательств, рассчитанных по количеству выпущенных в 1993 и 1994 гг. экземпляров. В выпуске любовных романов в обложке РМЖ "Панорама" пока опережает конкурентов, но последние быстро догоняют лидера. Лидер "переплетного рынка" - "Олма-пресс" пока вне досягаемости, а вот за остальной рынок идет упорная борьба между несколькими издательствами. Издательская линия на выпуск популярных жанров в серийном исполнении ощутимо просматриваясь в 1991 году, была продолжена на протяжении 90-х годов. В начале 90-х годов серийные издания не отвечали общепринятым для книжного дела требованиям. Они были объединены лишь общностью тематики, но не было единства структуры издания, единого оформления от тома к тому. Выпуски не нумеровались и, часто, исчезали вовсе после выхода 1-2 названий. Сейчас положение изменилось кардинально. В справочнике книжных серий по состоянию на 1 января 1998 года я подсчитала почти 1900 названий серий (Справочник книжных серий // Книжный бизнес.-1998.-№1.-С.53-59). Лидерами в выпуске серий художественной литературы в феврале 1998 года по данным журнала Книжный бизнес являются слежующие издательства: "Вече", "ЭКСМО", "Армада", "Олма-пресс", "АСТ ЛТД", РМЖ "Панорама", "Радуга". По словам редактора издательства "Олма-пресс", все без исключения серии издательства не просто прижились на рынке, но и стали бесспорными лидерами. Практически каждая книга - бестселлер. Хорошо зарекомендовали себя серии "Имена", "Русский проект". Пользуется популярностью новая серия "ХХ век", в которой выходят шедевры мировой литературы нашего столетия, а также серия "Воспитание чувств", включающая в себя лучшие образцы классических романов о любви. Детская литература - одно из приоритетных направлений для издательства на текущий год. Главным станет уникальная программа по выпуску детской литературы с торговой маркой "Улица Сезам". Также продолжится выпуск серий "Викинги", "Древний Рим". Серии издательства "Армада" выходят в нескольких проектах. Серии проекта "Россия" - "Романовы", "Рюриковичи", "Смутное время" настолько пользуются успехом, что в этом году будут переизданы заново. Набирают популярность серии "Россия. История в романах", "Русские писатели", "Вожди", "Русские полководцы", "Вера". Серии проекта "Великие" включают два напраления: "Великие женщины" и "Великие тираны". Большая популярность у серий "Библейские сюжеты" и "Фантастический боевик". Для детей в этом издательстве выходят серии "Изумрудный город", "Замок чудес", "Ковчег зверей", "Приключени Алисы". Издательство "Центрополиграф" наряду с выпуском традиционных серий, определяющих лицо "Центрополиграфа", таких, как "Мастера остросюжетного детектива", "Классическая библиотека приключений и научной фантастики", "Черная метка" и других, издательство уже несколько лет разрабатывает новые направления: готовится к выпуску серия с рабочим названием "Тоталитарные вожди" и серия для детей "Классическая библиотека сказочных приключений". Бесспорным лидером в выпуске серий для детей журнал "Книжный бизнес" признал издательство "Росмен". В итоговый хит-парад журнала за 1997 год вошли семь из пятнадцати книг этого издательства. Но это и неудивительно, т.к. "Росмен" - единственное в России издательство, занимающееся выпуском только детской литературы. В продукцию этого издательства входят серии "Библиотека Винни-Пуха", "Книжка-игрушка", "Книжка-кусалка", "Сутеев-детям", "Чудо-глазки", "Росмен:Сказки", "Дисней-babies", "В школе и дома". Говоря о сериях нужно сказать еще об одной, пожалуй, самой важной тенденции, наметившейся в отечественном книгоиздании - это выпуск книг в мягкой обложке. За рубежом их называют "карманной книгой" (pocket book). По свидетельству специалистов, переход к широкому изданию "покет буков", наблюдается не только в выпуске любовных романов, где этот формат традиционно является доминирующим, но и в выпуске детективов, фантастики и др. Книга, выпускаемая в мягкой обложке, получается дешевле, а это немаловажно. Причем издатели выпускают не одну книгу, а сразу несколько с единым оформлением серий. Книга с узнаваемой серией лучше расходится, независимо от жанра. Как следствие, число серий увеличилось, они стали более разнообразными. Но подчеркивается уже не название серии, а скорее фирменный стиль оформления, торговая марка издательства. По мнению М.Морозовского, постепенно формируется то, что на Западе именуется "brand name" - узнаваемостью марки. Читатели приобретают как правило, все книги из полюбившейся серии, даже если эта книга у них уже есть. (27,8). И все же, по мнению журналиста Д.Михайлова, художественная литература в большинстве своем сегодня издается плохо. издается в основном так называемый основной корпус классики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.А.Гончаров, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.А.Блок, С.А.Есенин, Б.Л.Пастернак, О.Э.Мандельштам и т.д. Мало, но издается. Практически не издается древнерусская литература (исключение составляет "Житие Аввакума " вышедшее в издательстве "Сварог", 1997 г. - 5000 экз.); XVIII век (несколько лет назад в "Пушкинском доме" вышел великолепный том "Сочинений" Львова, но журналист задается вопросом: "Кто его видел?"). Хуже всего обстоит дело с изданиями классиков Х1Х века. Здесь стоит упомянуть полное собрание сочинений Пушкина, отпечатанное издательством "Воскресенье" как наглядное пособие того, как не надо издавать классику. Начатое три года назад полное собрание сочинений Владимира Даля в 8 томах было закончено на 4-м томе. В 1997-м не было выпущено ни одного тома. Из собрания Лескова в 30 томах было напечатано всего четыре. ("Терра", 1997 г. - 6000 экз.). Собрание Ф.М.Достоевского в 15 томах издательство "Наука" закончила. Но тираж последних томов таков, что их мало даже в центральных книжных, не говоря о "подписных изданиях". Последний, 3-й том "Дневников Пришвина", издаваемых "Московским рабочим". датирован 1995 годом. Перестало издаваться и собрание Бунина в 8 томах. Собрание Розанова, выпускаемое в "Республике", прекратилось на томе - "Когда начальство ушло" ("Республика", 1997 г. - 5000 экз.) (25,67) Но есть и положительные примеры: издательство "Согласие" завершило "Записки об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской ("Согласие", 1997 г.-15 000 экз.) и собрание сочинений в 4 томах В.Ходасевича ("Согласие", 1997 г. - тираж не указан). "Наука" начала печатать собрание сочинений А.А.Блока в 20 томах, "Симпозиум" - В.Набокова. Четвертый том - "Ада, или Радости страсти" ("Симпозиум", 1997 г.-10 000 экз.) в книжных имеется теперь в трех вариантах. "Аграф" выпустил двухтомник В.Каверина ("Аграф", 1997 г. - 5000 экз.), а "Гилея" - книгу "Покушение с негодными средствами" ("Гилея", 1997 г.- 1000 экз.) Б.Поплавского. С "дневниками и письмами" Михаила Булгакова, появился "Современный писатель". Появилась и книга Шенгели "Иноходец. Повар Базилевса. Литературные статьи" издательство "Совпадение" ("Совпадение", 1997 г. - тираж не указан). "НЛО" выпустило Пяста ("НЛО", 1997 г. - тираж не указан)(25,70)
Исследуя виды изданий на отечественном рынке художественной литературы, нужно отметить один аспект, который характерен только для России. Речь идет о толстых литературных журналах - феномен, которым не может похвастаться, по мнению М.Морозовского, ни одна развитая книжная индустрия Запада. Существование толстых литературных журналов - дело чрезвычайно выгодное для всего книжного дела: книгоиздатели освобождаются от необходимости значительную часть своих усилий тратить на проверку рыночных перспектив начинающего автора, а литературные журналы могут сыграть роль первоиздателей, получая прибыль от продажи авторских прав. Но сложная экономическая ситуация сказалась и на выпуске этого раздела книгоиздания. Месячный тираж журнала "Новый мир" сократился с 300 тыс. экз. в 1986 году до 14650 экз. в 1998 году. Журнал "Дружба народов" сократился со 150 тыс. экз. до 6400 экз. за указанный период. Одной из причин падения тиража называется появление новой, ранее недоступной литературы. До начала перестройки литературно-художественные журналы являлись практически единственным каналом ознакомления с основными новинками литературы, а сейчас ситуация изменилась, читателю есть из чего выбирать, поэтому интерес к журналам падает. Другая причина сокращения тиража - возросшая стоимость на эти журналы. Возросла стоимость и по подписке. На сегодняшний день она составляет 20 рублей. В связи с падением жизненного уровня населения, немногие могут позволить себе выписать журналы. По моим личным наблюдениям, с содержаниями многих литературно-художественных журналов можно бесплатно познакомиться в Интернете. На мой взгляд это тоже не способствует возрастанию тиража. И все же журналы продолжают существовать и вэтом большая заслуга фонда Сороса. Он поддерживает бесплатный фонд библиотек, закупая часть тиража.
Что касается издательств, на рынке художественной литературы участвуют следующие издательства: РМЖ "Панорама", "Олма-пресс", "Центрополиграф", "Совершенно секретно", УТД "Посылторг", "Воениздат", "Феникс", "Эксмо", "Дрофа", "Вече", "Армада", "Голос", "Современник", "АСТ-пресс", "Самарский дом печати", "Русская книга", АО "ВИС", "Спикс", "Крон-пресс", "Терра", "Вече", "Голос", "Художественная литература", "Ладомир" и др. Из них Российская книжная палата выделила лидеров, а также определила их участие в выпуске художественной литературы. По сведению РКП доля, художественной литературы у издательств-лидеров в 1994 году составляла 75.5%, но несколько сократилась по сравнению с 1993 годом (на 4.4%) (17,6). Только художественную литературу издавала РМЖ "Панорама". Преобладали такие книги в продукции издательства "Олма-пресс" (87 названий из 88), "Центрополиграф" (46 из 48), "Совершенно секретно" (43 из 44), УТД "Посылторг" (39 из 41). Среди издателей художественной литературы несколько возросла доля книг отечественных авторов с 30% до 32.3%, а зарубежных, соответственно, немного упала - с 70% до 67.7%. Доля книг отечественных авторов, отмечает газета "Книжный бизнес", в действительности еще больше, т.к. национальные авторы учитываются статистикой как переводные. Отечественных авторов издавали преимущественно "Воениздат" и "Феникс" (только отечественных), "Эксмо", "Дрофа", "Вече", "Армада", "Голос", "Современник", УТД "Посылторг", "АСТ-пресс", "Самарский дом печати", "Русская книга", АО "ВИС", и "Спикс". Зарубежным отдавали предпочтение РМЖ "Панорама", "Крон-пресс", "Совершенно секретно", "Авангард", "Центр 2000" (названные издательства выпускали художественную литературу только зарубежных авторов - и здесь вновь видно издателей любовных романов, которых отечественные авторы почти не пишут), "Олма-пресс", "Центрополиграф", "КУБК". По сравнению с 1993 годом увеличилась доля книг, выпускаемых в рамках издательских серий - с 30.7% до 47.4%. РМЖ "Панорама", "Армада", "Совершенно секретно" - все свои книги выпустили в какой-либо серии. Серийные книги преобладали в выпуске издательства "Олма-пресс" (82 из 88), "Радуга" (70 из 85), "Дрофа" (69 из 72), "Авангард", "Центр 2000" (27 из 30), "Русская книга" (34 из 35). С 28.1% до 23.3% сократилась доля томов собраний сочинений в выпуске издательств-лидеров. По-прежнему много многотомников в репертуаре "Терры", "Вече", "Голоса", "Художественной литературы", "Ладомира" и др. Совместные издания остаются по-прежнему популярными в российском книжном бизнесе. Особенно много совместных проектов под своим ISBN осуществили "Дрофа" (66 из 72), "Вече" (36 из 70), "Вагриус" (26 из 56). Все же стремление максимально сократить риск выпуска "неузнаваемой книги" заметно у издательств-лидеров: собрания сочинений и серии занимают в сумме 70.7 % их выпуска. Вообще, обозначить очень четкую специализацию издательств сложно, поскольку идет постоянный поиск новых возможностей для бизнеса, "все создают всё". В общем, сложно утверждать, что "Терра", "Вече", "Голос" добились успеха в выпуске многотомных изданий, "Северо-Запад" известен своими фантастическими сериями и изданиями зарубежной литературы; "Современник" традиционно силен в выпуске русской исторической прозы; "Вагриус" в сотрудничестве с "Гермесом" пошел по пути создания изданий западного типа - он "формирует" бестселлеры скорее, чем печатает готовые. "Радуга" не забывает свое традиционное направление- современную зарубежную прозу и детективы; "Олма-пресс" и "Крон-пресс" больше других "продвигают" исторические и любовные серии в переплете; "Дрофа" открыла популярный жанр киноромана; "ЭКСМО" вернуло на рынок известных российских писателей; "Центрополиграф" специализируется на зарубежной прозе Таким образом, оценивая тематический состав, можно отметить падение совокупного тиража художественной литературы, в том числе и детской. При этом наблюдается увеличение тиражей по всем другим тематическим разделам. При этом растет число названий художественной литературы. Тематическая структура выпуска изданий во многом определяется социально-экономической ситуацией и конъюнктурой книжного рынка. Некоторое снижение выпуска художественной литературы в значительной степени компенсируется изданием книг профессиональной ориентации, помогающих человеку овладеть современными специальностями или быстрее приспособиться к изменяющимся условиям производства и повседневной жизни. В структуре разделов целевого назначения возрастает роль и удельный вес социально значимых видов изданий; учебных, научных, справочных. В особо заметной степени выделяются издания производственной литературы, выпуск которых возрос в 1997 году как по числу названий, так и по тиражу. Что касатся жанров художественной литературы, то на сегодняшний день они более соответствуют рыночным реальностям. Но в целом картина рынка осталась прежней: здесь по-прежнему преобладает массовая литература. Крупнейшая доля принадлежит детективному и остросюжетному жанру. На втором месте следует сентиментальный жанр, заметно отстает от них фантастика. Удельный вес классической и современной литературы составил 7.7.%. Большую популярность приобретает мемуарно-биографический жанр и жанр любовного романа, особенное распространение полусило издание художественной литературы в сериях. Много изданий выпускается в мягкой обложке. Говоря об издательствах, нужно сказать о том, что определить специализацию того или иного издательства очень сложно, т.к. у многих из них широкий диапазон деятельности.
Заключение
Выпуск художественной литературы и литературы для детей и юношества - наиболее крупные разделы книгоиздания. Поэтому для нас немаловажно выяснить каково состояние к книгоиздании данного вида литературы. Типология литературно-художественных изданий сложна, но разработана подробно и детально. Современное российское книгоиздание художественной литературы коренным образом отличается от того, каким оно было до 1991 года. В России был принят ряд законов, которые значительно изменили ситуацию в издательском деле. Была отменена цензура, сняты все ограничения на выпуск книг, введено лицензирования издательской деятельности. Наряду с государственными издательствами в нашей стране появилось большое количество независимых издательств. Последние годы характеризуются значительным расширением репертуара, что тесно связано с деятельностью независимых издательств. Значительно больше стало любовных романов, детективов, фантастики, мемуаров, биографий. Отличительной чертой выпуска литературно-художественных изданий в 90-х годах стал выпуск изданий в серийном исполнении и в мягкой обложке. К негативным моментам можно отнести следующие: падают тиражи художественной литературы, наряду с подготовкой и выпуском серьезных изданий выходит в свет литература, не отвечающая необходимым требованиям. Книжный рынок заполонила массовая литература, в то же время снизился выпуск классической литературы. Будем надеяться, что данная ситуация изменится в лучшую сторону, и уже есть положительные примеры. Книжный рынок становится более цивилизованным, т.е. рынок и его отношения начинают диктовать издательскую политику, ориентированную на потребительский спрос и возмещение затрат на производство и реализацию. На основе анализа статистических данных можно сделать следующие выводы: Российское книгоиздание в основном вышло из кризисной ситуации. Количество названий выпускаемых книг и брошюр динамично возрастает и выходит на уровень 1990 года, а темпы снижения тиражей позволяют говорить о стабилизации положения с объемными показателями. Издательская система Российской Федерации развивается на основах рыночной экономики и постепенно догоняет мировое книгоиздание как по количественным показателям, так и по структуре с преобладанием негосударственных издательств в основных секторах тематического диапазона. Происходят положительные сдвиги в развитии регионального книгоиздания, особенно в Северо-Западном и Уральском районах, а также в некоторых национальных образованиях. Вместе с тем продолжает со
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|