Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пифагор об улучшении детопроизводства




Пифагор заметил, что большинство людей не берут на себя никакой заботы о собственном потомстве. Они производят потомство наобум и как попало, избегая всякого разумного подхода. Да и после этого кормят и воспитывают детей с полным пренебрежением. А ведь это — основная причина того, что множество людей дурны и порочны духом и телом. Многие производят на свет себе подобных с каким-то безрассудством, подобно животным.

Рожденных с природным недостатком или в результате насилия (YBPIΣ) надо устранять, подобно тому, как это принято у спартанцев. Оставлять необходимо лишь тех, кто появился на свет полноценным, в результате осмысленного и законного деторождения, учил Пифагор.

Он полагал, что при подготовке к деторождению требуется величайшая предусмотрительность, которая заключается в следующем:

¦ разумный и здоровый образ жизни супругов;

¦ отказ от несвоевременного и избыточно обильного употребления пищи;

¦ отказ от пищи, ухудшающей телесные свойства;

¦ полный отказ от употребления вина.

От плохого, нестройного и беспорядочного смешения пищи возникает порочное семя, ибо все, что употреблено в пищу, порождает определенное состояние тела и души.

Нельзя сходиться с женщинами для деторождения объевшись или напившись вина,— от тела, находящегося в дурном, неслаженном и беспорядочном состоянии не родится соразмерное и прекрасное (EYPYΘMA KAI КА?А), равно как и нравственно хорошее (АГА?А) потомство.

Пифагор хвалил законы, которые строго запрещают сходиться отцу с дочерьми, матери с сыновьями, братьям с сестрами.

Нужно, поучал Пифагор, чтобы подросток, благодаря своему воспитанию, не стремился до 20 лет к любовным утехам и близости подобного рода, а достигнув этого возраста, прибегал к ним, но редко. Невоздержанность и здоровье в одном человеке несовместимы.

Похоти и стремлению к любовным утехам прекрасно и полезно ставить как можно больше препятствий, особенно в юном возрасте.

Нужно остерегаться преждевременного плода, чтобы плоды и семена вышли из сильных и достигших зрелости тел.

 

ПИФАГОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ

(ΠAIΔEYTIKON)

Было бы глупо признать разум самым главным, но не отдавать ему предпочтение перед всем остальным и не тратить на его развитие ни времени, ни усилий не менее опрометчиво.

Ибо только образованием люди отличаются от животных, рожденные свободными от рабов, эллины от варваров, философы от невежд.

Образование, будучи общим достоянием, представляет собой плод одаренности тех людей, которые первенствовали в каждом отдельном поколении, ибо они открыли то, что впоследствии стало образованием для других.

Природа постаралась сделать так, что образование можно и взять от другого человека, и дать его другому, продолжая тем не менее обладать им самому.

Образование, как полагают добрые и прекрасные люди (КА?О? К'АГА?О?), остается нам верным до нашей смерти, а некоторых одаривает и бессмертной славой.

Нужно удерживать и сохранять в памяти все, чему учишься и что тебе говорят. Следует приобретать знания и слушать лекции до тех пор, пока их может воспринимать заучивающая и запоминающая часть души. Именно она ведает познанием и именно в ней хранится познанное.

Пифагор очень высоко ценил память и прописывал ученикам специальные упражнения для ее усиления. По его мнению, нет ничего более важного для познания (Е?ΙΣНМН), опыта (ЕМПЕ?Р?А) и интеллекта (?PONHΣIΣ), чем способность помнить.

Он придумал такие приемы обучения: медленно и постепенно, всегда одним и тем же образом, начиная от более мелкого и несущественного, переходить к созерцанию вечного и родственного ему бестелесного, чтобы полная и внезапная перемена не спугнула и не смутила нас, издавна привыкших к дурной «пище». Вот почему для предварительной подготовки духовного зрения к переходу от всего телесного, никогда не пребывающего в одном и том же состоянии, к истинно сущему он обращался к математическим и иным предметам, лежащим на грани телесного и бестелесного (эти предметы трехмерны, как все телесное, но плотности не имеют, как все бестелесное). Это подводило душу к потребности в настоящей «пище». Доходя с помощью такого приема до созерцания истинно сущего, он дарил людям блаженство, а для этого ему и требовались математические упражнения.

Правильно проводимое обучение должно быть добровольным и осуществляться по обоюдному желанию ученика и учителя. Всякое добровольное изучение наук и искусств правильно и достигает цели, а принудительное негодно и безрезультатно.

Прекрасно, когда учитель умеет убеждать, а ученики — повиноваться.

 

ПИФАГОР О ВОСПИТАНИИ

(ΠAIΔEYTIKON)

Огромное значение для улучшения человеческой природы имеет воспитание. Разумная система, основанная на правильных примерах,— вот главный путь настоящего воспитания. Смотреть на прекрасные формы, привлекательные образы и примеры доставляет удовольствие, приносит пользу и исправляет людей.

Пифагор неустанно заботился о воспитании. Он придумал систему государственного воспитания, изобрел эпитрит — три линии государственного устройства. Он же — автор множества способов обучения.

Те юноши, которые хотят быть счастливыми, должны обратить внимание на восприятие и мнения старших и правильно живущих людей.

Пифагор учил своих слушателей прежде всего избавляться от всякого рода невоздержанностеи и молчать обо всем том, что они от него слышали. Он учил также, что истинная любовь к прекрасному (Ф?ΛΞКА?ΙА) состоит в занятиях и добрых нравах.

Пифагор стремился исправить нрав каждого человека по-разному, в зависимости и от природы и возможностей этого человека.

Заботу о людях проще всего осуществлять через их органы чувств, с помощью которых можно созерцать прекрасные формы (золотое сечение, совершенные фигуры) и виды, слушать прекрасные песни и ритмы. Он сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам для излечения человеческих нравов и страстей и установления изначальной гармонии душевных сил.

Он стал придумывать для учеников как можно более близкие подобия всего этого, подражая небесному звучанию с помощью инструментов или пения.

Пифагор проповедовал среди своих учеников самые разнообразные способы сдерживания и подавления страстей и пороков и полагал, что любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела — болезнь, от желудка — излишество, от всего в целом — неумеренность. Пифагор учил также, что боги неповинны во зле и страданиях. Все болезни и телесные страдания — результат человеческой невоздержанности.

Когда душой овладевает гнев (MHNIΣ), Пифагор советовал удалиться от окружающих и наедине с собой пытаться мужественно подавить страдание души и излечиться от него. Пифагор изобрел магические слова и особые мелодии для заклинаний души и ее гармонизации. В момент сильного приступа гнева, например, неплохо было бы сойти к морю и поплавать до смены настроений.

Когда душой овладевает гордыня (YBPIΣ), следует ей напомнить о преходящем характере земного бытия и тленности всего мирского. Необходимо развивать в себе пренебрежение к славе и богатству, нелицемерное уважение к старшим, искреннее чувство равенства и благожелательное отношение к родственникам, внимательное участие к младшим и поддержку их без чувства превосходства.

Когда душой овладевает тщеславие, ее исцелит лишь пренебрежение к людской молве, словесное воздержание и полное молчание.

Когда душой овладевает зависть, исцеление приносит пренебрежение к людской славе и богатству, внимательное участие и поддержка младших без чувства зависти к их молодости.

Когда душой овладевает скаредность, исцеление принесет напоминание о неподвластности вещей смертным, ибо они останутся после смерти хозяина.

Когда душой овладевает страх и трусость, спасительно быть готовым встретить даже смерть с радостью.

Когда душой овладевает чревоугодие, целительно воздержание от мяса одушевленных существ и вообще всяких излишеств, отказ от вина, пост и краткий сон.

Когда душой овладевает похоть и страсть к насилию, спасительно воздержание от некоторых видов пищи и питья, разжигающих страсти.

Когда душой овладевает леность, спасение принесет воздержание от некоторых видов пищи, препятствующих уму быть бодрым и чистым, напряженное и неустанное внимание при изучении и освоении сложнейших основоположений.

Пифагор избегал людей, выставляющих напоказ свои знания и открывающих свои души, словно ворота харчевни, всякому встречному за деньги. Если на их родине не находятся покупатели их товара, эти люди сами рассеиваются по городам. Такие работают с юношами в гимнасиях ради наживы и берут плату за недостойное дело. Не следует обучать добродетелям тех, кто приходит учиться, за плату. Ведь те, кто берут плату, оказываются хуже резчиков герм и колес-ничников. Последние, когда кто-нибудь закажет им за деньги герму, по крайней мере ищут пригодную для создания образа древесину. А взимающие плату за обучение добродетели, философствующие софисты, используют то, что уже приготовлено природой.

 

КОММЕНТАРИИ

1 Литургия — жертвенное служение богам, служба, почитание.

 

АКУСМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Акусмы (ТА AKOYΣMATA) — предназначенные для слушания и размышления высказывания Пифагора. С одной стороны, они продолжали традицию мудрых изречений Семи Мудрецов, а с другой — обогатили эллинскую словесность новыми эзотерическими смыслами.

От Пифагора идет традиция акусматического (EYMBOΛIKH, «символического») обучения. Имелось три вида акусм, или символов (ТА?YMBOΛA). Первый вид акусм от Пифагора строился примерно так:

¦ Что такое острова Блаженных1? — Солнце и Луна.

¦ Что такое прорицалище в Дельфах? — Тетрак-тида, то есть гармония, в которой заключены сирены.

¦ Кто ты, Пифагор? — Аполлон Гиперборейский.

¦ Половина всего дела — начало.

¦ Старость подобна всему тому, что уменьшается, а молодость — тому, что нарастает.

¦ Все годится (сопричастно) числу.

¦ Эсто2 — сущность.

¦ Благом являются труды (трудности), наслаждения же — во всех отношениях — зло.

¦ Вселенная — это космос («украшенное»); она названа так по порядку и красоте, которые ей присущи.

¦ Северный полюс Земли — «печать Реи», а Медведи (APKTOI) — «руки Реи».

¦ Планеты — «псы Персефоны3».

¦ Плеяды — «лира Муз».

¦ Центральный очаг, демиургическая сила — «Зевсов острог» (?ΙΟΣ ΟΥΠГО?) или престолы Зевса (ΔΙΟΣ ΘPONOI).

¦ Море — «слеза Крона».

¦ Есть человек двуногий, и птица, и третье, другое.

Второй вид символов идет от Фалеса и Семи Мудрецов и восходит к популярной форме народной дидактической словесности:

¦ Что всего старше? — Бог, ибо он безначален.

¦ Что всего больше? — Пространство. (Мироздание объемлет все остальное, а пространство объем-лет и само мироздание.)

¦ Что всего разумнее? — Время: одно оно уже открыло, а другое еще откроет.

¦ Что всего неотъемлемей? — Надежда. Она есть и у тех, у кого больше ничего нет.

¦ Что всего полезней? — Добродетель. Она делает полезным и все остальное хорошим пользованием.

¦ Что всего вреднее? — Порок. Он больше всего портит вещей одним своим присутствием.

¦ Что самое праведное? — Жертвовать.

¦ Что самое мудрое? — Число.

¦ Что второе по мудрости? — Давать имена вещам.

¦ Что самое мудрое у эллинов (ΟΙ ΟАР'HM?Ν)? — Искусство врачевания.

¦ Что самое прекрасное? — Гармония. (Мироздание: ибо все, что стройно, входит в него как часть.)

¦ Какая из плоских фигур самая прекрасная? — Круг.

¦ Какая из телесных фигур самая прекрасная? — Шар (Сфера).

¦ Что всего сильнее? — Неизбежность. Она неколебима.

¦ Что самое сильное? — Мысль.

¦ Что всего легче переносится? — Естественное. Ибо даже сладостное часто вызывает отвращение.

¦ Что самое справедливое? — Жертвоприношения.

¦ Что самое лучшее? — Счастье (EYΔAIMΩNIA).

¦ Что самое трудное? — Познать самого себя.

¦ Что самое легкое? — Жить по привычке.

¦ Какое высказывание можно считать самым правдивым? — Что люди злы.

Третий вид символов предписывает то, что следует делать или не следует делать:

¦ Более всего следует заботиться о философии, родителях (так как последним мы обязаны тем, что живем), философах и воспитателях (им мы обязаны тем, что живем хорошо и разумно, обретя в их лице правильное руководство).

¦ Не разрушай в себе бога!

¦ Не перешагивай через весы, соблюдай меру. Ярмо не перешагивай (МН ZYГON YПEPBAINEIN!), т. е. не лихоимствуй.

¦ Венок не ощипывай, т. е. законов не нарушай, ибо они — венки полиса.

¦ Следует обзавестись потомством, чтобы оно служило богам после тебя.

¦ Следует первой подвязывать правую сандалию.

¦ Не следует ходить торными дорогами. Избегая торных дорог (по которым идет большинство), ходи тропинками.

¦ Идя в храм поклониться, не говори и не делай ничего житейского...

¦ Не заходи в храм мимоходом и не поклоняйся походя ни в коем случае, даже если будешь проходить мимо самых дверей.

¦ Приноси жертвы и поклоняйся босиком. Следует подходить к алтарю и приносить жертву необутым (босиком).

¦ Не следует окунать руку в сосуд с водой для освящения.

¦ Во время жертвоприношения ногтей не подстригай.

¦ Воздерживайся от живого.

¦ Не ешь ни того, что недозволено,— рождения, роста, начала и конца, ни того, откуда происходит первая основа всего (т. е. воздерживайся от филейной части, яичек, гениталий, матки, костного мозга, ног и головы жертвенных животных).

¦ Мозга не ешь.

¦ Сердца не ешь.

¦ Эритину4 не ешь.

¦ Мальву5 расти, но не ешь.

¦ Воздерживайся от чернохвостки, ибо она посвящена подземным богам.

¦ Воздерживайся от бобов. Не следует касаться (есть) бобов.

¦ Не следует мыться в общей бане. Чисты ли те, вместе с кем ты это делаешь?

¦ На обрезки своих волос и ногтей плюй.

¦ Поворотясь к Солнцу, не мочись.

¦ Стульчак факелом не оттирай.

¦ На дороге не гадь.

¦ Не следует ни с кого снимать его ношу, но, напротив, следует помогать ее взваливать. Поднимающему ношу взваливать помогай, снимающему сваливать не пособляй.

¦ Не следует сходиться для детопроизводства с женщиной, имеющей на себе золото, дабы не осквернить его.

¦ Не следует заниматься любовью или рожать детей в храме, дабы не осквернить его.

¦ С богатой (женщиной) для деторождения не сходись.

¦ Не следует носить изображения божества на перстне в качестве печати, дабы не осквернить бога. Изображения бога на перстне не вырезай.

¦ Перстень не носи.

¦ Следует хранить образ божества в жилище.

¦ Следует совершать возлияния богам через ушко сосуда ради хорошей приметы и чтобы никто не пил с этой стороны.

¦ Не глядись в зеркало при светильнике.

¦ Не следует говорить о пифагорейских предметах без света (в темноте). О пифагорейских вещах без света не говори.

¦ Без удержу не смейся.

¦ Следует давать самый лучший совет спрашивающему, ибо совет священен.

¦ Не протягивай десницу всем без разбора.

¦ Следует брать жену правой рукой, когда уводишь ее от отцовского очага к своему6.

¦ Следует относиться к жене как к просительнице.

¦ Не следует жену преследовать.

¦ Не следует приносить в жертву белого петуха, так как он — проситель и посвящен Месяцу. Он указывает время и потому посвящен Месяцу и Солнцу.

¦ Петуха корми, но не закалывай, ибо он посвящен Месяцу и Солнцу.

¦ Никаких когтистых тварей (хищных птиц) в доме не содержи и не выкармливай.

¦ Ласточку в дом не пускай. Не допускай в доме присутствия ласточек, ибо они неблагодарны и не заслуживают доверия.

¦ Следует входить в храм в чистых и белых одеждах.

¦ Покойника следует обряжать в белые и чистые одежды. Чистота и белизна — свидетельство прямоты и справедливости.

¦ Не следует заходить в храм походя.

¦ Не следует рассматривать службу божеству как нечто второстепенное.

¦ Не смей не верить сказаниям о богах или божественным учениям, даже если они невероятны.

¦ Следует стойко сражаться и получать рану спереди, тогда смерть — благо, если поступаешь наоборот — она позорна.

¦ Надо ставить на стол соль в напоминание о справедливости. Соль все сохраняет, она рождена самыми чистыми стихиями — солнцем и морем...

¦ Не следует преломлять хлеб. Того, что сводит людей вместе, делить не нужно — это не принесет пользу человеку на суде в доме Аида.

¦ След горшка на золе стирай. Не оставляй на золе следов снятого горшка, а сглаживай золу.

¦ На хлебной мере не сиди (т. е. не живи праздно, равно заботься о нынешнем и будущем).

¦ Поговорка об «отложенной рыбе» (Paroemio-graphi, II, 462) поучает нас всегда откладывать на будущее что-нибудь из наличности и сегодня помнить о завтрашнем дне.

¦ Бездеятельному сну подобает коричнево-красный и черный цвет. Сну для общения с божеством приличествует чистый белый цвет.

¦ Встав с постели, сверни ее и разгладь место, где спал.

¦ Из того, что заслуживает осторожности, более всего следует остерегаться наслаждения.

¦ Будь сдержан на язык перед другими, следуя богам.

¦ Когда дуют ветры, поклоняйся (богине) Эхо7.

¦ Огонь ножом не вороши (т. е. не раздражай еще больше колкими словами вспылившего в гневе).

¦ Отворачивай от себя всякое острие.

¦ Обуваться начинай с правой ноги, мыть ноги — с левой.

¦ Уходя из дому, не оборачивайся, ибо Эринии идут по пятам.

¦ Предпочитай девиз «что ни фигура, то шаг (к совершенству)» девизу «что ни фигура, то три обола».

¦ Следует изгонять дух соперничества и вражды из любого вида филии (с родителями и старшими, с братьями и сестрами, с друзьями и благодетелями). Душевных царапин и ран при дружбе (любви) надо наносить друг другу как можно меньше. Это происходит, если умеют уступать и смирять свой гнев оба, особенно — младший.

¦ Не следует никогда изгонять доверия из дружбы (любви).

¦ Не следует отказываться от дружбы (любви) из-за несчастья (с партнером).

¦ Можно отказаться от дружбы (любви) лишь по причине полного разочарования в партнере и в отношениях с ним, происходящего из-за большой испорченности и неисправимости друга.

¦ Не нужно в ссоре апеллировать к третьему, а нужно унять злобу в себе самих. Первым это должен сделать старший.

 

Пифагор приводил пояснения и доказательства всех акусм (символов), но так как их передавали друг другу многие и при этом все менее, чем их предшественники, понимали их смысл, то изречения в конце концов лишились своего первоначального смысла и превратились в малопонятные изречения.

Все его предписания относительно того, что следует делать или не делать, имеют целью общение (0М?ΛΙА) с божеством.

Вообще Пифагор полагал, что заучивание подобных акусм (символов) слушателями само по себе благотворно, даже без знания каких-либо причин и объяснений.

Эти предписания и запреты представляют собой смесь народных поверий и примет, древних запретов и обрядов с пифагорейским представлением о бессмертии души и ее последовательных воплощениях в различные тела.

 

***

Имеется немало акусм, афоризмов и изречений Пифагора, вошедших в мировое культурное наследие Эллады:

¦ Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

¦ Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он нигде больше не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

¦ Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

¦ Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

¦ Делай великое, не обещая великого.

¦ Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

¦ Жизнь подобна театру: наилучшие места в ней часто занимают очень дурные люди.

¦ Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

¦ Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

¦ Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него несколько горьких слез.

¦ Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы от нее никакой.

¦ Молчи или говори то, что получше молчания.

¦ Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

¦ Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

¦ Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобрав всех своих поступков за прошедший день.

¦ Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.

¦ Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питье.

¦ Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю свою жизнь.

¦ Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

¦ Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

¦ Пьянство есть упражнение в безумстве.

¦ Статую красит вид, а человека — его деяния.

¦ Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

¦ У друзей все общее, и дружба есть равенство.

¦ У хвастунов, как и в позолоченном оружии: внутреннее не соответствует наружному.

¦ Шутки, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

 

КОММЕНТАРИИ

1 О-ва Блаженных — мифическая страна, где пребывают души умерших героев.

2 Эсто — глагольная форма сослагат. накл. глаг. «быть».

3 Персефона — богиня-владычица царства теней умерших, дочь Деметры, супруга Аида.

4 Эритина — эрютрина, рыба-краснушка (барабуля? Mullus surmeletus L.).

5 Мальва — растение просвирняк.

6 «К своему (очагу)». — При совершении свадебного обряда в Элладе сначала происходило символическое отлучение невесты от родительского очага, совершаемое ее отцом. Затем отец передавал ее новому хозяину. Перед домом нового хозяина (жениха) устраивалось притворное похище-

ние, после чего невеста вносилась в дом, подводилась к домашней божнице, окроплялась очистительной водой, и после этого она прикасалась к священному огню, на котором совершались жертвоприношения в доме жениха. Затем между мужем и женой происходило символическое разделение еды перед очагом, которое начиналось молитвой и возлияниями богам и ими же завершалось. То, что жена становилась просительницей перед лицом богов, надо понимать в том смысле, что муж становится опекуном жены, отлученной от родительского очага и как бы нашедшей пристанище у мужнина очага, словно у алтаря божества. Так умоляющие о защите и покровительстве бога припадали к алтарю.

7 Эхо — божество горного эха. Нимфа Эхо, наказанная Герой за болтовню, умела произносить только концы слов, не зная их начала. Овидий рассказывает историю о том, как нимфа Эхо влюбилась в Нарцисса и иссохла от любви, но сохранила голос, постоянно звучащий отзвуком чужих слов.

 

 

ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ НАУКИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...