Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посмертное странствие души




 

ПИФАГОР О ДУШЕ (ПЕРΙ ΨΥХНΣ)

Душа — осколок эфира, одновременно теплого и холодного, душа отличается от жизни тем, что наряду с теплым эфиром содержит холодный эфир. Она бессмертна — ведь то, от чего она откололась, тоже бессмертно. Этимологически слово «душа» восходит к словосочетанию «охлажденный эфир» (ΨYXH < ΨYXPOΣ АΙΘНР).

Живет все, что содержит тепло (поэтому и растения тоже живые), однако не все обладает душой.

Переход душ с неба в воздушные слои и на землю совершается по воле Урана — генесиурга (ГENE-ΣIOYPГA). От него, титанов, даймонов и богов люди получают на время бессмертную и нетленную душу. Ибо то, от чего она откололась, тоже бессмертно.

Души, либо воплотившиеся, либо еще бестелесные, но стремящиеся к воплощению и страстно желающие соединиться с кровью и влажным естеством, приближаются к влаге и, увлажнившись, воплощаются. Именем наяд называют вообще все души, нисходящие для рождения.

С момента рождения душа прикована к телу в ГENEΣIOYPГA.

У души есть своя собственная сила, совершенная энергия ума (NOYΣ) и слова (ΛОГОΣ).

Пифагор считал, что душа входит в человеческое тело лишь в момент его рождения, а не в момент зачатия. С момента зачатия и в период утробного развития тело плода — лишь нарост на теле матери и одушевлено всецело ее душой.

Извергнутая из тела душа блуждает по земле в воздухе (призрак), похожая на тело. Весь воздух полон душ: это их люди почитают даймонами и героями, это они посылают людям сны и знамения, болезни и выздоровления, и не только людям, но и скотине. Для них введены очищения, умилостивление, молитвы и гадания.

Самое важное в земной жизни — склонить душу к добру или ко злу. Люди счастливы (блаженны), когда душа становится доброй.

Распорядитель душ — Гермес (Проводник, Привратник, Хтоний), так как он отправляет по назначению души при выходе из тела, как с земли, так и с моря. Чистые души он отводит к высочайшему очагу Ге-стии и престолам Зевса, а нечистым не разрешается приближаться ни к тем (чистым), ни друг к другу. Эринии сковывают их несокрушимыми оковами.

Если же тело покинув, в эфир придешь ты свободный (от всяких земных пороков), станешь богом бессмертным, нетленным, более не смертным.

Всякая душа, которая приблизится к иррациональному и безобразному виду существования (душа, которая «любит прятаться») и сделает его доступным и явным, низвергается в море рождений и омывается его зыбкими потоками.

Только в тех животных, которые предназначены для жертвы богу, не входит душа человека. Поэтому тем, кому это приличествует, следует есть лишь жертвенных животных, других — не трогать.

Область души в человеческом теле простирается от сердца до головного мозга. Эмоции (ΘYMOΣ) находятся в сердце, сознание и интеллект (NOYΣ KAI ФPENEΣ) — в мозгу. Ощущения тела — «капли от них».

Душа питается кровью. Мысли — ветры души. Вены, артерии и жилы — оковы души. Когда же она превозможет их, оставшись наедине с собой, и обретет покой, то оковами ее становятся поступки и мысли.

Душа состоит из нескольких частей — сознающей части (NOYΣ, ΔIANOIA), бессознательной части (ANOOΣ ΨΥXH), эротической части (EPΩΣ), тени (ΣKIA, ZKIAΣ ONAP) и личины (ПРО?ΩΟON, ПРО?ΩΟЕ?ΟΝ). Любая душа имеет и божественную часть, через которую возникает общность душ, ума у друзей и единение с божеством.

Душа имеет монадическую (MONAΔIKOZ), ноиче-скую (NOIKOΣ) мужскую (APΣENIKOΣ, APPEN) часть и диадическую (ΔYAΔIKOΣ), бессознательную (ANOHTOΣ) женскую (ΘЕΛЕА, ΘЕΛΕΙА, ΘHΛYΣ, ΘHΛYKOΣ), страстную, чувственную и рабски привязанную ко всему телесному и материальному. Эти две части слиты во вселенской любви (EPΩΣ).

Нус и сущность (самость) (OYΣIA) души Пифагор определял как одно (монада, EN), так как он постоянен (NOYΣ MONIMOΣ), всецело подобен себе и изначален. Самость — первый элемент (IIPΩTH АРХН) всякой вещи.

Неразумная бессознательная часть души (ANOHTON) безгранична, беспредельна, многочисленна; она также левая, кривая, темная и злобная.

Разумная часть души, совершенная энергия ума и речи (NOYΣ KAI ΛОГОΣ),— предельная, светлая, прямая; она также правая и склонная к добру. Разумная часть души делится на три части — сознание (NOYΣ), интеллект (ФPENEΣ) и эмоции (?YMOΣ).

Сознание (NOYΣ) и интеллектуальная часть души (OPENEE) бессмертны, эмоциональная — смертна.

Сознательная часть отгораживается от внутреннего мира неосознанного (ANOYΣ) тенью (ΣKIA), которая состоит из того, что человека больше всего раздражает в других, вызывает ненависть и побуждает к вражде с ними. Этот внутренний беспредельный, мрачный и темный лик души иногда является во снах (ΣKIAΣ ONAP).

Одежда души, защищающая людей от внешнего мира, состоит из того, какими они хотят казаться, а частью из того, каким человека хотят видеть другие. Эта внешняя личина бывает обманчива.

Душа обладает четырьмя способностями — к размышлению, чувству оценки, чувственному ощущению и наитию.

Мышление (ЕПΙЕТНМН) сообщает душе о существовании вещей и явлений, дает им имена, вводит понятия, соединяет понятия в умозаключения, ищет истинное суждение.

Чувство (AOΞA) определяет ценность вещей, измеряет и определяет человеческие взаимоотношения, сообщает душе о приемлемости или неприемлемости чего-либо, создает мнение.

Чувственное ощущение (AIΣΘHΣIΣ) сообщает душе о присутствии вещи, данной в ощущениях, но не может сказать, что это, а только наслаждается или страдает от соприкосновения. Ощущение вообще и зрение в частности — очень горячий пар, горячая энергия. Энергия тепла зрительного луча отражается (отталкивается) от холодного. Глаза — врата Солнца. То же говорил Пифагор и о прочих ощущениях.

Наитие (NOYΣ) помогает душе постигнуть суть явлений и вещей, которые не даны в ощущениях, с помощью внутреннего восприятия и безмерного бессознательного. Оно позволяет душе предвидеть ход событий, не опираясь на жизненный опыт.

Приход людей в жизнь подобен скоплению людей на большом общенародном празднике. Как в этой толпе суетятся разные люди, пришедшие один — с одной целью, другой — с другой (этот — стремясь продать товар подороже, тот — показать телесную силу и добиться славы; есть и третий род людей, наиболее свободный, пришедший ради созерцания зрелища и прекрасных предметов, величия слов и деяний, которые обычно наблюдают на общенародных праздниках), так и в жизни различные люди собираются в одном и том же месте, движимые несходными интересами.

Души, пришедшие в этот мир для наказания, должны быть наказаны. Поэтому труды (трудности) являются благом, и не следует ни с кого снимать его ношу, а нужно, наоборот, помогать ее взваливать.

 

МЕТЕМПСИХОС

(ПАΛΙΓЕΝΕΣΙΐΙ KAI METENΨYXΩΣΙΣ)

Считается, что Пифагор первым высказал мнение, что душа, проходя по кругу неизбежности, всякий раз воплощается в различных живых существах.

Владыками преисподней египтяне считают Деметру и Диониса. А еще египтяне первыми сформулировали следующее учение: душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется (входит) в другое животное, которое всякий раз в этот самый момент рождается. Когда она обойдет всех земных, морских и пернатых животных, то снова вселится в рождающееся тело человека, причем полный круговорот она совершает за три тысячи лет. Некоторые эллины — одни раньше, другие позже — выдавали это учение за свое собственное (Ферекид и Пифагор).

Пифагор — явившийся в человеческом образе для исправления жизни рода смертных и общей пользы благой и человеколюбивый даймон, один из даймонов, населяющих Луну.

Пифагор подтвердил правильность уподобления его Аполлону, прибавив, что пришел творить добро и служить людям. Человеческий образ он принял для того, чтобы люди не смутились и не стали избегать обучения у него, почувствовав его божественную суть.

Пифагора считали не человеком и не богом, а существом особого рода.

Он помнил свои прежние воплощения и потому стал заботиться о других людях, припоминая, какие жизни они прожили прежде.

Так Пифагор поступил в случае с Миллием-кро-тонцем и с другими.

Пифагор очень живо и ясно припоминал множество случаев из прежних жизней, прожитых его душой до того, как она была заключена в его тело. Примером тому — известный случай со щитом фригийца Эвфор-ба, который находился в Микенах, в храме Геры Ар-гивской вместе с прочей троянской добычей.

Так Пифагор укреплял о себе мнение, что до Троянской войны он был Эталидом, сыном Гермеса, в Троянскую войну — Эвфорбом, сыном Панфоя, противником Патрокла1 (Илиада XVII, 51—60), затем — Гермотимом Клазоменским, потом Пирром, рыбаком на Делосе, и, наконец, Пифагором-самосцем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...