Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лоббизм как явление общественной и политической жизни




 

Понятие «группа интересов» впервые было использовано американским ученым Артуром Бентли в его работе «Процесс управления» (1908). Под данным термином понимались многочисленные и разнообразные организованные группы людей, способные выдвинуть конкретные требования политической власти и обладающие определенными целями.

Из определения следует вывод, что группы интересов, отстаивая и защищая собственные интересы, совершают различные попытки оказания влияния на власть, на принимаемые ею решения. При этом нельзя говорить о наличии прямого стремления завоевать власть, но в то же время следует признать присутствие в органах государственной власти представителей, которые получали поддержку от определенных групп; в качестве примера можно привести выборы и избирательный процесс в целом; а также подобная взаимосвязь может заключаться в различных видах иной помощи во время развития политической карьеры представителя. Разумеется, это способствует реализации собственных интересов и повышает эффективность влияния на политический процесс.

На сегодняшний день термин «лоббизм» имеет различные определения Н.Г. Зяблюк выделил их в четыре основные группы:

.Понятия «лоббизм» и «лоббист» могут употребляться в узком и широком смысле. Так, в узком смысле лоббизм - это профессиональная деятельность определенных организаций или должностных лиц в организациях, которые постоянно или периодически выступают в роли лоббистов. В широком смысле лоббистом называют любое должностное лицо, будь то президент корпорации или министр, если оно предпринимает действия, которые можно квалифицировать как лоббизм.

.В общепринятом смысле под лоббизмом обычно понимается совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, применяемых различными заинтересованными группами (предпринимательскими союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями) с целью добиться от этих органов благоприятных для себя решений. Этот лоббизм является наиболее распространенным.

. С юридической точки зрения лоббистом в США считается любое лицо, зарегистрировавшееся в таком качестве согласно действующему закону о регулировании лоббистской деятельности.

. В практической политике лоббизм используется и в отношениях между исполнительной и законодательной властями: когда правительство, направив в парламент законопроект, встречает там сильное противодействие и вынуждено предпринимать лоббистские по характеру усилия, чтобы добиться от депутатов нужного решения. Но существует и обратный процесс, когда уже парламент по тому или иному поводу оказывает давление на исполнительную власть.

Лоббизм - это естественное явление, неотъемлемая часть развитого правового государства и гражданского общества. Лоббизм можно считать институтом нынешней жизни общества с правовой и политической сферах; лоббизм подразумевает активность участников правоотношений в вопросах, касающихся защиты и представления собственных интересов на различных уровнях власти, используя для этого разрешенные законом механизмы.

Лоббизм представляет собой явление нынешней политико-правовой жизни. Под лоббизмом подразумевается активная работа заинтересованных групп по отстаиванию собственных интересов на всех уровнях власти для осуществления влияния на принимаемые в ходе законодательного процесса решения. Лоббизм и политика взаимосвязаны, кроме того лоббирование существует при любых политических режимах, меняются только его формы.

Зачастую лоббизм многие сравнивают или вовсе путают с коррупцией. Отождествлять эти понятия нельзя, хоть они связаны. Лоббизм заменяется коррупцией в том случае, когда представители государственных органов получают взятки за какое-либо решение или законодательную инициативу. Современные лоббисты часто с помощью коррупции добиваются осуществления поставленных целей. В данном случае не сам лоббизм становится коррупцией, а только лоббисты используют взятки как метод давления. Именно такие незаконные методы заменяют собой лоббизм и не позволяют полноценно функционировать формам проявления демократии.

Субочев Виталий Викторович в своей монографии «Законные интересы как правовая категория» рассматривает лоббизм как способ реализации интересов общества и дает следующее определение:

Лоббизм - это способ применения энергии гражданского общества; её невозможно уничтожить, ограничить нормами, запрещающими диалог с властью, эта энергия должна использоваться для пользы общества. Лоббизм позволяет различным общественным группам выразить свои интересы, он позволяет судить о правовом развитии государства и подтверждает собой наличие гражданского общества. Лоббизм заставляет чиновников обращать внимание на всевозможные варианты решений, и примирять интересы различных слоев и групп населения. Своей деятельностью лоббисты помогают законодателям обратить внимание на необходимость решения определенных проблем, касающихся какой-либо сферы общества. По работе лоббистов можно проследить итоги и эффективность принятия того или иного законопроекта.

Далее говорится, что законные интересы - уникальное правовое средство. Несмотря на разницу степени гарантированности прав и интересов, интересы не теряют своего веса, являются частью механизма правового регулирования. Любая норма права способствует появлению законных интересов в качестве направления к варианту поведения, которых подходит предписанию, но имеет больший масштаб по сравнению с предлагаемой нормой моделью поведения. Главным содержанием законных интересов заключается в правомерном стремление обладателя добиться желаемого или достичь социального благополучия. Такие стремления обрели правовую форму с помощью нормативных актов, обеспечивающих их реализацию, затрагивают различные сферы общественных отношений. Для осуществления законного интереса необходимой является определенная позиция правоприменителя, а иногда и законодателя. Таким образом, заинтересованный субъект способен и даже имеет право оказывать влияние на тех, кто имеет возможность материализации каких-либо интересов граждан. Это явление охватывается понятием «лоббизм».

Российский ученый Н.Г Зяблюк, исследуя активность заинтересованных групп в США, рассматривает данный вопрос с другой стороны:

«Сама по себе заинтересованная группа - это потенциальная группа давления. Реальной она становиться тогда, когда прибегает к соответствующим действиям».

«заинтересованная группа, став группой давления, может одновременно быть собственно лоббистом, если осуществляет давления сама, но может и не быть им, если функции осуществления переданы другим группам.» Главной в структуре законного интереса является необходимость удовлетворения субъектом своих потребностей, используя для этого законные способы. Второй элемент - это обращение за защитой в случае нарушения интересов.

Лоббизм тесно связан с властью. Власть является объектом лоббизма, без власти не будет лоббизма. Лобби, в основном, как правило, имеет закрытый характер, его трудно сдерживать рамками и полностью регулировать, упорядочить можно лишь некоторые его стороны и элементы. В зависимости от ситуации, методов влияния или политической обстановки лоббизм может меняться. Лоббизм существует на всех уровнях власти. Разумеется, лоббизм имеет положительные и отрицательные стороны. Он является естественным механизмом для выхода организационной энергии гражданского общества, которой невозможно препятствовать, и для которой нельзя создать барьеры в качестве запрещающих норм. Цивилизованный лоббизм способствует диалогу общества и власти, что позволяет пользу для обеих сторон. И если Субочев рассматривает лоббизм скорее как благоприятное явление, как механизм реализации энергии гражданского общества, которая должна идти на преобразование общества и давать положительный результат, а лоббисты свою очередь помогают законодателям обратить внимание на то, в каких законах общество нуждается. И сами интересы общества имеют значительный вес и в идеале должны стать частью правового регулирования, т.е. общество через лоббистов способно донести до законодателя свои идеи.

Данная точка зрения является немного утопической. Все дело в том, в чьих интересах осуществляет работу законодатель, чьи интересы стоят на первом месте? Зачастую высшие органы власти принимают решения, удовлетворяющие далеко не все общество, а лишь его определенные классы. А во многих странах деятельность лоббистов запрещена или не регулируется законодательно. Это говорит, в первую очередь, об отсутствии механизма взаимодействия гражданского общества и правового государства. В данном случае возникает вопрос, каким способом может общество оказывать воздействие на власть? И будут ли эти способы законны?

Н.Г. Зяблюк рассматривает лоббизм как явление, имеющее скрытый характер, он не относит лоббизм к способу взаимодействия представителей власти и общества, выделяя лишь отдельные группы давления, которые могут самостоятельно лоббировать собственные интересы и стать лоббистами, либо обращаться к третьим лицам. Эта точка зрения является более реалистичной т.к. на сегодняшний день лоббизм не представляет собой способ взаимодействия общества и власти и тем более не помогает отстаивать законные интересы членов общества. Лоббизм используют лишь отдельные группы, зачастую, имеющие определенное влияние и ресурсы.

Не стоит надеяться, что данные группы настаивают на решениях, идущих на пользу общества, они действуют лишь в собственных интересах, порой не прибегая к посредникам, работают на прямую с представителями законодательной власти. В ряде западных стран такие вопросы уже получили законодательное регулирования. Но к их числу, к сожалению, нельзя отнести Россию.

 

История возникновения

лоббизм гражданский правовой государственный

Слово «лобби» берет свое начало в средневековой латыни, а с течением времени оно прочно вошло в английский язык. По началу под этим словом принято было понимать проходы или крытые галереи в монастырях, далее, 40-х гг. XVIII в. так стали называться помещения в здании Палаты общин британского парламента, в нем депутаты проводили голосование и там же имелась возможность встретиться с заинтересованными в их законодательной деятельности лицами, которым было запрещено присутствовать на пленарных заседаниях палаты. Основной целью лоббистов тех давних времен было используя связи и навыки делового общения, оказание влияния на членов парламента.

Лоббистам на протяжении нескольких сотен лет принадлежит важная роль в политической жизни. Уже во времена Древнего Рима существовали собрания в «lobia», закрытом помещении, находившемся перед входом в здание сената.

Впервые лоббизм как явление политической жизни и способ влияния некоторых категорий населения на законодательный процесс был признан в Соединенных Штатах. Там же впервые он был закреплен в законе и стал контролироваться государством.

Американский ученый Уэнди Росс в своих работах говорил о том, что законодательно лоббизм был закреплен в принятой в 1791 г. первой поправке к Конституции США.

Официально термин был использован в формальном документе в 1808 г., который был протоколом конгресса десятого созыва. Данная поправка провозгласила право народа «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». В дальнейшем различные группы населения стали посылать своих представителей в конгресс, чтобы те доводили до сведения конгрессменов - политиков требования данных групп. Опираясь на данные исторические факты, можно сказать, что к началу 19 века в Америке начинает действовать новый политический институт, представляющий интересы различных групп населения, а в связи с этим появляется новая профессия - лоббист, благодаря чему в процессе создания законов стало учитываться мнение отдельных групп населения и повысилась эффективность законодательного процесса.

Первый в мире закон о лоббизме был принят в 1946 году. Его принятие связано с событиями и последствиями Второй мировой войны, когда понятия, «демократия», «права человека», «свобода» получили применения и на практике, тогда как до этого момента внимание этим понятиям уделялось в теории права. В качестве одного из последствий данной войны возникла необходимость в инструментах защиты людей от произвола со стороны государства, но при этом инструменты не должны были посягать или уменьшать роль государства в процессе управления обществом. Помимо различных нововведений того периода, свое правовое положение упрочил институт лоббизма, который являлся эффективным механизмом воздействия общества на государство. Но различные факты войны и фашизм, являвшийся основной идеологией агрессора и явил собой стороны жестокости по отношению к человеку, допускаемые государством.

Закон 1946 года (Federal Regulation of Lobbying Act) устанавливал регистрацию лоббистов и лоббистских организаций, а также обязывал лоббистов представлять финансовые отчеты соответствующим органам власти, также была внесена поправка, запрещающая лоббистам использовать в своих целях федеральные средства. В 1995 году был принять новый закон (Lobbying Disclosure Act), в котором строго упорядочивались финансовые отношения лоббистов с законодателями. В данном законе содержались нормы, запрещающие законодателю получать из одного и того же источника подарки на сумму более 100 долларов в год, а также устанавливалась сумма публичного выступления, которая не могла превышать более 2000 долларов. Наиболее важную роль в появлении лоббизма сыграло большое количество интересов различных групп внутри правящего класса, а также промежуточных социальных, профессиональных групп. По мере того как государство повышало активность внедрения в сферы жизни общества, стараясь оказывать влияние и осуществлять контроль по многим вопросам; представители различных социальных групп стали обращаться к представителям или непосредственно к должностным лицам государственных органов власти, осуществляя воздействие на их деятельность и преследуя собственные интересы и цели.

С этого и началось появление и развитие лоббизма. Настоящим источником финансирования лоббистской деятельности в США являются избирательные фонды. В настоящее время в США отсутствует государственное финансирование выборов, таким образом, конгрессмену, желающему продлить свои полномочия ещё на один срок, требуется самому искать источники финансирования предвыборной кампании.

Такими источниками становятся зачастую группы, чьи интересы конгрессмен продвигает во время своей деятельности. Большую часть средств исходит от комитетов политического действия (PAC), которые являются лобби. С 1979 года американские лоббисты объединились в собственную лигу, главной целью которой является выделение профессии лоббиста, укрепление её престижа в обществе, укрепление её роли и значения, а также повышение эффективности в законотворческом процессе. Само создание профессионально союза говорит о том, что лоббизм закрепил собственные позиции и в своем развитии достиг статуса политического института.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...