Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Особенности Я-концепции




Резюме

 

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.

Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.

В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.

Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива – смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.

 

Продуктивность   – плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях.

Инертность   – отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.

Структура мотива   – сочетание различных компонентов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых и т. д. ), которые обусловливают принятие человеком решения.

Мотивационный кризис   – ситуация смены и / или ослабления мотивов, часто связанная с определенными периодами возрастного развития.

Мотивация достижения   – устойчиво проявляемая потребность добиваться успеха в различных видах деятельности.

Мотив власти   – стремление человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей, в основе этого лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Самооценка   – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Интернальность   – личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Локус контроля   – склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Защитные механизмы   – физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Ложные цели   – рационально объясненные самому себе причины того или иного действия или поступка, оправдывающие поведения человека в его собственных глазах, а также в глазах общества.

Мотиваторы   (мотивационные детерминанты) – факторы, которые участвуют в мотивационном процессе и обусловливают принятие решений.

Самоуважение   – это предпочитаемость своего образа, в повседневной речи определяемая как чувство собственного достоинства. Уровень самоуважения отражается в предпочитаемой мотивации.

Самоактуализация   – реализация человеком своего потенциала, то есть его стремление стать тем, кем он может стать, а значит – жить осмысленно и совершенно.

Мотивация роста   (метапотребности) – потребности высшего уровня, связанные с врожденным стремлением человека актуализировать свой потенциал. Возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены.

Внутренний мотивационный конфликт   – противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.

Хранитель семьи   – роль, которую берут на себя люди среднего возраста, заключающаяся в поддержании семейных традиций, отмечании достижений и праздников, сохранении семейной истории и поддержке связей со всеми членами семьи.

«Опустевшее гнездо»   – период в жизни семьи, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом.

Переоценка профессиональной карьеры   – период самоанализа, часто встречающийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвижением вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры.

Этап сохранения достигнутого   – период, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.

Мотивы   развития личности   – внутреннее побуждение личности расширить свой кругозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься самосовершенствованием.

Познавательные мотивы   – стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности.

Опосредованные мотивы   – мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства.

Стимульные мотивы   – мотивы, подразумевающие наличие определенного стимула, побуждающего к действию, например такого, как престижность профессии, профессионализм преподавателей и т. д.

 

 

Глава 4

Особенности Я-концепции

 

Следующей за молодостью стадией человеческой жизни является зрелость. Понятие «зрелость» означает относительно стационарный в телесном и умственном развитии период жизни человека. Это стабильное время характеризуется его ответственностью и «душевной свежестью». Этому периоду жизни свойственны, с одной стороны, соблазны молодости, с другой – зрелый опыт. Во многих классификациях этот возраст рассматривается как узловой пункт развития, «вершина жизни», «плато». В Древней Греции такой возраст и свойственное ему состояние духа называлось «акме» – наиболее полный расцвет человеческой личности, способной совершать деяния (Карсаевская Т. В., 1997).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...