Особенности Я-концепции и самосознания пограничной личностной структуры
Особенности Я-концепции и самосознания пограничной личностной структуры
«Диффузность самоидентичности» – комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я. Пограничная личность – личность с пограничными психическими расстройствами. Пограничные психические расстройства – инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности. В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой пограничной личности, определяющей как структуру, так и ее генез, принята «диффузность самоидентичности» – комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я (Соколова Е. Т., 1995, с. 43). Такая особая структура самосознания человека некоторыми авторами называется «расколотой». Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего – защитно-идеализированного, и глубинного – неразвитого, неэффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным механизмам человека, главную роль среди которых выполняет механизм «разъединения» внешнего Я и Я реального. При этом внешнее Я доминирует, а реальное Я составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации на ранних этапах развития личности. Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах психического становления личности. Так, например, негативное влияние внешнего Я имеет место при внутреннем противостоянии между индивидуальными и социальными целями и принципами. Сложности в профессиональной и общественной деятельности у таких личностей возникают преимущественно потому, что мотивация успеха или достижения у них не связана с деятельностью. Она чаще ориентирована на удовлетворение честолюбивых намерений человека, в том числе связанных с признанием его значительности и восхищением окружающих. Аналогично в том, что касается взаимодействия с другими людьми, привязанностями, дружественностью, внешнее Я приводит в начале к идеализации, а далее к дискредитации таких ценностей.
В силу слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и потребностях у таких личностей возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежелание партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии воспринимаются инфантильным Я как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологическая нетерпимость и непереносимость критики.
Я-концепция и перемена ролей
Люди среднего возраста меняют свои социальные роли. Они становятся поколением, стоящим у «социального руля»: руководят государством, различными предприятиями и организациями, в целом выполняют созидательную роль в обществе и влияют на его развитие. Поэтому для людей этого возраста актуальна «проблема социальной желательности». Эта проблема возникает всякий раз в ситуации «внутренних самоотчетов» в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т. д. Социальный статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на свою социальную группу.
Люди среднего возраста становятся поколением, стоящим у «социального руля»
Исследователями Я-концепции человека отмечается, что различные ее составляющие связаны между собой часто хуже, чем каждая из них в отдельности – с мерой социальной желательности. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его Я-концепции. Поэтому образ самого себя, в который человек верит, содержит черты, обладать которыми человек стремится и которые сознательно в себе признает. Людям порой непросто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации Я-образа в ситуации, когда выгодно считать себя личностью с определенными качествами. Люди часто пытаются представить себя в социально выигрышном свете, тем более если такой Я-образ предполагает связь с определенным социальным статусом: Я-образ общественного деятеля, Я-образ правозащитника и т. д. Таким образом, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на их Я-образе, во всяком случае – на его «социальной составляющей». Р. Баумейстер (Baumeister, 1982) выделил две стратегии самопрезентации : «ублажающую» и «самоконструирующую». «Ублажающая» стратегия человека управляется критериями, принятыми в данной социальной группе, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под социальную группу) и получить «вознаграждение». «Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание укрепления «идеального Я», т. е. вытекает из желания человека произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в его идеальное Я. Если поведение человека меняется в различных группах, это говорит об «ублажающей» стратегии, если не меняется – о «самоконструирующей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|