Письменный экзамен и тестовый контроль знаний студентов
Тестовый контроль. Чтобы грамотно составить тестовый контроль (ТК) знаний, преподавателю нужно определить количество тестовых контролей в семестре; количество баллов за каждый тестовый контроль и количество вопросов в нем; способ тестирования: «накопленным итогом» или поэтапное, а также форму проведения контроля (в аудитории, в дисплейном классе, с участием преподавателя и т. п.); виды вопросов, входящих в контроль, и ответов на них; форму представления студентами ответов на вопросы и способы проверки ответов; возможность самообучения студентов[7]. Тестирование имеет положительные и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) объективность оценки (независимо от симпатий и антипатий преподавателя); б) возможность существенно снизить напряженность между преподавателем и студентом, а также в значительной мере снять эмоциональную (стрессовую) нагрузку на преподавателя; в) быстрота контроля знаний студентов (одновременно тестируется вся группа); г) широкий охват материала, так как включаются вопросы по всем пройденным темам; д) невозможность пользоваться шпаргалкой; е) необходимость для студентов запоминать не только тему в целом, но и многие детали, которые при обычной подготовке ускользали от внимания. Отрицательные стороны: а) формальность. Иногда бывает трудно сформулировать вопросы, требующие размышлений; б) зависимость ТК от общей системы оценки, т. е. если за тестовый контроль студенты получают мало баллов, то они меньше к нему готовятся; в) отсутствие непосредственного контакта между преподавателем и студентом. Таким образом, каждый преподаватель может сделать вывод о приемлемости или неприемлемости этого метода.
Используя тестовый контроль, следует сначала определиться с количеством контролей. Чтобы заработал принцип «обучение небольшими этапами», лучше всего разбить курс на 3—4 части и проводить тестирование после каждого раздела. В тестовый контроль удобно включать вопросы, использованные для опроса студентов на практических занятиях. Количество баллов за каждый контроль будет свидетельствовать о том, какое значение преподаватель придает теоретической подготовке студентов. Здесь важно установить оптимальные пропорции оценки (баллами) ТК и других видов работы студентов. Эффективной, на наш взгляд, является такая организация тестирования, при которой сдача каждого ТК означает, что данная часть темы (раздела) курса студентом освоена с соответствующей оценкой (баллом), а сумма баллов за все ТК составляет часть экзаменационной оценки. Экзамен в этом случае совпадает с последним ТК. Например, курс поделен на 3 равные части: после каждой из них студенты сдают ТК, за каждый из которых можно получить максимум 18 баллов. Допустим, за первый ТК студент набрал 10 баллов, за второй — 12, за третий — 15 баллов. Итого, 37 баллов из 54 баллов, которые соответствуют «теоретической части экзаменационной оценки». Если части, на которые поделен курс, неодинаковы по объему или по значимости материала, то каждый ТК может иметь свой максимальный балл. Например, два первых контроля по 15 баллов каждый, а третий — 25; или 20,15,20 и т. п. Можно также проводить тестирование «накопленным итогом»[8]. Этот способ заключается в том, что в каждый последующий контроль включаются все или какая-то часть вопросов предыдущего ТК. Например, из 30 вопросов первого ТК во второй войдут 15 вопросов и 20 новых. Значит, ТК-2 будет состоять из 35 вопросов; в ТК-3 войдут 20 вопросов из второго контроля и 20 новых. Следовательно, третий контроль будет содержать 40 вопросов и т. п. Очевидным достоинством такого способа тестирования является то, что студенты вынуждены повторять пройденный материал, у них задействуется «длительная память». - Количество вопросов в ТК зависит от объема пройденного материала и от времени, которым располагает преподаватель. Длительность проведения самого ТК целиком определяется количеством вопросов (1 вопрос — 1 мин). Отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что этого времени достаточно.
Виды вопросов. Обычно тривиальные вопросы, требующие ответов «да» или «нет», не включаются в ТК. Как правило используются тесты с вариантами ответов по принципу «множественности выбора». В качестве правильного ответа чаще всего указывается один из предложенных. 1.Как изменится общий итог баланса после операции погашения кредита банку на сумму 20 тыс. руб.? а) уменьшится на 20 тыс. руб.; б) увеличится на 20 тыс. руб.; в) останется без изменений; г) уменьшится на 10 тыс. руб. 2. Какова основная часть предпринимательской деятельности? а) удовлетворение запросов потребителей; б) производство продукции (выполнение работ, услуг); в) получение прибыли; г) совокупность вышеприведенных ответов. 3. Ставки акцизов устанавливаются: а) в виде процента к себестоимости изделий; б) в виде процента к стоимости продукции в отпускных ценах; в) в виде процента к добавленной стоимости продукции; г) в рублях на конкретные виды продукции. Понятно, что чем больше предлагается различных ответов, тем меньше вероятность «угадывания» правильного ответа. Наиболее эффективно включать вопросы с 4—5 ответами. В качестве правильного не всегда используется только один ответ. Тесты, где может быть любое количество правильных ответов, являются наиболее трудными для студентов. Тестовый контроль может состоять не только из вопросов «множественности выбора». Хорошо зарекомендовали себя тесты типа[9]: - «закончите предложение...» - «вставьте пропущенное слово...» - «найдите ошибку в суждении...» - «что из нижеперечисленного неверно...» - «подчеркните ключевое слово...» Однако проверка вопросов такого типа ТК достаточно трудно формализуется. В тестовом контроле можно применять также задание типа «Выберите правильный ответ». Затем вперемежку приводятся правильные и неправильные высказывания.
Например: 1. Маркетинг — это «сбыт» или реклама. 2. Маркетинг — это реализация мер, целью которых является удовлетворение потребностей покупателя или клиента и направление потока товаров и услуг от производителя к покупателю или клиенту. 3. Маркетинг имеет место всякий раз, когда человеку нужно приобрести что-то, обладающее ценностью. Ответы: 1) — неправильный; 2) — правильный; 3) — неправильный. В тестовый контроль можно включать также короткие задачи, написание формул, построение схем, чертежей, графиков, построение классификаций и т. д[10]. При проведении тестового контроля в аудитории каждому студенту выдается индивидуальный вариант тестового контроля, в котором ответы на вопросы пронумерованы в порядке возрастания (например, 25 вопросов и на каждый 4 ответа, следовательно, ответы получат номера с 1 по 100). Одновременно студент получает бланк для ответа, в котором указаны числа 1, 2, 3...100. На этом бланке студент зачеркивает номера правильных ответов. Преподаватель при проверке накладывает на бланк матрицу, в которой для данного варианта на месте правильных ответов перфорированы отверстия, подсчитывает количество правильных ответов студента и баллов. Например, максимальное число баллов за тестовый контроль равно 30; студент указал из 25 правильных ответов только 18. Тогда он получит за тестовый контроль 18/25 х 30 = 21,6 балла. Наиболее удобным местом для проведения тестового контроля является дисплейный класс. Тогда все функции по составлению индивидуальных вариантов тестового контроля и проверке результатов ответов студентов берет на себя машина. Преподавателю остается только занести результаты тестирования в журнал. В принципе можно даже допустить, чтобы студенты в удобное для них время проходили тестирование, а затем сдавали распечатку с результатами (и подписью дежурного оператора) своему преподавателю. Тесты также можно использовать для самообучения студентов. При подготовке к экзамену (зачету) студент, пользуясь специальной программой, может проверить свои знания. Такая самостоятельная работа студентов является достаточно эффективной и значительно повышает их активность и уровень знаний.
Решив использовать тестовый контроль, каждый преподаватель за короткое время сможет подобрать для себя наиболее приемлемую форму. Для этого стоит попробовать предложенные варианты в разных группах. Значительные затраты времени на подготовительном этапе окупят себя, когда нужно будет принимать зачеты или экзамены у целого потока[11]. Письменный экзамен Письменный экзамен лучше всего проводить поэтапно[12]. Для этого материал курса разбивается на несколько частей (желательно равнозначных по объему). Определяется максимальный балл за каждый этап. Во время экзамена каждый студент получает билет, в котором содержатся 4—5 вопросов (по одному из каждой пройденной темы). Например, экзамен по общей теории статистики распределяется на 3 части, каждая из них оценивается в 20 баллов (в сумме 60). Один из билетов по первой части может иметь следующий вид[13]: 1. Назовите основные черты метода статистики. 2. Из чего состоит программа статистического наблюдения. 3. Плоскостные диаграммы. 4. Показатели колеблемости вариационного ряда. Проведение письменного экзамена позволяет наиболее полно и достоверно оценить уровень знаний студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|