Понятие и типы трудовой карьеры
Термин “карьера” означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности, род занятий, профессию. В широком понимании карьера - профессиональное продвижение, рост как этапы восхождения человека к профессионализму, переход от одних его уровней к другим. В более узком понимании карьера – это должностное продвижение. Это не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности. Исходной базой трудовой карьеры, определяющей ее специфику, служит усвоенная человеком шкала престижа профессий и соответствующие ей образцы социальных достижений (ценностей на шкале социального престижа), а также уровни профессиональных притязаний. Типологии карьер базируются, как правило, на следующих основаниях: 1род занятий, профессия; 2последовательность; особенности образа жизни и культура среднего класса; различные способы идентификации личности с профессией; соответствие полученного образования и актуальной области профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника; способы построения карьеры в начале профессионального пути и на этапе спада;сложившиеся и несложившиеся карьеры;гендерные особенности построения карьер. При характеристике типа карьеры принимаются во внимание как последовательность, частота и длительность избираемой профессиональной деятельности, так и достигнутый уровень профессионального мастерства. Большое индивидуальное своеобразие внутри типов индивидуальных карьер, которое мы наблюдаем в жизни, во многом определяется личностными особенностями.
Термин «внутриорганизационная карьера» предполагает, что сотрудник в процессе профессиональной деятельности последовательно проходит все стадии профессионального обучения до ухода на пенсию. Межорганизационная карьера отличается от внутриорганизационной тем, что эти стадии «проживаются» сотрудником в разных организациях. И внутри-, и межорганизационная карьера может быть как специализированной, так и неспециализированной. Специализированная карьера означает продвижение в рамках той профессии и специальности, в которой человек специализируется изначально. Неспециализированная карьера предполагает возможность быть специалистом широкого профиля, способным выдерживать рабочую нагрузку в любой сфере деятельности организации. Это помогает сотруднику сформировать целостное мнение о состоянии дел и приобрести разносторонние навыки и умения. Под вертикальной карьерой подразумевается продвижение на более высокую ступень служебной лестницы, в то время как горизонтальная карьера предполагает перемещение специалиста в другую область деятельности либо расширение полномочий на прежней должности. Ступенчатая карьера призвана совмещать элементы как горизонтальной, так и вертикальной карьеры. Скорость продвижения вверх по служебной лестнице может быть различной, поэтому в случае роста говорят о слаборастущей и восходящей карьере. Эти типы карьеры отражают положительную статусную динамику, особенно заметную в последнем случае. Критериями отнесения к последнему типу являются следующие: получение значительно более высокого образования или квалификации; достижение должностного статуса, предполагающего б о льшую ответственность в принятии управленческих решений.
Планирование карьеры в организации. Работа с кадровым резервом
Планирование карьеры означает создание условий для непрерывного преодоления человеком достигаемых уровней, причем между этапами жизни и стадиями карьеры существует определенная связь. По Вудкоку и Фрэнсису, стадии трудовой деятельности классифицируются следующим образом: стадия А: обучение;стадия В: включение; стадия С: достижение успеха;стадия D: профессионализм; стадия E: переоценка ценностей;стадия F: мастерство; стадия G: пенсионный период. Рассмотренные выше стадии, помимо первой и последней, составляют период жизненной активности человека: стадия В (20-24 года) – период начальной карьеры – вхождение в организацию и обретение своего места в ней; стадия С (30 лет) – период стремления заявить о себе, добиться успехов, признания в организации; стадия D (35-45 лет) – период высокого профессионализма, расширения сферы применения своих знаний и способностей, опыта, упрочения занимаемых позиций на предприятии; стадия E (50-60 лет) – период переоценки своих достижений, значения проделанной работы, период сомнений в правильности выбора; стадия F (старше 60 лет) – стадия мастерства, период акцента на развитии молодых сотрудников, демонстрация искусства управления, стремления к благополучию всего предприятия. Организация работы по планированию карьеры со стороны менеджера по персоналу сводится к определению целей развития карьеры самого работника и целей развития фирмы. Существует несколько методик оценки результативности планирования карьеры, но наиболее эффективной является японская модель партнерства по планированию и развитию карьеры. Партнерство – совокупность действий работника, его руководителя и представителя службы по персоналу. Общей целью в рамках данной модели является сочетание целей и потребностей работника с целями организации. Для сотрудника участие в планировании карьеры означает: - более четкое видение профессиональных перспектив; - возможность профессионального роста и качества жизни; - возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- повышение конкурентоспособности на рынке труда. Организация, занимающаяся планированием карьеры сотрудников, имеет: - мотивированных сотрудников, что влияет на производительность труда и снижает текучесть кадров; - более четкое определение потребности в профессиональном обучении; - подготовленных и мотивированных сотрудников на ключевые должности. Таким образом, эффективное управление сотрудниками начинается с понимания решающих характеристик стадий профессиональной карьеры. В то же время профессиональные работники могут избежать многих разочарований и затруднений, если они так же больше будут понимать этапы своей карьеры. Эффективным может быть любой тип карьеры, однако при правильном ее планировании работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение. Таким образом, при планировании карьеры человек видит карьерные цели и находит способы достичь их. Стадии карьеры
По Вудкоку и Фрэнсису, стадии трудовой деятельности классифицируются следующим образом: - стадия А: обучение; - стадия В: включение; - стадия С: достижение успеха; - стадия D: профессионализм; - стадия E: переоценка ценностей; - стадия F: мастерство; - стадия G: пенсионный период. Рассмотренные выше стадии, помимо первой и последней, составляют период жизненной активности человека: - стадия В (20-24 года) – период начальной карьеры – вхождение в организацию и обретение своего места в ней; - стадия С (30 лет) – период стремления заявить о себе, добиться успехов, признания в организации; - стадия D (35-45 лет) – период высокого профессионализма, расширения сферы применения своих знаний и способностей, опыта, упрочения занимаемых позиций на предприятии; - стадия E (50-60 лет) – период переоценки своих достижений, значения проделанной работы, период сомнений в правильности выбора; - стадия F (старше 60 лет) – стадия мастерства, период акцента на развитии молодых сотрудников, демонстрация искусства управления, стремления к благополучию всего предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|