Смета общехозяйственных расходов
1.7 Расчет коммерческих расходов Расчет15. По данным табл. 8, 15,17 и расчета 11 определим величину производственных издержек: 564,4+165,5+219,16+189,7=1138,8 тыс. д.е. Приняв норматив для расчета коммерческих расходов в размере 2,1%, исчислим их годовую сумму: 1138,8*0,021=23,9 тыс. д.е.
1.8 Срок осуществления инвестиционного проекта
Каждому этапу осуществления инвестиционного проекта соответствуют определенные затраты, которые подразделяются на: - первоначальные или капиталообразующие вложения в землю, строительство объекта, на приобретение оборудования и пророст оборотного капитала; - текущие или операционные; - ликвидационные. Этапы осуществления проекта и сроки их осуществления: 1) строительство объекта (включая проектно-изыскательские работы) и закупка оборудования – 2 года; 2) освоение производственной мощности – 2 года; 3) работа на полную мощность – 6 лет; Освоение капиталообразующих инвестиций зависит от принятого графика осуществления проекта, т.е. от конкретных сроков и продолжительности выполнения отдельных этапов. Для принятия решения по этому вопросу следует руководствоваться следующими указаниями:
1.Для всех случаев, т. е. при установлении любого срока осуществления проекта: - в первом году реализации проекта предусмотреть все затраты, связанные с приобретением земли и подготовкой строительной площадки; - затраты по подготовке производства освоить в последний год строительства объекта; - инвестиции в оборотный капитал предусмотреть в следующие сроки: в 1-м году производства – 70%, в 2-ом – 90%, в 3-м – 100% от общей потребности. 2. Распределение инвестиций по годам на строительство основных и вспомогательных объектов и приобретения оборудования зависит от установленного срока строительства предприятия и осуществляется на основе данных табл.18. В этой же таблице с учетом продолжительности периода освоения производства – приводятся рекомендуемые границы уровня освоения ПМ по годам. Таблица 18 Распределение затрат на строительство, оборудование и уровень освоения ПМ по годам
Расчет 16. Строительно-монтажные работы предполагается осуществить за 2 года. В течение этого срока предусмотрено также поставить и смонтировать оборудование предприятия. При этом в первый год реализации проекта планируется освоить 65% затрат на строительство зданий и сооружений, 35% затрат на приобретение оборудования. В течение второго года реализации проекта планируется освоить остальные затраты, связанные со строительством основных и вспомогательных объектов и приобретением оборудования. С учетом вышеизложенного сумма инвестиций составит: 1) в первый год реализации проекта –264,6 д.е., в том числе на:
- приобретение земельного участка – 0,54 тыс. д. е, - подготовку строительной площадки – 2,3 тыс. д.е., - строительство зданий и сооружений – 76,0 тыс. д. е (116,9*0,65), - приобретение и установку оборудования – 174,5 тыс. д. е (498*0,45) - создание сопутствующих объектов – 11,6 тыс. д.е. (21*0,55) 2) во второй год реализации проекта – 412,1 тыс. д.е. в том числе на: - строительство зданий и сооружений – 40,9 тыс. д.е. (116,9-76,0), - приобретение и установку оборудования – 323,5 тыс. д.е. (498-174,5), - создание сопутствующих объектов –9,4 тыс. д.е. (21-11,6), - подготовка производства – 38,2 тыс. д.е. Освоение производственной мощности начинается с 3-го года реализации проекта, который является первым годом производственного периода. Следовательно, затраты на замену вспомогательного оборудования (со сроком службы 4 года) в сумме 48,3 тыс. д.е. будут иметь место в 7-м году реализации проекта (или в 5-м году производства). Потребность в оборотных средствах планируется обеспечить в 1-м году производства на 70%, во 2-м – 85%, в 3-м – 100% от общей потребности. Тогда размер инвестиций составит соответственно по годам: 60,9 тыс. д.е. (87*0,63), 13,1 тыс. д.е. (87*0,15) и 13,1 тыс. д.е. (87*0,15). Производственную мощность предприятия планируется освоить в течение 2-х лет. Уровень освоения ПМ составит: 1-й год производства – 55%; 2-й год производства – 75%. Следовательно, объемы реализации продукции по годам соответственно составят 49,4 тыс. изделий (90*0,55) и 67,4 тыс. изделий (90*0,75). Общий период производства (освоение и работа на полную мощность), исходя из срока службы ведущего оборудования, составит 8 лет, а жизненный цикл проекта – 10 лет.
2. Финансово-экономическая оценка проекта
Завершающим этапом технико-экономического обоснования инвестиционного проекта является его финансово-экономическая оценка, позволяющая, с одной стороны, проанализировать финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников, а с другой стороны, учитывая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта – убедиться в способности проекта гарантировать сохранность покупательной ценности авансированного в него капитала и обеспечить требуемую норму доходности. Финансово-экономическая оценка проекта включает в себя обобщенные данные об инвестициях; сведения об условиях и источниках финансирования проекта; информацию о текущих операционных затратах; данные о ликвидационной стоимости и объемах продаж; определение чистой прибыли; расчет денежных потоков; расчет экономических показателей проекта.
2.1 Расчет общих инвестиций Расчет 17. На основе данных табл.6,18 и результатов расчета 16 составим табл.19.
2.2 Источники и условия финансирования проекта
Финансирование инвестиционного проекта может осуществляться за счет собственных, привлеченных и заемных средств. В качестве собственных финансовых средств, образующих учредительский капитал, могут выступать такие источники, как прибыль, амортизационные отчисления, земельные участки и другие виды активов предприятия. Привлеченный капитал образуется за счет средств акционеров-пайщиков путем дополнительной эмиссии акций, бюджетных средств и иных взносов, предоставляемых на безвозмездной основе. Все перечисленные финансовые средства образуют собственный акционерный капитал реципиента (предприятия, использующего инвестиции). Средства, привлеченные со стороны, не подлежат возврату, а субъекты, предоставившие их, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемный капитал реципиента образуется, прежде всего, за счет кредитов, предоставляемых государством, банками и другими инвесторами на возвратной основе и заранее определенных условиях (сроки погашения, процентная ставка). К заемным средствам относятся также кредиты (авансы) поставщиков оборудования, сырья, материалов и текущие устойчивые пассивы предприятия (задолженность по заработной плате, налоговые платежи). Субъекты, предоставившие средства на возвратной основе, в будущих доходах не участвуют. В данной работе источником финансирования предприятия являются как собственные, так и заемные средства. При использовании собственного и заемного капитала для финансирования проекта прежде всего рекомендуется привлекать средства учредителей и пайщиков, причем в первую очередь желательно использовать средства учредителей, а затем – взносы пайщиков. Общая величина акционерного капитала принимается в размере 55% от требуемого размера инвестиций. В составе собственных средств учредительский капитал составляет 76%.
Потребность в заемных средствах определяется путем сопоставления собственного капитала с общей потребностью в инвестициях. Заемные средства рекомендуется привлекать в более поздние сроки, что позволит смягчить бремя выплаты процентов за их использование. Кредит поставщиков определяется графиком выполнения строительно-монтажных работ и сроками поставки оборудования. Величина кредита поставщиков принимается в размере 71% от общей суммы заемных средств. Устойчивые пассивы формируются после начала производственной деятельности, поэтому использовать этот источник финансирования проекта можно только начиная с 1-го года освоения производственной мощности. Размер устойчивых пассивов ориентировочно рассчитывается как сумма 75% месячного ФОТ с отчислениями на социальные нужды всех работающих и 50% месячных налоговых платежей, включаемых в себестоимость продукции. Банковский кредит следует привлекать в последнюю очередь. Как уже отмечалось, финансовые средства акционеров и кредиторов привлекаются на определенных условиях, оговариваемых участниками инвестиционного проекта. Речь идет о выплате акционерам дивидендов и условиях погашения заемных средств. Порядок использования заемных средств принимается следующим: 1) кредиты банка и поставщиков привлекаются сроком на 3 и 4 года соответственно. 2) процентная ставка банковского кредита составляет 9%, для кредита поставщиков – 9% годовых. Решение об инвестировании проекта должно приниматься с учетом фактора риска, т.е. возможной неопределенности условий реализации проекта. Это может быть связано с нестабильностью текущей экономической ситуации, финансового и налогового законодательства; колебаниями рыночной конъюнктуры; неопределенностью интересов и поведения участников (инвесторов) проекта; нарушением технологии производства продукции и другими непредвиденными ситуациями. Предусмотреть в расчетах все многообразие такого рода неопределенностей достаточно сложно, имея в виду еще и то, что многие факторы поддаются только содержательному (а не формальному) учету. В курсовой работе для достижения определенной устойчивости проекта (наряду с тщательной проработкой структуры и распределения инвестиций по времени) предусматривается некоторый запас финансовых ресурсов по сравнению с их расчетной потребностью. Это превышение принимается в размере 0,75% и учитывается в составе собственных средств.
Расчет 18. Источниками финансирования инвестиционного проекта являются: 1. Собственные средства (акционерный капитал) в сумме 447 тыс. д.е. (55% от общей потребности), в т.ч. взносы учредителей составляют 339,4 тыс. д.е. (76% от акционерного капитала), взносы пайщиков — 107,2 тыс., де. (24% от акционерного капитала). Средства учредителей вносятся в 1-м году, средства пайщиков — во 2-м году реализации проекта. 2. Заемные средства в сумме 365 тыс. д.е. (45% от общей потребности), т.ч. кредит поставщиков составляет 259,4 тыс. д.е. (71% от заемных средств), текущие пассивы — 28 тыс. д.е. (определяются по специальному расчету), банковский кредит — 78 тыс. д.е. (365-259,4-28). Расчет текущих пассивов: годовой ФОТ всех работников предприятия с отчислениями на социальные нужды по данным расчетов 11 и 12 составляет 417,1 тыс. д. е., месячный — 34,8 тыс. д.е. (417,1/12).Налоговые платежи в себестоимости продукции составляют за год 45,36 тыс. д.е. (по данным табл.17), за месяц —3,8 тыс. де. (45,36/12).Размер текущих пассивов, определяемый как сумма 75% ФОТ с отчислениями и 50% налоговых платежей, составит 39,71 тыс. д.е. (34,8*0,75+3,8*0,5). Кредит поставщиков привлекается во 2-м году сроком на 4 года, банковский кредит — в 3-м году реализации проекта сроком 4 года. Текущие пассивы используются в 3-м году производственного цикла (5-м году реализации проекта). Информация об источниках и сроках финансирования приводится в табл. 20. Таблица 20 Источники финансирования проекта
Примечание к табл.20. Величина запаса финансовых ресурсов принята в размере 0,75% от расчетной потребности. Сумма запаса составила 6,1 тыс.д.е. (812*0,0075) и учтена в составе учредительского капитала. Расчет 19. Условия использования акционерного капитала и привлечения заемных средств принимаются следующими: 1.По акциям учредителей и пайщиков, начиная с 1-го года производства продукции (с 3-го года реализации проекта), выплачиваются дивиденды по ставке 6% годовых. Сумма дивидендов составит: · за год –27,2 тыс.д.е. (453*0,06); · за весь срок выплаты – 217,3 тыс.д.е. (27,2*8). 2.Возврат кредита поставщиков начинается с 1-го года производства продукции и осуществляется равномерно в течение 4 лет. Ставка процентов за кредит составляет 9% годовых. Расчет сумм процентов за кредит (по состоянию на конец года): · за 1-й год (3-й год реализации проекта) – 259*0,09=23,3 тыс.д.е.; · за 2-й год (4-й год реализации проекта) – (259-64,86)*0,09=17,5 тыс.д.е.; · за 3-й год (5-й год реализации проекта) – (259-129,82)*0,09=11,7 тыс.д.е.; · за 4-й год (6-й год реализации проекта) – (259-194,58)*0,09=5,8 тыс. д.е. Таким образом, к концу 5-го года реализации проекта будет возвращен кредит поставщиков и погашены проценты по нему. Результаты расчетов сводятся в табл.21. 3.Банковский кредит возвращается в 5-м, 6-м, 7-м годах реализации проекта в суммах 39; 19,5; 19,5 тыс.д.е. соответственно. Кредит получен под 9% годовых. Расчет сумм процентов за кредит (по состоянию на конец года): · за 1-й год (4-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.; · за 2-й год (5-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.; · за 3-й год (6-й год реализации проекта) – (78-39)*0,09= 3,5 тыс.д.е.; Таким образом, к концу 7-го года реализации проекта будет возвращена вся сумма кредита и погашены проценты по нему. Результаты расчетов сводятся в табл.22.
2.3 Производственная программа и объемы продаж
Производственная программа предусматривает расчет объемов производства продукции по годам эксплуатационного периода с учетом возможного освоения производственной мощности. Объем продаж в натуральном измерении соответствует физическому объему производства продукции. Таким образом, сбыт продукции планируется осуществлять в объемах, соответствующих выпуску готовых изделий, т.е. без учета остатков последних на складах предприятия. Расчет 20. По данным расчета 16 освоение производственной мощности начинается с 3-го года реализации проекта и осуществляется в течение 2-х лет. Следовательно, начиная с 5-го года реализации проекта, предприятие работает на полную мощность, выпуская ежегодно 90 тыс. изделий (расчет 1). С учетом принятого в расчете 16 уровня освоения мощности, рассчитаем производственную программу предприятия с разбивкой по годам эксплутационного цикла (табл.23).
Таблица 23 Производственная программа и объемы продаж
2.4 Расчет себестоимости продукции
Количество продукции, которое предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня издержек на ее производство и реализацию, а также цены, по которой эта продукция будет продаваться на рынке. Поэтому знание и правильный расчет издержек на производство и сбыт продукции является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции могут быть представлены в показателе себестоимости продукции, которая характеризует в денежном измерении расходы предприятия, необходимые для осуществления им своей производственной и коммерческой деятельности. Затраты, составляющие себестоимость продукции, принято классифицировать по ряду признаков: в зависимости от экономической роли и участия в процессе производства, по способу включения в себестоимость продукции, по отношению к объему производства и т.д. В целях курсовой работы затраты на производство и реализацию продукции представляются по принципу объединения нескольких признаков и сформировывают полную себестоимость продукции по следующей схеме: 1. Операционные издержки, в т.ч.: · производственные; · периодические; · коммерческие. 2. Амортизация. 3. Финансовые издержки. В составе производственных затрат учитываются прямые производственные издержки (расходы на материальные ресурсы и оплату труда основных рабочих с отчислениями на социальные нужды) и накладные производственные издержки (общепроизводственные расходы). Производственные затраты относятся к условно-переменным, т.к. они обусловлены протеканием производственного процесса. Величина этих расходов напрямую, т.е. прямо пропорционально зависит от изменения объемов производства продукции. Производственные издержки определяются по данным табл.8,15 и расчета 11 с учетом степени освоения производственной мощности (табл. 23). Периодические накладные и коммерческие расходы, как уже отмечалось в разделах 1.6 и 1.7, относятся к условно-постоянным затратам. Их величина не зависит от количества выпускаемой продукции и рассчитывается на полный (соответствующий производственной мощности) объем производства продукции. Периодические и коммерческие расходы определяются по данным табл.17 и расчета 15. Амортизационные отчисления также относятся к условно-постоянным затратам. Величина годовой суммы амортизации (табл.9) остается неизменной в течение всего производственного периода. К финансовым издержкам относятся суммы процентов, выплачиваемых за предоставленные кредиты. Учитывать в составе себестоимости продукции подобные выплаты разрешается только в пределах установленной Центральным банком РФ ставки рефинансирования (учетной ставки). Финансовые издержки относятся к условно-постоянным расходам, т.к. их размер зависит только от источника и условий предоставления кредитных ресурсов. Величина финансовых издержек определена расчетом 19 (табл. 21,22). Расчет 21. С учетом изложенных выше пояснений определим полную себестоимость продукции (общие издержки) и себестоимость единицы продукции. Результаты расчетов представлены в табл. 24. Для расчета полной себестоимости продукции значения составляющих ее затрат приняты с округлением до целых чисел.
2.5 Чистая прибыль и денежные потоки
В целях объективной оценки эффективности инвестиций, а также возможности своевременного вмешательства и корректировки финансового плана реализации проекта необходимо составить отчет о чистой прибыли и рассчитать денежные потоки в соответствии с календарным графиком осуществления инвестиционного проекта.
2.5.1 Расчет чистой прибыли Особый интерес и привлекательность для учредителей и пайщиков (акционеров предприятия) представляет отчет о будущей прибыли, т.к. выплата предполагаемых дивидендов возможна только при условии получения предприятием чистой прибыли. Кроме того, информация о будущих доходах весьма полезна для владельца проекта, т.к. позволяет ему предварительно оценить возможности использования нераспределенной прибыли. В отчете о прибыли отражаются следующие показатели: 1) общий доход предприятия; 2) маржинальная прибыль; 3) балансовая прибыль; 4) чистая прибыль. Общий доход предприятия включает в себя выручку от реализации продукции (доход от продаж) и ликвидационную стоимость объекта. Выручка от реализации (без косвенных налогов) определяется как произведение оптовой цены продукции на объем продажи в натуральном измерении. На практике процесс формирования цен на продукцию достаточно сложен. При обосновании оптовых цен следует учитывать, с одной стороны, величину издержек на производство и реализацию продукции (минимальный уровень цены), а с другой – спрос на продукцию и наличие конкуренции (максимальный уровень цены). В данной работе величина оптовой цены принимается ориентировочно, исходя из предлагаемой рентабельности производства продукции в размере 37%. Ликвидационная стоимость объекта рассчитывается, как уже отмечалось, в последнем году его эксплуатации. Ликвидационная стоимость включает в себя стоимость земельного участка; недоамартизированную стоимость зданий, сооружений, оборудования; стоимость оборотного капитала. Расчет 22. Себестоимость единицы продукции при работе на полную мощность составляет 13,8 д.е. (табл.24). Рентабельность производства продукции прогнозируется на уровне 37%. Тогда величина оптовой цены составит: 13,8*1,37=18,9 д.е. Для определения выручки от реализации продукции объемы продаж принимаются по данным табл.23. Расчет ликвидационной стоимости выполняется с использованием данных табл.6 и приводится в табл.25.
Таблица 25 Расчет ликвидационной стоимости объекта
Расчет общего дохода предприятия по годам эксплуатационного периода приводится в табл.26.
Таблица 26 Общий доход предприятия, тыс.д.е.
Маржинальная прибыль определяется как разность между общим доходом и себестоимостью продукции в пределах прямых производственных затрат. За счет маржинальной прибыли возмещаются все последующие затраты, связанные с операционной деятельностью (накладные периодические коммерческие расходы) и в результате получается прибыль от операции. Балансовая прибыль, определяемая как разность между общим доходом и полной себестоимостью продукции, представляет собой (с определенной долей условности) налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что действующим налоговым законодательством за счет балансовой прибыли (до ее налогообложения) предусмотрена выплата ряда налогов и сборов регионального и местного значения. В связи с нестабильностью и неопределенностью законодательства в отношении взимания этих налогов (особенно местных) в курсовой работе ими можно пренебречь, а федеральный налог на прибыль следует рассчитать от величины балансовой прибыли по действующей максимальной ставке налога в размере 24%. Причем налоговые платежи можно предусмотреть, начиная с первого года производственного периода. Чистая прибыль предприятия образуется путем вычитания из балансовой прибыли суммы налоговых платежей. Расчет 23. В рассматриваемом проекте предусматривается освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль в первые 2 года производства, т.е на период освоения производственной мощности. Ставка налога на прибыль принимается в размере 24%. Используя данные табл.24 и 26, составим отчет о прибыли предприятия по годам эксплуатационного периода (табл.27).
2.5.2 Расчет денежных потоков Для подтверждения того, что проект обеспечен финансовыми ресурсами на весь период его осуществления, необходимо определить критерии реализуемости и коммерческой эффективности проекта. Необходимым условием успеха инвестиционного проекта и критерием его принятия служит неотрицательное значение общего сальдо денежного потока поступлений и платежей (доходов и затрат), которое определяется суммированием итоговых величин сальдо операционной (производственно-сбытовой), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Расчет экономического эффекта проекта на основе финансового анализа притока и оттока денежных средств получил название метода потока денежной наличности, который предусматривает расчет денежных потоков для финансового планирования (кассовой наличности) и расчет чистой текущей стоимости инвестиций. При расчете потоков реальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков и оттоков реальных денег от понятий доходов и расходов. Существуют определенные виды денежных затрат (например, амортизация), которые уменьшают чистую прибыль, но не влияют на потоки реальных денег, т.к. эти затраты не предполагают операций по перечислению денежных сумм. С другой стороны, не все денежные выплаты, влияющие на поток реальных денег, фиксируются как расходы. Например, приобретение материальных ресурсов или имущества связано с оттоком реальных денег, но не является расходом. В свете изложенного при расчете денежных потоков для финансового планирования в состав притока включаются все поступающие на расчетный счет (в кассу) средства, независимо от их источника, а отток показывает все расходы, независимо от направления их использования. В данном случае в составе приходной части учитываются все источники финансирования инвестиций (собственные и заемные), а в расходную часть включаются все выплаты, в том числе выплаты дивидендов, тогда как при расчете чистой стоимости инвестиций их величина показывается в составе прибыли инвестора. Расчет денежных потоков для финансового планирования выполняется без учета фактора времени в целях подтверждения обеспеченности проекта финансовыми ресурсами на весь период его осуществления. Сальдо денежной наличности в любом году реализации проекта определяется как разность между величиной притока денежных средств и величиной их оттока. Сальдо денежной наличности не должно быть отрицательной величиной. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности. В таком случае необходимо пересмотреть проект, увеличив доходную часть и (или) уменьшив расходную, и (или) изыскать дополнительные источники финансирования, т.к. отрицательная разность свидетельствует о дефиците финансовых ресурсов и для успешной реализации проекта необходимы дополнительные (собственные или заемные) денежные ресурсы. Расчет 24. В табл.28 приводится расчет денежных потоков для финансового планирования.
Таблица 28 Денежные потоки для финансового планирования (кассовое сальдо), тыс.д.е.
Сальдо денежной наличности на "расчетном счете" в каждом году реализации проекта имеет положительный результат, что свидетельствует об обеспеченности инвестиционного проекта финансовыми ресурсами на весь период его осуществления. Чистый денежный поток в любом году реализации проекта определяется как разность между величиной притока денежных средств и величиной их оттока. В составе притока средств учитываются результаты осуществления проекта (общий доход), а отток средств отражает все затраты инвестора, необходимые для достижения этих результатов (собственные инвестиционные расходы, операционные и финансовые издержки, возврат кредита, налоговые платежи). Чистые денежные потоки рассчитываются для последующего определения чистой текущей стоимости инвестиций и построения финансового графика осуществления проекта. Расчет 25. В табл.29 приводится расчет чистых денежных потоков.
Таблица 29 Чистые денежные потоки, тыс.д.е.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|