Почему «сачки» стремятся работать в коллективе?
Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание Содержание.................................................................................................................................... 1 Об авторе........................................................................................................................................ 5 Предисловие.................................................................................................................................. 5 Об этой книге................................................................................................................................ 6 Почему «сачки» стремятся работать в коллективе?................................................................... 6 Вступительное слово автора........................................................................................................ 8 Замечания о психологическом экспериментировании.......................................................... 9 Благодарность........................................................................................................................... 10 Анкета........................................................................................................................................... 10 Раздел I. Восприятие, память и контекст.................................................................................. 18 Глава 1. Избирательное восприятие....................................................................................... 18 Назовём вещи своими именами.......................................................................................... 18 Сила ожиданий..................................................................................................................... 19 Когда игра становится грубой............................................................................................. 20 Эффект средств массовой коммуникации......................................................................... 22 Заключение............................................................................................................................ 22 Глава 2. Когнитивный диссонанс........................................................................................... 23 Притча о когнитивном диссонансе.................................................................................... 23 И скучать можно с удовольствием...................................................................................... 23 Теория самовосприятия........................................................................................................ 25
Пример предваряющего диссонанса.................................................................................. 25 Другой пример предваряющего диссонанса..................................................................... 26 Примеры последующего после решения диссонанса....................................................... 27 Заключение............................................................................................................................ 27 Глава 3. Память и ретроспективные субъективные смещения........................................... 28 Разрушенные воспоминания............................................................................................... 29 Приятные воспоминания..................................................................................................... 30 Я все это знал........................................................................................................................ 31 Ослабление ретроспективного предубеждения................................................................ 32 Заключение............................................................................................................................ 33 Глава 4. Зависимость от контекста......................................................................................... 33 Эффект контраста................................................................................................................. 33 Эффект первичности............................................................................................................ 36 Эффект недавности.............................................................................................................. 36 Эффект ореола....................................................................................................................... 38 Заключение............................................................................................................................ 39 Раздел II. Как вопросы влияют на ответы................................................................................ 40 Глава 5. Гибкость...................................................................................................................... 40 Эффекты порядка.................................................................................................................. 41 Псевдомнения....................................................................................................................... 42 Псевдомнения в политике................................................................................................... 43 Отфильтровывание псевдомнений..................................................................................... 44
Несогласованность установок............................................................................................. 45 Снова в пути......................................................................................................................... 46 Притча для нашего времени................................................................................................ 46 И вновь несогласованность................................................................................................. 47 Заключение............................................................................................................................ 48 Глава 6. Последствия формулирования и построения вопросов........................................ 48 Хитрое назначение............................................................................................................... 49 Открытые приоритеты......................................................................................................... 49 Социальная желательность.................................................................................................. 51 Позволить или не позволить?............................................................................................. 52 Оформление.......................................................................................................................... 52 Горькая пилюля..................................................................................................................... 53 Логика вычитания................................................................................................................ 54 Психологический учет......................................................................................................... 55 Заключение............................................................................................................................ 56 Раздел III. Модели принятия решений..................................................................................... 57 Глава 7. Теория ожидаемой полезности................................................................................. 57 Теория ожидаемой выгоды.................................................................................................. 58 Дополнения........................................................................................................................... 59 Заключение............................................................................................................................ 60 Глава 8. Парадоксы рациональности..................................................................................... 60 Парадокс Аллайса................................................................................................................. 60 Парадокс Эллсберга............................................................................................................. 62 Нетранзитивность................................................................................................................. 63 Обратимость предпочтений................................................................................................ 64 Действительно ли нарушения теории ожидаемой выгоды нерациональны?................ 66 Заключение............................................................................................................................ 66
Глава 9. Описательные модели принятия решений............................................................. 66 Удовлетворенность............................................................................................................... 67 Теория перспективы............................................................................................................. 67 Эффект убежденности.......................................................................................................... 70 Псевдоуверенность............................................................................................................... 71 Теория раскаяния.................................................................................................................. 71 Выбор со множеством атрибутов........................................................................................ 72 Некомпенсирующие стратегии........................................................................................... 73 Более важные параметры..................................................................................................... 73 Заключение............................................................................................................................ 74 Раздел IV. Эвристика и субъективные смещения.................................................................... 75 Глава 10. Эвристика репрезентативности............................................................................. 75 Клинический прогноз в сравнении с предположительным............................................ 76 Заключение............................................................................................................................ 76 Глава 11. Эвристика доступности.......................................................................................... 77 Доступность выходит боком................................................................................................ 77 Отречение.............................................................................................................................. 77 Заключение............................................................................................................................ 78 Глава 12. Вероятность и риск.................................................................................................. 78 Рекомендации........................................................................................................................ 79 Заключение............................................................................................................................ 80 Глава 13. Привязка и подгонка............................................................................................... 80 Думая о невообразимом....................................................................................................... 81 Заключение............................................................................................................................ 82
Глава 14. Восприятие случайностей...................................................................................... 83 Невероятное совпадение...................................................................................................... 83 Учиться поступать случайно............................................................................................... 84 Заключение............................................................................................................................ 84 Глава 15. Корреляция, причинность и контроль................................................................... 85 Помощь, которая не помогает............................................................................................. 85 Заключение............................................................................................................................ 86 Глава 16. Теория атрибуции.................................................................................................... 86 Недостаток консенсуса......................................................................................................... 88 Выпуклость........................................................................................................................... 89 Фундаментальная ошибка атрибуции................................................................................ 90 Моя ситуация — это ваша диспозиция.............................................................................. 91 Перемена мест....................................................................................................................... 92 Клинические импликации................................................................................................... 93 Другие предрассудки атрибутивности............................................................................... 94 Заключение............................................................................................................................ 95 Раздел V. Социальная сторона оценки и принятия решений................................................. 96 Глава 17. Социальные воздействия........................................................................................ 96 Социальная фасилитация..................................................................................................... 97 Социальная леность.............................................................................................................. 98 Сцена 1: «отстань от девушки!».......................................................................................... 98 Сцена 2: видение в тоннеле................................................................................................. 99 Сцена 3: собрать кусочки..................................................................................................... 99 Вмешательство свидетеля.................................................................................................. 100 Теория социального сравнения......................................................................................... 101 Сигналы тех, кто похож..................................................................................................... 101 Социальное болеутоляющее.............................................................................................. 102 Конформизм........................................................................................................................ 103 Влияние меньшинства....................................................................................................... 104 Групповое мышление......................................................................................................... 105 Заключение.......................................................................................................................... 106 Глава 18. Групповые оценки и решения.............................................................................. 106
Ошибки и предубеждения групп...................................................................................... 106 Групповая поляризация...................................................................................................... 107 Заключение.......................................................................................................................... 112 Раздел VI. Типичные ловушки................................................................................................. 113 Глава 19. Самоуверенность.................................................................................................... 113 Случай Джозефа Кидда...................................................................................................... 113 Экстремальная самоуверенность....................................................................................... 115 Когда самоуверенность становится уголовным преступлением................................... 116 Градуирование..................................................................................................................... 116 Тест для самопроверки переоценки себя....................................................................... 118 Корреляция между уверенностью и точностью............................................................... 118 Как можно снизить переоценку?...................................................................................... 120 Заключение.......................................................................................................................... 121 Глава 20. Пророчества, сбывающиеся сами собой............................................................. 122 Опять угадал........................................................................................................................ 122 Самосохраняющиеся социальные убеждения................................................................. 123 Эффект Пигмалиона........................................................................................................... 124 В умах людей....................................................................................................................... 125 Расовые стереотипы........................................................................................................... 125 Заключение.......................................................................................................................... 126 Глава 21. Поведенческие ловушки....................................................................................... 127 Классификация ловушек.................................................................................................... 128 Ловушки отсрочки.............................................................................................................. 128 Ловушки неведения............................................................................................................ 129 Ловушки вклада.................................................................................................................. 129 Ловушки ухудшающейся ситуации................................................................................... 130 Коллективные ловушки..................................................................................................... 131 Сколько вы заплатите за доллар?...................................................................................... 132 По колено в грязи............................................................................................................... 133 Великий исход.................................................................................................................... 134 Заключение.......................................................................................................................... 135 Послесловие: взгляд назад........................................................................................................ 135 Предубеждения не всегда иррациональны.......................................................................... 136 Рекомендуемая литература....................................................................................................... 142 Дополнительная литература..................................................................................................... 143 Заимствованные рисунки и таблицы...................................................................................... 164 Авторский указатель................................................................................................................. 165 Предметный указатель.............................................................................................................. 170 Предисловие 9 Почему «сачки» стремятся работать в коллективе? 11 Вступительное слово автора 15 Анкета 19 Раздел I: Восприятие, память и контекст 29 Глава 1: Избирательное восприятие 31 Глава 2: Когнитивный диссонанс 39 Глава 3: Память и ретроспективные субъективные смещения 49 Глава 4: Зависимость от контекста 58 Раздел II: Как вопросы влияют на ответы 71 Глава 5: Гибкость 73 Глава 6: Последствия формулирования и построения вопросов 89 Раздел III: Модели принятия решений 105 Глава 7: Теория ожидаемой полезности 107 Глава 8: Парадоксы рациональности 113 Глава 9: Описательные модели принятия решений 124 Раздел IV: Эвристика и субъективные смещения 139 Глава 10: Эвристика репрезентативности 141 Глава 11: Эвристика доступности 155 (8:) Глава 12: Вероятность и риск 166 Глава 13: Привязка и подгонка 183 Глава 14: Восприятие случайностей 192 Глава 15: Корреляция, причинность и контроль 202 Глава 16: Теория атрибуции 217 Раздел V: Социальная сторона оценки и принятия решений 235 Глава 17: Социальные воздействия 237 Глава 18: Групповые оценки и решения 254 Раздел VI: Типичные ловушки 267 Глава 19: Самоуверенность 269 Глава 20: Пророчества, сбывающиеся сами собой 285 Глава 21: Поведенческие ловушки 296 Послесловие: взгляд назад 310 Рекомендуемая литература 321 Дополнительная литература 323 Заимствованные рисунки и таблицы 353 Авторский указатель 355 Предметный указатель 360 Об авторе Скотт Плаус — доцент психологии Уэслианского университета. Он окончил университет Миннесоты и получил степень доктора философии по кафедре психологии в Стэнфордском университете, где после этого посвятил два года изучению политической психологии. Два года Плаус читал курс лекций в Иллинойском университете (кампус Чампейн-Урбана). Скотт Плаус — лауреат различных наград и премий, в том числе стипендии фонда Макартуров, премии Оллпорта, премии Слассера за лучшее эссе по вопросам мира. Он преподает курс по оценке и принятию решения, по социальной психологии, статистике и исследовательским методам. Им опубликовано более 20 статей в таких периодических изданиях, как Psychology Today, Psychological Science, Journal of Consulting and Clinical Psychology, Journal of Conflict Resolution и Journal of Applied Social Psychology. Однако Плаус более известен своими исследованиями психологии гонки ядерных вооружений, а также работами, центральной темой которых стали этические споры об отношении к животным и окружающей среде. В 1991 году он опубликовал свою первую большую работу, посвященную обзору идей борцов за права животных, интересуется вопросами, посвященными роли животных в человеческом обществе. Кроме научной работы, Плаус является политическим и деловым консультантом в многочисленных проектах, полученные знания легли в основу данной работы. П. Дж. З. и К. М., которые верили, когда другие не верили Предисловие Чтобы выяснить, как психологией определяется действие, обратимся к социальной психологии. В последние годы именно эта область стала основной в поисках понимания человеческих мыслей, чувств и поведения. Социальная психология включает в себя также ряд дисциплин, появившихся в результате ее взаимодействия с другими науками, например, такие новые области знания, как психология социального познания, психология общественного развития, взаимоотношений личности и социума и т.д. Социопсихология помогает в области наиболее сложных для изучения общественных проблем. Как наиболее общая область психологии, она включает в себя и психофизиологию, и психологию мира, и проблемы студента- неудачника, и разъяснение опасности заболевания СПИДом. Новые политические и экономические изменения, происходящие в Европе и Азии, и крушение просоветских коммунистических режимов побудили социопсихологов исследовать новые пути установления демократии и свободы выбора в странах, где общество долгое время находилось под гнетом авторитаризма. McGraw-Нill Series in Social Psychology представляет собой реализацию вклада в науку наиболее видных исследователей, теоретиков и практиков нашего дела. Каждый автор нашей серии объединяет в своей работе точное научное знание со стремлением донести его до самых широких читательских кругов: педагогов, исследователей, студентов и всех, кого заинтересуют рассмотренные в книге вопросы. В этой серии мы стремились дать наиболее полный материал по социальной психологии, указывая в названии как общую, так и более узкую направленность работы. Преподаватели могут использовать любую из этих книг как дополнение к основному материалу лекции или выбранные из них тексты для углубленной проработки материала. (10:) Об этой книге Тогда как когнитивные психологи лишь наметили границы исследования, указав на определенные недостатки традиционной «рациональной» модели принятия решений, социопсихологи значительно обогатили эту область знания, раздвинув ее границы во многих направлениях. Оперируя наработками этого нового и оригинального соединения дисциплин, Скотт Плаус показывает, что социальная перспектива оценки и принятия решений может дать практические советы для избавления от множества бытовых проблем в повседневной жизни. Плаус не только дает доступный обзор исследовательской литературы, его книга предлагает значительное количество поясняющих примеров, новых терминов и интересных выводов. Что, на мой взгляд, читатели найдут наиболее притягательным здесь, так это соединение высокой образованности и присущего Плаусу интереса к созданию эффективного комплекса рекомендаций по общению для наиболее широкой аудитории: от студентов до бизнесменов, врачей и национальных лидеров. В этой книге много педагогических находок, новых формул, обогащающих старые идеи, уникальных упражнений по критической оценке, делающих обучение увлекательным, в ней представлены также провокационные сопоставления несвязанных, казалось бы, ситуаций. Словом, редко встретишь первую книгу молодого ученого, предлагающую так много и для многих по столь насущным вопросам. Филипп Зимбардо Почему «сачки» стремятся работать в коллективе? Российский читатель отнюдь не избалован переводной литературой по социальной и когнитивной психологии. До недавнего времени все издания этого рода легко можно было пересчитать буквально по пальцам одной руки, причем некоторые из них пользовались повышенным спросом и считались хорошими лишь потому, что на безрыбье, как говорится, и рак — рыба. В настоящее время ситуация понемногу исправляется. Особенно радуют переводы таких фундаментальных обзорных книг, как «Когнитивная психология» Р. Солсо (1966), «Социальная психология» Д. Майерса (1997), «Психология личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера (1997). Если исходить из принципа экономии мышления и прочих ценных ресурсов, то можно, конечно, удовлетвориться перечисленными выше работами. Однако в этом случае нас ждет неприятный сюрприз. Большинство вопросов, которые рассматриваются в книге С. Плауса, обращены к области пересечения когнитивной и социальной психологии, а она-то как раз хуже всего освещается в иных, даже очень внушительных по объему, монографиях, в том числе и упомянутых. Нет сомнений, что книга Скотта Плауса будет интересна во многих отношениях как для широкого круга читателей, так и для специалистов. Прежде всего в ней привлекает внушительный по объему фактический материал, представленный общедоступно и увлекательно. При этом автору удается лаконично и в то же время достаточно точно передать саму суть. Книга служит прекрасным образцом простого, ясного и вполне научного стиля изложения. Немаловажно отметить, что Скотт Плаус принадлежит к той категории авторов, которые не выискивают недостатки в работах своих коллег, не относятся к ним лишь как к соперникам и (12:) оппонентам. Свою задачу он видит в том, чтобы предложить читателю наиболее интересные и ценные результаты исследований большого научного сообщества. Именно этот жанр является более трудным и конструктивным, чем изрядно приевшийся жанр резкой критики, язвительной оценки и так называемой методологической рефлексии, которая в своем высокомерии порой отрицает даже элементарные принципы научности. Вся книга проникнута каким-то светлым и бодрым духом уважения к проблемам, методам и процессу познания людей, к исследователям, да и к самим исследуемым. И это при всем том, что по большей части описываемые эксперименты обнаруживают у испытуемых всевозможные заблуждения и предубеждения, ошибки и просчеты, непоследовательности и противоречия как в суждении, так и поведении. При желании автор вполне мог бы снабдить титульный лист подзаголовком вроде «как легко нас одурачить» или «книга о нормальной человеческой глупости». И хотя глупость не знает никаких границ, совершенно невозможно поверить, что подобные исследования в нашей стране были бы опубликованы при развитом социализме, разве что с грифом «совершенно секретно». И очень жаль, ибо такие исследования ценны не только тем, что они демонстрируют человеческие недостатки, но и своим терапевтическим эффектом. Как писал в XVIII веке Георг Лихтенберг, «наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем». Скотт Плаус еще более усиливает этот терапевтический эффект с помощью ценных советов и рекомендаций в конце многих глав. Представленные в этой книге факты убедительно показывают, что несмотря на провозглашенную М. Вебером и рядом других социологов всеобщую рационализацию экономики, политики, образа жизни и мышления, несмотря на удлинение сроков образования и высокий уровень жизни, люди по- прежнему весьма далеки от идеала рационального поведения. Их когнитивные процессы подвержены влиянию собственной мотивации (эффекты пристрастности) и мнений окружающих людей (эффекты конформности). Сами когнитивные процессы опираются не на строгие и исчерпывающие алгоритмы, а на шаткие, полуосознанные и ненадежные эвристики. Так что и в двадцатом веке не перевелись еще герои, принимающие таз для бритья за Мамбринов шлем, хотя лабораторные эксперименты по (13:) конформизму заканчиваются, как правило, не столь трагически, как изобразил в своем великом романе Сервантес. Чрезвычайно любопытные результаты получены в исследованиях, сравнивающих эффективность одной и той же деятельности, выполняемой либо коллективно, либо индивидуально. Если судить по приводимым в книге данным, оказывается, что общая производительность коллектива не достигает суммы производительностей индивидуумов. То, что целое не равно сумме своих частей, известно давно, но получается, что оно и не лучше этой суммы. Иначе говоря, в коллективе, несмотря на все старания его членов, им не удается достигнуть своих максимальных показателей. Этот вывод сделан как в отношении физических видов деятельности, так и интеллектуальных. Теперь понятно, почему «сачки» стремятся работать в коллективе?! Кстати сказать, наблюдения за командами знатоков в популярной теле-игре «Что? Где? Когда?», на мой взгляд, довольно часто находятся в согласии с результатами психологических экспериментов, выяснявших, какие способы взаимодействия в команде ведут к наилучшим решениям. Команде нужен интеллектуальный лидер (в книге он назван зловещим словом «диктатор»), который имел бы моральное право отвергнуть коллективное мнение, если он уверен в своем. Тем из читателей, кто стремится получить от чтения максимум пользы, С. Плаус предлагает не полениться и ответить на вопросы специально подготовленной им анкеты (она приведена в самом начале текста). Позже, по ходу знакомства с материалом, у них появится возможность сравнить свой стиль мышления и поведения с тем, который обнаруживается в экспериментальных ситуациях. Данный способ вовлечения читателя в обсуждаемые проблемы гораздо более продуктивен, чем трафаретные формы навязчивого «общения», когда автор то и дело обращается к мнимому читателю, а настоящий читатель реально содрогается от чрезмерного количества неуместных директив мнимого автора. Нет смысла дополнительно комментировать изложенные в книге эксперименты. С. Плаус превосходно это делает сам. Остается только добавить, что он не ограничивается описанием лишь экспериментов и фактов. Не меньше внимания уделено и теоретическим представлениям западных психологов о процессах принятия решения, суждений (особенно типа каузальных (14:) атрибуций), мотивации, изменения установок (аттитюдов). Здесь возникает немало поводов и соблазнов спорить, возражать, интерпретировать факты посредством других теоретических понятий. Например, введенное советским психологом А. Н. Леонтьевым понятие личностного смысла вполне подходит для психологического анализа истории из еврейского фольклора, которая остроумно использована в главе 2 в качестве иллюстрации теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Однако нельзя забывать, что научная ценность теории, при прочих равных обстоятельствах, доказывается ее экспериментальной продуктивностью — способностью порождать новые и красивые факты, двигать вперед искусство эксперимента. С этой точки зрения надо признать блестящим успехом теорию деятельности А. Н. Леонтьева, когда с ее помощью П. И. Зинченко в конце 30-х годов открыл несколько эффектов памяти, причем один из них американские психологи «открыли» спустя почти 40 лет и назвали «эффектом генерации» (подробно об этом написано в предисловии ко второму изданию книги П. И. Зинченко «Непроизвольное запоминание»). Есть все основания надеяться, что книга С. Плауса поможет молодым и начинающим исследователям в когнитивной и социальной психологии, а также всем, кому просто интересны результаты исследований в этих быстро развивающихся областях психологии, познакомиться с современным искусством психологического эксперимента, которое далеко ушло от классических, но устаревших образцов второй половины прошлого столетия. В. Г. Мещеряков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|