Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечания о психологическом экспериментировании




Для читателя, не знакомого с психологией, некоторые термины и экспериментальные процедуры, обсуждаемые в этой книге, могут показаться грубыми или бесчувственными. Например, участники эксперимента обозначаются безлично как «испытуемые». Некоторые экспериментальные процедуры первоначально вводят участников в заблуждение относительно настоящего назначения исследования так, что конечные результаты демонстрируют в основном предвзятость или в какой-то степени ущербность человеческих решений.

Эти факторы очень важны и заслуживают некоторых комментариев.

Во-первых, причиной использования термина «испытуемый» является то, что это слово часто более точно, чем такие типичные, как «личность» или «индивид», а также менее неуклюже, чем «участник» или «доброволец». Слово «испытуемый» — стандартное для психологии — не означает, что психологи относятся к ним, как к неодушевленным объектам. Фактически, истинным «испытуемым» психологического исследования является не участник эксперимента как таковой, а его поведение.

Во-вторых, существует несколько причин, по которым обман иногда присутствует в психологических исследованиях. Во многих случаях испытуемым дают неопределенные или ложные «главные темы» и, таким образом, они не попадают под влияние истинной цели эксперимента. Например, при исследованиях групповой динамики испытуемым могут сказать, что проводится эксперимент по «обучению и памяти», чтобы отвлечь внимание от деления их на группы. В других случаях обман применяется, чтобы смоделировать ситуацию, которую иным способом невозможно создать. Например, в эксперименте по исследованию творческих возможностей добровольцы могут быть выбраны случайно для получения положительных или отрицательных (17:) реакций в ответ на их решения проблем. Если бы они заранее были информированы, что они будут получать случайные ответы, тогда они не смотрели бы на них, как на значащие.

Хотя существуют достаточно веские аргументы против использования обмана в исследованиях (Уорвик, 1975, февраль), важно отметить, что Американская ассоциация психологов (1989) установила ряд правил этического порядка, защищающих испытуемых в случае использования обмана. Правила предусматривают, что испытуемому должны сообщать об эксперименте достаточно для того, чтобы он мог дать основанное на этой информации согласие на участие в исследованиях; обман должен использоваться только, когда без него нельзя обойтись; испытуемые должны быть защищены от ущерба и серьезных неудобств; испытуемый может отказаться от участия в эксперименте в любой момент; информация о его личности считается конфиденциальной, и любая используемая для обмана информация должна быть указана после окончания эксперимента. Большинство университетов требуют от исследователей неукоснительного соблюдения этих правил.

Наконец, существует несколько причин, по которым изучение отклонений и недостатков (их значительно больше в жизни) оказывается важнее исследования успехов (Канеман, 1991). Академические журналы предпочитают публиковать результаты исследований, опровергающие обыденную интуицию. В результате — опубликовано гораздо больше исследований, посвященных именно неудачам в процессе принятия решений. В этом отношении профессиональные издания идут по пути газет и журналов, стремящихся удивить и заинтриговать читателя. Согласно одной оценке (Кристенсен-Шалански и Бич, 1984), журнальные статьи обращаются к исследованиям неудачных решений в шесть раз чаще, чем к исследованиям удач. Поскольку эта книга написана как введение к исследованиям по психологии вынесения суждения и принятия решения, она, естественно, отражает более широкий спектр интересов исследователей.

Есть, однако, и более важная причина сосредоточиться на неудачах. Ошибки в принятии решений зачастую более поучительны, чем успехи, особенно, когда последние становятся нормой. Внимание этой книги к неудачам и просчетам не означает, что большинство людей не умеют принимать верные решения, но ошибки нагляднее показывают, как происходит этот (18:) процесс, так же как поломки автомобиля заставляют нас обратить внимание на устройство мотора. Следуя объяснению Ричарда Нисбетта и Ли Росса (1980, с. xii), этот подход основан «на той же посылке, которой руководствуются наши коллеги, исследующие иллюзии восприятия или расстройства рассудка, — убеждении, что природа мыслительных структур и процессов может быть раскрыта в отклонениях, которые они порождают».

И, конечно, акцент на ошибках дает дополнительное преимущество в легкости использования результатов. Если вы узнаете, что та или иная ситуация постоянно приводит к отклонениям и ошибкам, то сможете избежать ее или вовремя исправить положение. Чтобы содействовать этому процессу, я включил в книгу примеры из повседневной жизни: медицины, права, бизнеса, образования, контроля над ядерными вооружениями (моя специализация) и других областей. В самом деле, большинство выводов этой книги достаточно общедоступно, и это позволяет мне заверить читателей, еще не слишком знакомых с исследованиями по психологии оценки и принятия решений: здраво пользуясь результатами опытов, описанными в этой книге, вы сможете легче избегать ошибок, просчетов и ловушек, а также лучше понимать решения, принятые другими людьми.

Благодарность

Я хочу поблагодарить за помощь на ранней стадии работы над этой книгой Джоела Брокнера, Баруха Фишхоффа, Нэнси Галахер, Бет Лофтус, Дункана Люса, Дейва Майерза, Хезера Нэша, Джима Плауса, Поля Словика, Джанет Снайзек, Марка Шнайдера, Амоса Тверски, Вилема Вагенаара, Элле Вебер, Фила Зимбардо.

Я также благодарен за помощь в библиотечной работе Тамре Уилльямс, Хезеру Нэшу и Стивену Либерготту.

Было приятно работать с членами редколлегии издательства McGraw- Hill.

За любовь, поддержку и ободрение на всем пути благодарю Дайану Эрсепке.

Скотт Плаус

Анкета

Очень важно, чтобы вы заполнили эту Анкету до чтения книги. Таким образом, вы не станете жертвой ретроспективных предубеждений или «эффекта всезнайки» (описываемых в 3 главе). Если вы предпочитаете не писать в книге, просто выпишите ответы на листок бумаги и используйте его как отметки в книге.

 

(1) Линде 31 год. Она не замужем, открытая и очень красивая. Она училась на философском факультете и, будучи студенткой, была очень озабочена проблемами дискриминации и социального неравенства, а также участвовала в демонстрациях протеста против ядерного вооружения. Отметьте более вероятную, на ваш взгляд, альтернативу:

 

o Линда — банковская служащая.

o Линда — банковская служащая и феминистка.

 

(2) Если вы столкнетесь со следующим выбором, что вы выберете:

 

o 100%-ную вероятность потери 50 долл.

o 25%-ную вероятность потери 200 долл. и 75%- ную вероятность не потерять ничего.

 

(3) Джон завистлив, упрям, склонен к критике, импульсивен, трудолюбив и умен. Насколько он, по-вашему, эмоционален (выбирайте в подобных вопросах одну оценку)?

 

Неэмоционален 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень эмоционален

 

(4) Джим умен, умел, трудолюбив, дружелюбен, решителен, практичен и предусмотрителен. Как вы думаете, какие еще черты ему присущи? (Ответы обводите кружком.)

 

Щедр —— Скуп
Несчастлив —— Счастлив
Раздражителен —— Терпелив
С чувством юмора —— Без чувства юмора (20:)

 

(5) Этот вопрос предназначен только для студентов. Сравнивая себя с другими студентами вашего пола и возраста, как вы оцениваете (в процентах) вероятность того, что нижеперечисленные события могут произойти с вами?

 

(5а) У вас возникнут проблемы с алкоголем.

o 60+

o 40

o 20

o

o 20

o 40

o 60+

 

(5б) Вы приобретете собственный дом.

o 60+

o 40

o 20

o

o 20

o 40

o 60+

 

(5в) После окончания института вы будете зарабатывать более 15000 долларов.

o 60+

o 40

o 20

o

o 20

o 40

o 60+

 

(5г) Вы получите инфаркт до 40 лет.

o 60+

o 40

o 20

o

o 20

o 40

o 60+

 

(6) Являясь президентом авиакомпании, вы вложили 10 млн. долларов в разработку самолета, невидимого для радаров, (21:) самолета- невидимки. Когда проект был завершен на 90%, конкурирующая фирма начала продавать самолеты- невидимки, которые к тому же быстрее и экономичнее ваших. Вопрос: будете ли вы вносить оставшиеся 10% средств в завершение разработок?

 

o Нет, не имеет больше смысла вкладывать деньги в этот проект.

o Да, внеся уже 10 млн. долларов, я должен довести дело до конца.

 

(7) Как вероятней умереть в США:

 

o Быть раздавленным упавшими обломками самолета.

o Быть съеденным акулой.

 

(8) Из каждой пары выберите причину смерти, на ваш взгляд, более распространенную в США:

 

o Диабет — Убийство.

o Смерч — Молния.

o Автокатастрофа — Рак желудка.

 

(9) Обдумайте следующий исторический сценарий: «Правительство некоторой страны, расположенной недалеко от супердержавы А, после обсуждения неких партийных перемен начало расширять свои торговые отношения с супердержавой Б. Чтобы остановить эти перемены, супердержава А посылает свои войска и путем военного вмешательства восстанавливает прежнее правительство».

 

(9а) Что за страна супердержава А?

o СССР

o США

 

(9б) Насколько вы уверены в своем ответе?

 

Совсем не уверен 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очень уверен

 

(10) Рассмотрите другой сценарий: «В 1960-х супердержава А организовала неожиданное вторжение в небольшую страну у своих границ с намерением свергнуть существующее правительство. Вторжение провалилось, и большинство оккупантов были убиты или взяты в плен».

 

(10а) Что за страна супердержава А?

o Q СССР

o О США (22:)

 

(10б) Насколько вы уверены в своем ответе?

 

(11) Какой вариант развития событий в ближайшие 10 лет кажется вам наиболее вероятным?

 

o Тотальная атомная война между США и Россией.

o Тотальная атомная война между США и Россией, в которую ни одна из стран вступать не собиралась, но обе были втянуты третьей страной, например, Ираком, Ливией, Израилем или Пакистаном.

 

(12) Лист бумаги сложили пополам, снова сложили, снова и снова. После ста сложений какой будет он толщины?

(12а) Мне кажется, что бумага будет толщиной ________.

(12б) Я на 90% уверен, что правильный ответ находится в промежутке между _____ и _____.

 

(13) Включая 29 февраля, в году 366 возможных дней рождения. Следовательно, 367 человек могут быть на 100% уверены, что двое из них родились в один день. Сколько людей могут быть уверены в этом на 50%?

 

 

(14) Представьте себе обследование 250 пациентов врачом-невропатологом.

 

ОПУХОЛИ
    Есть Нет
Головокружения Есть    
Нет    

 

(14а) Какие ячейки таблицы потребуются для отчета, определяющего связь головокружений с опухолями мозга?

 

o Верхняя левая

o Нижняя левая

o Верхняя правая

o Нижняя правая

 

(14б) Согласно сведениям в таблице, головокружения связаны с опухолями мозга?

o Да

o Нет

o Не уверен

 

(15) Значение среднего коэффициента умственного развития (IQ) учеников 8 начальных школ в городе известно и равно 100. Вы выбрали наугад 50 детей для исследования. Первый ребенок показал IQ 150. Как вы полагаете, каким будет среднее значение IQ для всей группы?

ОТВЕТ ______

 

(16) В целом, считаете ли вы себя сторонником превосходства мужчин над женщинами?

o Да

o Нет

o Не уверен

 

(17) Если кровь всех людей в мире налить в кубический резервуар, как вы думаете, какой длины была бы его сторона?

Сторона была бы равна ______.

 

(18) Как вы думаете, какая из нижеследующих интерпретаций теста Роршаха наиболее ярко свидетельствует о мужском гомосексуализме? (Если вы никогда не слышали об этом тесте, просто пропустите вопрос). Пронумеруйте приведенные ниже интерпретации от 1 (наиболее указывающая на гомосексуализм) до 6 (наименее указывающая на гомосексуализм).

_____ Человеческие фигуры неопределенного пола.

_____ Человеческие фигуры с мужскими и женскими чертами.

_____ Ягодицы или анальное отверстие.

_____ Гениталии.

_____ Искривленные, уродливые фигуры.

_____ Женская одежда.

 

(19) «Память похожа на шкаф с ящичками в мозгу, в которые мы складываем информацию и откуда мы можем доставать ее по мере необходимости. Иногда из ящичков что- то пропадает, и тогда мы говорим, что забыли».

Похоже ли это, по-вашему, на описание работы памяти?

 

o Да

o Нет

o Не уверен

 

(20) Человек купил лошадь за 60 долл. и продал ее за 70 долл., после чего опять купил ее за 80 долл. и продал за 90. Сколько он заработал?

Он заработал _______ долл.

 

(21а) Абсент — это:

o Ликер.

o Минерал. (24:)

 

(21б) Какова вероятность того, что ваш ответ верен?

50%, 55%, 60%, 65%, 70%, 75%, 80%, 85%, 90%, 95%, 100%

 

(22) Без вычислений (секунд за пять) дайте приблизительный ответ

8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1=______

 

(23) Предположим, вы решили застраховаться от убытков, например, в случае пожара или наводнения. Однако стоимость страховки и выплачиваемая сумма не очень- то различаются.

Тогда вам предлагают программу так называемого «вероятностного страхования». Она состоит в том, что вы вносите половину страхового взноса, а компания покрывает ущерб в 50% случаев (например, только если дата несчастья пришлась на четное число), если же ущерб не покрывается, компания возвращает вам взнос в полном объеме.

Воспользуетесь ли вы такой страховкой?

o Да

o Нет

 

(24) Представьте, что, несмотря на ряд обстоятельств, вы хорошо справляетесь с различными тестами и проверками, другие же не слишком удачно выполняют задания. Чем вы склонны это объяснять?

o А: Мне доставались легкие задания.

o Б: Вероятно, другие обладают не слишком большими способностями.

o В: Я хорошо знаю материал.

 

Далее вам будут заданы некоторые вопросы относительно нижеследующих фраз. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и продолжайте заполнять Анкету.

· Муравьи съели сладкое желе, которое было на столе.

· Муравьи были на кухне.

· Муравьи съели сладкое желе.

· Муравьи на кухне съели желе, которое было на столе.

· Желе было на столе.

· Муравьи на кухне съели желе.

 

(25) Если вы столкнетесь со следующим выбором, то что предпочтете:

o 100%-ную уверенность в потере 240 долл.

o 25%-ную вероятность потери 1000 долл. и 75%-ную вероятность того, что не потеряете ничего. (25:)

 

(26) Если вы столкнетесь со следующим выбором, то что предпочтете:

o 100%-ную уверенность в потере 750 долл.

o 75%-ную вероятность потери 1000 долл. и 25%-ную вероятность того, что не потеряете ничего.

 

(27) Как вы думаете, с какой наиболее важной проблемой сталкивается эта страна сегодня?

Наиболее важной проблемой является ______________________

 

(28а) Если бы вам предоставили такой выбор, то вы бы

 

o предпочли гарантированное получение 1 млн. долл.

o рискнули бы: 10% получения 2,5 млн. долл.; 89% получения 1 млн. долл. и 1%-ная вероятность не получить ничего.

(28б) Если бы вам предоставили такой выбор, то вы бы

o предпочли 11%- ную вероятность получения 1 млн. долл. и 89%- ную вероятность не получить ничего.

o 10%- ную вероятность получения 2,5 млн. долл. и 90%- ную вероятность не получить ничего.

(29) Представьте себе две урны, наполненные миллионами покерных фишек. В одной из них 70% красных фишек и 30% синих, а в другой 70% синих и 30% красных. Из одной урны взяли наугад 12 фишек: 8 красных и 4 синих. Какова вероятность того, что фишки взяты из той урны, где красных фишек больше?

ОТВЕТ: ______%

 

(30) Сколько бы вы заплатили, чтобы сыграть в игру по следующим правилам: монетка подкидывается до тех пор, пока не выпадет решка, причем ставка составляет (2 долл.)*, где К — число подбрасываний, т.е. в первый раз — 2 долл., во второй — 4 долл., в третий — 8 долл. и т.д.

Я бы заплатил __________долл., чтобы сыграть в эту игру.

 

(31) Представьте, что монетку подбрасывают три раза и все три раза выпадает решка. Если бы вам предложили пари на 100 долл. на следующее бросание, на какую сторону вы бы поставили?

o Решка

o Орел

o Все равно (26:)

 

(32) Сравните приведенные линии 1, 2 и 3 с линией А. Какая из них равна ей?

o Линия 1.

o Линия 2.

o Линия 3.

 

(33) Как вы думаете, сколько раз буква f появляется в следующей фразе:

These functional fuses have been developed after years of scientific investigation of electric phenomena, combined with the fruit of long experience on the part of the two investigators who have come forward with them for our meetings today.

Буква f появляется в этой фразе________раз.

 

(34) Не заглядывая в предыдущие страницы, скажите, появлялись ли там следующие фразы. Определите в процентах свою уверенность.

 

(34а) Муравьи съели желе, которое было на столе.

o Эта фраза появлялась ранее.

o Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на ______ % (27:)

 

 

(34б) Муравьи на кухне съели сладкое желе, которое было на столе.

o Эта фраза появлялась ранее.

o Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на _____%

 

(34в) Муравьи съели сладкое желе.

o Эта фраза появлялась ранее.

o Эта фраза ранее не появлялась.

Я уверен на _____ %

 

(35) Предположим, что оценки за школьные тесты связаны с оценками в колледже. Дано процентное отношение. Какие оценки в колледже должен иметь студент, получивший за школьный тест оценку 725?

Процентное отношение Школьный тест GPA
Выше 10% >750 >3,7
Выше 20% >700 >3,5
Выше 30% >650 >3,2
Выше 40% >600 >2,9
Выше 50% >500 >2,5
 

 

(36) Изменяет ли участие в голосовании за какого-то кандидата ваше мнение о вероятности его победы в выборах?

o Да

o Нет

o Не уверен

 

(37) Рассмотрите две структуры, приведенные ниже.

(28:)

 

Траекторией будем называть линию, соединяющую X в верхней строчке и X в нижней строчке и проходящую только через один X в каждой строчке. Иными словами, в структуре А в траекторию входят три X, а в структуре Б — 8. По одному примеру траектории показано на каждом рисунке.

 

(37а) Через какую из структур можно провести больше траекторий?

o Структура A

o Структура Б

 

(37б) Сколько приблизительно траекторий можно провести в структуре А? _________

 

(37в) Сколько приблизительно траекторий можно провести в структуре Б?_________

 

(38) Какая из нижеприведенных последовательностей кажется вам более похожей на полученную случайным путем?

o хохххоооохоххооохххох

o хохохоооххохохоохххох

 

(39) Представьте, что каждая из изображенных внизу карт имеет букву с одной стороны и цифру с другой. Вам сообщают: если карта с одной стороны имеет гласную, то с обратной на ней — четное число. Какие карты нужно перевернуть, чтобы проверить, не ложно ли это утверждение?

o Е o 4 o К o 7

(29:)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...