Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации




ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

Б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

 

Статья 20. Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

В) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

Статья 21. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.


Специальную главу Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 содержатся общие положения о том, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, когда необходимо решить вопрос о гражданстве ребенка при изменении гражданства родителей, опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской Федерации, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае, если один из родителей приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство Российской Федерации прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства. На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве детей при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его безгражданства.

 

 

30. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.
Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.
Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.
По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.
В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т.е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.
Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения - не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.
Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.
Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).
Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ.
Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
В соответствии со ст. 71 (п. "в") Конституции РФ регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

31. Понятие и классификация конституционных прав и свобод.

Главное содержание института основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные права, свободы и обязанности.

Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо дать определение субъективного права * и юридической обязанности.

 
 


* Авторы не проводят юридического различия между субъективным правом и свободой. Вместе с тем в литературе имеют место и другие точки зрения. Так, по мнению ЛЛ. Воеводина, «основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть «право на»... получение чего-то. Свобода - это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от... цензуры, например» / Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 134.

 

Согласно постулатам общей теории права субъективное право - это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения.

Субъективные права и юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности получают свое закрепление в различных отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет.

Однако ведущая роль в общей системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:

1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.

2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.

3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.

 

Многообразие конституционных прав и свобод требует их классификации.

Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).

В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.

4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:

1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;

2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;

3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.

5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:

1) личные,

2) политические,

3) экономические, социальные и культурные.

 

32. Личные права и свободы человека.

Личные права и свободы человека (их иногда именуют в юридической литературе как гражданские) составляют основу статуса ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.

1. Право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты.

В Конституции Российской Федерации это право закреплено в ст. 20. Запрет убийства в четких правовых формах закреплен уголовным законодательством. Но реализация этого права обеспечивается и нормами других отраслей. Это и положения, направленные на укрепление здравоохранения, сохранение здоровой окружающей среды, проведение мирной внешней политики, борьбу с терроризмом и др. Так, статье 34 Федерального закона о пожарной безопасности (1994 г.) устанавливает, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 20 Конституции Российской Федерации, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Часть 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации все же сохранила этот вид наказания, но одновременно установила жесткие ограничения ее применения. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Достоинство личности. В статье 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

Конституционное закрепление этого права обусловлено подписанием нашим государством в 1987 году "Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания".

3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ "арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов". Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных. Принципиально новым является конституционное закрепление судебного порядка ареста и заключения под стражу, так как ранее такой вопрос решался прокурором. Законодательство предусматривает возможность задержания, но на срок не более 48 часов до судебного решения. Исключением из установленного конституцией срока, является норма Указа Президента Российской Федерации о неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности от 14 июня 1994 года, которая допускает задержание подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлениях на срок до 30 суток.

4. Неприкосновенность жилища. Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Исключения из данного положения строго регламентированы законом. Такие, например, следственные действия, как обыск или выемка, могут производиться по мотивированному постановлению органов дознания или следствия, санкционированному прокурором, и в присутствии понятых.

Согласно ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение неприкосновенности жилища является преступлением. Лица, пострадавшие от него, могут обращаться в суд с требованием возмещения ущерба.

Определенные исключения из этой конституционной нормы могут быть только на основании закона или судебного решения.

Право осмотра жилища граждан разрешено также представителям некоторых государственных органов и служб: санитарной и пожарной инспекции, работникам коммунальных служб и др.

5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Его нарушение недопустимо и со стороны общественных объединений, средств массовой информации, других граждан. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно - правовых и гражданско - правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гарантией реализации этого права является также указание Конституции Российской Федерации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному постановлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например). Как показывает исторический опыт определенные ограничения этих свобод осуществлялись в условиях военного положения в целях предотвращения разглашения государственной тайны.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за нарушение этого права в статье 135.

7. Право определения национальности. Сложные и противоречивые процессы национально-государственного строительства обусловили введение этого права в ранг конституционной свободы впервые в истории России. Согласно ст. 26 Конституции РФ "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

3 ряде зарубежных стран, таких как Израиль, Канада, ФРГ, национальная принадлежность имеет непосредственные правовые последствия в виде беспрепятственной эмиграции а эти страны. В Российской Федерации национальная принадлежность не влечет правовых последствий.

8. Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства Российской Федерации, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык з качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Свидетельством этому является закрепленное в п. 2 ст. 26 Конституции РФ положение о том, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества".

9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Более подробно эти вопросы урегулированы Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 года. Этот Закон устанавливает возможность ограничения свободы передвижения в отдельных районах - в пограничной полосе, закрытых военных объектах и т. д.

Долгое время реализации этого права препятствовал институт прописки. В июле 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации он был отменен. Этим же Постановлением были утверждены Правила уведомительной регистрации.

10. Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

 

33. Политические права и свободы человека и гражданина.

1. Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т. д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29

Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т. д.

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами".

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в данной статье Конституции РФ, которая указывает, что "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т. д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.

3. Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации на апрель 1996 года в России было зарегистрировано 40 544 общественных объединений, в том числе 1924 партии.

4. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение этих публичных мероприятий регулируется Указом Президента Российской Федерации о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 года. Федеральным законом об изменениях в Кодексе административных нарушений от 18 июля 1995 года установлена ответственность за нарушения в области этих свобод.

Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т. п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию массовых беспорядков, например).

5 Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей".

Кроме этого общего положения в ст. 32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации, устанавливает п 2 ст. 32 Конституции РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В Конституции закреплены ограничения в пользовании этими правами. "Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (п. 3 ст. 32 Конституции РФ). Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством и будет рассмотрен в одной из последующих глав учебника.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция РФ устанавливает, что "граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе" (п 4 ст 32 Конституции РФ) Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможностях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно В ранее действовавшей конституции это право именовалось "право на жалобу", что во многом сужало возможности граждан на конструктивные обращения в государственные органы.

 

34. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

1 Право на предпринимательскую деятельность. Ограничения в пользовании этой свободой деятельности обусловлены необходимостью защитить законные права и интересы других лиц Они закреплены в нормах гражданского, трудового, хозяйственного, коммерческого и уголовного права

2 Право на частную собственность.Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Наряду с частной собственностью, Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации этого права осуществляется нормами гражданского законодательства.

3 Право на землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Закрепление права частной собственности на землю не исключает коллективной, муниципальной, государственной собственности на землю и природные ресурсы.

4. Право на свободный труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Выбор рода деятельности и профессии обусловлен не только желанием человека, но и во многих случаях его способностями, образованием, общественной потребностью в этой профессии или роде деятельности и т. д. Принудительный труд запрещен.

5 Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируется установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. Защита семьи. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России. Конституция РФ одновременно закрепляет, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

7. Право на социальное обеспечение. Государство проявляет заботу о тех, кто полностью или частично утрачивает трудоспособность. "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установл. законом".

8. Право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

9. Право на охрану здоровья. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

10. Право на благоприятную окружающую среду. Это право тесно связано с правом на охрану здоровья. Его сущность состоит в том, что "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

11. Право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Обязательным в Российской Федерации является основное общее образование. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

12. Свобода творчества. Каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

 

35. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституции РФ нашли свое закрепление основные конституционные обязанности:

1. Статья 15 п. 2 Конституции РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лица

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...