Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Сущность экономической эффективности производства.





Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения.

Эффективность производства можно определить как оптимальное использование ресурсов. Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей неоходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».

Эффект – абсолютная величина, обозначающая результат какого-либо процесса.

Эффективность от латинского слова ’’effectus’’ – исполнение, действие. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимали меру выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса.

Позднее стали применять понятие эффективности к экономической деятельности, рассматривая эффективность производственного процесса как отношение того, что произведено к тому, что необходимо для производства, в частности, отношение выпуска продукции к затратам ресурсов.

Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности.

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.



Сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

Реальность информации об уровне эффективности всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг.

Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Важное место в оценке эффективности производства принадлежит социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики.

Все затраты и ресурсы подразделяются на текущие (издержки производства и обращения) и единовременные (капитальные вложения) затраты, потребленные и применяемые ресурсы, единичные и совокупные.

Затраты - это потребленные в течение года производственны ресурсы в виде трудовых и материальных затрат. Производственные ресурсы - это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками.

Текущие затраты представляют собой постоянные материальные расходы и трудовые затраты, необходимые для производства продукции и услуг в течение года, единовременные затраты – это авансируемые на ряд лет финансовые и материально-технические средства (инвестиции), необходимые для расширенного воспроизводства производственных фондов, технического совершенствования производства. В отличие от текущих затрат, которые приносят эффект, как правило в течение года, единовременные затраты дают эффект через определенный период времени, как правило, больше года, после ввода в действие производственных мощностей.

Для оценки и анализа экономической эффективности производства применяются дифференцированные и обобщающие показатели эффективности. Эффективность использования какого-либо одного вида затрат и ресурсов выражается в системе дифференцированных показателей эффективности. К ним относятся: производительность труда или трудоёмкость, материалоотдача или материалоёмкость продукции, фондоотдача или фондоёмкость, капиталоотдача или капиталоёмкость. Дифференцированные показатели эффективности рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции.

Одним из показателей экономической эффективности производства является трудоемкость продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t = T/Q                                                          (1)

T - количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q - общий объем произведенной продукции (как правило валовой продукции).

В известной степени близки между собой показатели капиталоемкости и фондоемкости продукции. Показатель капиталоемкости продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции:

KQ = K / DQ ,                                            (2)

где KQ - капиталоемкость продукции;

K - общий объем капитальных вложений;

DQ - прирост объема выпускаемой продукции.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов предприятия к общему объему произведенной продукции:

f = F/Q ,                                               (3)

где f - фондоемкость продукции;

F - средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;

Q - общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

К дифференцированным показателям эффективности относятся также показатели, характеризующие относительную экономию отдельного вида затрат и ресурсов. Так, относительная экономия живого труда (относительное высвобождение численности работников (Эт)) определяется по формуле:

Эт = Чб ´Кп - Чо,                                                                                                           (4)

где Чб- численность работников предприятия в базисном периоде, Кп – индекс роста производства продукции, работ или услуг; Чо – численность работников в плановом или отчётном периоде.

По такой же методике определяется и относительная экономия материальных затрат, производственных фондов.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов.

 

Прибыль и ее функции.

 

Главным оценочным показателем деятельности организации является прибыль. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Первое - объем продаж - зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

Второе - уровень издержек производства - зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

Иными словами, прибыль выполняет следующие функции:

- во-первых, в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

- во-вторых, используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;

- в-третьих, выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и яв­ляется важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

При оценке величины прибыли различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль.

Валовая (балансовая) прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Чистая (расчетная) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между балансовой прибылью или прибылью от реализации за вычетом арендной платы, налогов и процентов за долгосрочный кредит.

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно- хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат.

Различают прежде всего общую (совокупную) и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к стоимости производственных ресурсов (основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность – как отношение чистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективности производства рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых (накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).

 

1.3. Методика анализа показателей рентабельности и прибыли организации.

 

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий, организаций могут быть оценены различными показателями, такими как объем выпуска, объем реализации продукции, прибыль. Характеризуя финансовый результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, организаций являются показатели рентабельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат прибыль сопоставляются с затратами или используемыми ресурсами. В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Одно из его определений звучит так: «рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых денежных ресурсов». Но это определение не полное и подходит лишь для предприятий, занимающихся производственной деятельностью. Более полное определение предлагает Бердникова Т.Б.: «рентабельность показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, реализацию, к денежным вложениям имущества фирмы используемого для организации своей деятельности».[1]

Предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на 3 вида:

- операционную (основную),

- инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),

- финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. д.).

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей:

1. показатели рентабельности хозяйственной деятельности;

2. показатели финансовой рентабельности;

3. показатели рентабельности продукции.

Рассмотрим анализ рентабельности организации, занимающейся коммерческой деятельностью.

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников организаций, которые предоставляют ей ресурсы или оставляют в его распоряжении всю часть или часть принадлежавшей им прибыли.

Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы организации:

инвестированный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства), акционерный (собственный) капитал:

  ЧП/А7ЧП/ИК; ЧП/СКГ                                                         (5)

              ЧП – чистая прибыль;

А - среднегодовая стоимость всех активов;

ИК - среднегодовая стоимость инвестированного капитала;

             СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям будет характеризовать степень использования финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Шеремет А. Д. предлагает следующую формулу расчета финансовой рентабельности:

Кск = ЧП/СК;                                                                            (6)

Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.

Ставку доходности (или рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным образом с использованием показателя выручки от продажи следующим образом:

ЧП/СК = ЧП/В * В/СК;                                                           (7)

где ЧП чистая прибыль,

В - выручка от продаж.

Эта формула показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции и оборачиваемости собственного капитала, и она не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.

Для увеличения числа факторов и определения их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи со следующими факторами по формуле:

ЧП/СК=Сд/СК * В/Сд * Пдн/В * Ппн/Пдн * ЧП/Ппн; (8)

где Сд - стоимость активов,

Пдн - прибыль до налогообложения,

Ппн - прибыль после налогообложения, Иначе эта формула (8) выглядит так;

Рск=ФСк * Код * Нэп *Сн * Дчп;                                            (9)

где Рск - рентабельность собственного капитала,

ФСк- финансовая структура капитала,

Коа - коэффициент оборачиваемости активов,

Нэп - норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам, Сн - ставка налогообложения,

Дчп - доля чистой прибыли в текущей прибыли.

Доля чистой прибыли в текущей, и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся у организации задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи с этим часто в анализе не исследуют влияние на рентабельность собственного капитала, только изменения ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.

Рск=ФСк * Кик * Дчп;                                                               (10)

Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала организации в сравнении с другими формами или конкурентами, т.к. разные организации могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия различных факторов.

Рентабельность хозяйственной деятельности рассчитывается следующим образом:

   Кхд = П/(ОФ + МС).                                                            (11)

   где ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов,

МС - материальные оборотные средства.

Если в расчете использовать в качестве дополнительной величины объем реализованной продукции, то формула хозяйственной деятельности выглядит так:

Кхд = В/(ОФ + МС) * П/В 1о * Продаж,                                    (12)

где П - валовая прибыль.

Из этой формулы видно, что рентабельность деятельности зависит от изменения двух факторов:

- реализации на рубль основных средств,

- прибыли на рубль реализации.

Первый фактор характеризует эффективность использования основных фондов и материальных оборотных средств и фондоотдачу, выраженную через объем реализованной продукции. Влияние можно определить методом абсолютных разниц. Каждый из рассмотренных факторов является сложным, зависящим, в свою очередь, отряда других факторов второго порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на рубль производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств. Изменение уровня прибыли, приходящейся на рубль реализации, зависит от уровня себестоимости и структуры ассортимента реализованной продукции, от изменения качества продукции и цен на нее, от результатов прочей операционной и внереализационной деятельности организации.

Чтобы определить раздельное влияние фондоотдачи основных производственных фондов и оборачиваемости материальных оборотных средств на рентабельность производства, используется способ долевого участия. Согласно этому способу, отклонение рентабельности отчетного периода от базисного за счет изменения реализации в 1 рубль фондов распределяется между фондоотдачей основных производственных фондов и оборачиваемостью материальных оборотных средств пропорционально изменению их величины с учетом изменения объема реализованной продукции.

Изменения второго укрупненного фактора (прибыли, приходящейся на 1 рубль реализации) также зависит от действия факторов второго порядка. К их числу относятся все факторы, оказывающие влияние на изменение валовой прибыли, кроме изменения объема реализованной продукции. Прибыль, полученная за счет роста объема реализации, не влияет на размер прибыли, приходящейся на рубль реализации, т.к. с увеличением объема, пропорционально меняется валовая прибыль (числитель расчетной формулы) и реализация продукции (знаменатель). Влияние факторов второго порядка на рентабельность производства также определяется способом долевого участия. Влияние на рентабельность распределяется между факторами пропорционально их влияние на валовую прибыль.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли, приходящуюся на рубль продукции. Это необходимо для выводов об эффективности деятельности организации, но не менее важную роль он играет, когда необходимо сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

По динамике данного показателя организация может принимать решения по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции.

Показатель рентабельности продаж может быть широко использован в аналитических целях, т. к. позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с показателями затрат на продукцию: Прибыль от продаж/Объем продаж, Налогооблагаемая прибыль/Объем продаж, Чистая прибыль/Объем продаж.

Показатель рентабельности себестоимости реализованной продукции определяется соотношением прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит организации каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску (закупке) и реализации. Иногда в числителе используют чистую прибыль организации. Но на показатель рентабельности себестоимости, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывает влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности организации, Кроме того, оказывает влияние и налогообложение. Поэтому для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменением в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж, рассмотренный нами выше. Так как рентабельность продаж и рентабельность себестоимости зависит от прибыли, то целесообразно проанализировать показатель прибыли.

Анализ прибыли включает в качестве обязательных элементов:

- исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ»);

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ»);

- исследование влияния факторов на прибыль («факторный анализ»);

изучение в обобщенном виде динамики изменения показателей прибыли за ряд отчетных периодов («трендовый анализ»). Для проведения вертикального и горизонтального анализа необходимо использовать данные отчетности организации, формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Последовательный анализ прибыли должен быть направлен на определение влияния отдельных факторов:

1. Объем реализованной продукции;

2. Себестоимость реализованной продукции;

3. Изменение оптовых цен, структуры, ассортимента реализуемой продукции;

4. Доходы предприятия и другие,

До проведения факторного анализа нам потребуется пересчитать фактическую продукцию на цены и себестоимость прошлого года, для чего объем реализованной продукции отчетного периода разделим на индекс цен. Полученный показатель является выручкой от реализации с учетом реализации отчетного периода. Далее показатель разделим на выручку от реализации базисного периода и получим коэффициент пересчета. И далее пересчитываем себестоимость реализованной продукции, коммерческие расходы. Рассчитав отклонение, даем оценку этих показателей и определяем влияние факторов на обобщающий показатель – прибыль.

Итак, проведя анализ рентабельности и прибыли организации, мы можем установить, насколько эффективно работает наша компания и каковы резервы, улучшающие данные показатели. На базе этого создаются управленческие решения, направленные на улучшение финансового состояния организации, упрочнение своего статуса на рынке.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.