Факторный анализ рентабельности организации
Проведем анализ рентабельности собственного капитала и рентабельности активов. Анализ представлен в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Рентабельность собственного капитала достаточно сильно снизилась в 2004 году (на 70%) и немного увеличилась в 2005 году (33,6%) составила 8,3 копеек на рубль собственных средств. Рентабельность активов в 2004 году упала на 6,73% в абсолютном выражении (или 60,9%), в 2005 году составила 6,26%, что на 44,9%болыпе, чем в 2004 году. Резкое снижение рентабельности собственного капитала в 2004 году связано со снижением чистой прибыли в 2004 году на 29881 рублей (66,2%). Снижение чистой прибыли дало падение показателя рентабельности активов в 2004 году. Для раскрытия причин снижения рентабельности активов и рентабельности собственного капитала необходимо провести факторный анализ рентабельности. Для анализа используем данные 2003 и 2004 годов, т.к. в этот период произошло резкое снижение показателей рентабельности. На изменение уровня рентабельности собственного капитала повлияли, изменение суммы чистой прибыли (-2988 рублей) и суммы собственного капитала, вложенного в организацию (+27777 рублей или 12,8%).
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала: ДКсксчп) ЧП/СК ЧПо /СКо 0,1375 руб. или 3,75% Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность: ДКск ЧП/СКгЧГУСКо -0,00795 руб. или -0,795% Проверяем общее отклонение: ДКск ДКск(чп)+ДКск(чп) -13.75+(-0.795) -14,54%. Сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 29881 рублей или на 66,22% вызвало сокращение прибыли на рубль собственных средств на 3,75 копеек. Рост среднегодовой стоимости капитала на 27777 рублей или на 2,78% также отрицательно повлиял на Кос» хотя незначительно, менее % (-0,795%). Ставку доходности собственного капитала можно представить используя пятифакторную мультипликативную модель.
Таблица 2.3.2. Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Определим влияние изменений факторов на обобщающий показатель: влияние изменения финансовой структуры капитала: ДКск (ФСк) - ЛФСк * Коа * Нэпо * Сцо * Дчпо -0,4403 * 4,9017 * 0,0356 *0,6335* 100,0 =-4,86% влияние изменения оборачиваемости активов: ДКск(Коа)=ФСк*ДКоа*Нэпо*Сно*Дчпо 1,4393*,4035 * 0,0356 * 0,6335* 00,0 =+4,58% влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли. Таблица 2.3.3.
Факторный анализ рентабельности собственного капитала.
ДКск (н-л,) = ФСк * К * ДНэп * Сно * Дчпо = 1,4393 * 6,3052 * (-0,0265) * 0,6335* 100,0 =-15,2% - влияние изменения ставки налогообложения: ДКск(Си) - ФСк. * К1 * Нэп1 *Д Сн * Дчпо = 1,4393 * 6,3052 * 0,0091 * 0,1161 * 100,0-+0,96% Так как изменение доли чистой прибыли в текущей не произошло, то влияние равно нулю. Проверяем: ДКск = ЛКск(ФСк) + ДКсК(Коа) + ДКсК(Пэт) + ДК-СК(Сн) + ДК<-К(Дж) - 4,86 +4,58 + (-15,20) + 0,96 + 0 = -14,54%. Данные расчеты позволяют сделать вывод, что благодаря улучшению коэффициента оборачиваемости активов на 28,63%, рентабельность собственного капитала выросла на 4,58 копеек на рубль вложенных собственных средств. Изменение ставки налогообложения дало увеличение рентабельности на 0,96%. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала. Причем наибольшее влияние оказало снижение нормы эксплуатационной прибыли (-74,44%), что снизило рентабельность на 15,23%. Ухудшение финансовой структуры капитала на 23.43% привело к снижению доходности собственного капитала на 4,86%, что составляет около 5 копеек на 1 рубль прибыли. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных доходов и расходов у организации, доля чистой прибыли в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала. В 2005 году рентабельность собственного капитала возросла на 33,6% и составила 8,31%. Этому способствовало увеличение оборачиваемости на 29,89% и увеличение нормы эксплуатационной прибыли на 10,99%. Это связано с увеличением прибыли на 6011 рублей (+29,57%) и снижение стоимости активов на 37488 рублей или 10,63%. Снижение финансовой структуры и ставки налогообложения незначительно повлияли на рентабельность активов.
Факторный анализ рентабельности активов проведем, используя двухфакторную мультипликативную модель. Таблица 2.3.4. Факторный анализ рентабельности активов.
Рентабельность активов упала на 60,9% или в абсолютном выражении - на 6,73 коп. в 2004 году. В 2005 году она возросла на 1,94 коп. или 44,90%. На рентабельность влияют также факторы как коэффициент оборачиваемости и рентабельность продаж, рассчитанная через чистую прибыль. Рентабельность продаж в 2004 году на 1,56 коп. (69,33%) меньше, чем в 2003 году. Однако в 2005 году она увеличилась немного на 0,15% или 0,07% в абсолютном выражении. Оборачиваемость активов растет и в 2004 году составляет 6,3052, что на 28,63% больше, чем в 2003 году. В 2005 году она возросла еще на 29,97% и составила 8,1945. Рассмотрим влияние вышеназванных факторов: влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность активов: ДКчкпр)= ДКлр * Коде = (-1,56) * 4,9017 = -7,7% влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов: ДКдосоа) = К^1 *ДК» = 0.69 * 1,4035 = 0,97% ДКд = ДКддеоа) + ДКА<клр) = -7,7 + 0,97 = 6,73%
Таблица 2.3.5. Факторный анализ рентабельности активов.
Увеличение коммерческих расходов на 92212 рублей дало падение чистой прибыли на 29881 рубль (66,22%), при увеличении выручки от продаж на 11,09%, что повлекло за собой падение рентабельности продаж на 69,33%. Это снижение рентабельности продаж отрицательно повлияло на рентабельность активов, снизив этот показатель на 7,7%.
Рентабельность продаж это отрицательный фактор, резерва образующий (резерв 7,7%). Увеличение оборачиваемости активов положительно повлияло на рентабельность активов, повысив ее всего на 0,97 коп. Рассмотрим влияние этих факторов в 2005 году: влияние изменения рентабельности продаж: АКд(кпр) ЛКр*Коде = 0,07 * 6,3052 0,44% влияние изменения оборачиваемости активов: АК*коау ЛКпр * ЛКоА 0,76 * 8893 5% АКд =ЛКд(кпр) + АКд(коа) 0,44 + 1,5 = 1,99% В 2005 году организация делает небольшие успехи, увеличивает прибыль 4484 рубля (29,4%), за счет чего увеличивается рентабельность продаж на 0,07% в абсолютном выражении. Это положительно сказывается на рентабельности активов (+0,44%). Коэффициент оборачиваемости тоже увеличился на 29,97% (или 1,8893% в абсолютном выражении) и повысил рентабельность активов на 1,5 коп. Далее рассмотрим рентабельность продаж и факторы, влияющие на ее изменение. Анализ рентабельности продаж представлен в таблице 2.3.6. Таблица 2.3.6. Анализ рентабельности продаж.
Показатели рентабельности продаж упали в 2004 году и лишь незначительное их увеличение произошло в 2005 году. Из графика видно - резкое падение рентабельности продаж с 4,16% до 1,10% в 2004 году. Тоже самое произошло и с общей рентабельностью продаж, она упала на 69,33% (1,56 коп.). Это падение связано с тем, прибыль от продаж существенно упала на 70,59% или 58744 рубля, выручка от продаж увеличилась на 11,09%. Также, чуть больше, увеличилась полная себестоимость реализованной продукции (на 4,63%). По данным статистической отчетности организации, объем реализации упал в 2004 году, значит рост выручки, связан с ростом дел на продажу, а рост себестоимости только с увеличением цены закупки и коммерческих расходов, при чем структура продукции то же существенно не менялась. На общую рентабельность продаж повлияло снижение чистой прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,30%), это связано со значительным ростом коммерческих расходов, в основном, а также наличием прочих операционных расходов 3118 рублей в 2004 году и внереализационных расходов 1489 рублей. В 2005 году произошло улучшение показателей, Рентабельность продаж общая возросла на 0,07 коп (10,15%), возможно это связано не только с увеличением прибыли от продаж, но и с получением внереализационных доходов в 2005 году. Рентабельность продаж, рассчитанная через прибыль от продаж увеличилась в 2005 году на 0,01 коп. (0,91%), это очень незначительное увеличение.
Проведем расчет влияния таких факторов, как изменение оптовых цен и себестоимости продукции, так как их увеличение не связано с ростом объема реализации. Объем реализации в 2004 году упал на 7,73%. влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж: АК(в) = ((В1 – С0)/В1) * 100% - ((В0 – С0)/В0) * 100% = ((2224582 - 1919280)/2224582) * 100% - ((2004501 - 1919280)/2004501) * 100% = 9,5% влияние изменения себестоимости продукции: АК(с) = ((В1 – С1)/В1) * 100% - ((В1 – С0)/В1) * 100% = ((2224582 - 2200405)/2224582) * 100% - ((2224582 - 1919280)/2224582) * 100% = -12,6% Проверим: АК = АК(в) + АК(с) = 9,5 + (-12,6) = -3,1%. Увеличение оптовых продажных цен на реализованную продукцию на 11,09% дало увеличение прибыли на рубль реализованной продукции на 9,5 копеек. В тоже время увеличение себестоимости реализованной продукции на 280825 рублей (14,63%) повлекло за собой снижение прибыли на рубль реализации на 2 копеек, что, естественно, закрыло увеличение прибыли, возникшее в связи с увеличением оптовых цен и снизило рентабельность на 3,1% в абсолютном выражении в 2004 году значит рост выручки, связан с ростом дел на продажу, а рост себестоимости только с увеличением цены закупки и коммерческих расходов, при чем структура продукции то же существенно не менялась. На общую рентабельность продаж повлияло снижение чистой прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,30%), это связано со значительным ростом коммерческих расходов, в основном, а также наличием прочих операционных расходов 3118 рублей в 2004 году и внереализационных расходов 1489 рублей. В 2005 году произошло улучшение показателей. Рентабельность продаж общая возросла на 0,07 коп. (10,15%), возможно это связано не только с увеличением прибыли от продаж, но и с получением внереализационных доходов в 2005 году. Рентабельность продаж, рассчитанная через прибыль от продаж увеличилась в 2005 году на 0,01 коп. (0,91%), это очень незначительное увеличение. Проведем расчет влияния таких факторов, как изменение оптовых цен и себестоимости продукции, так как их увеличение не связано с ростом объема реализации. Объем реализации в 2004 году упал на 7,73%, влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж: АК(в) = ((В1 – С0)/В1) * 100% - ((В0 – С0)/В0) * 100% = ((2224582 - 1919280)/2224582) * 100% - ((2004501 - 1919280)/2004501) * 100% = 9,5% влияние изменения себестоимости продукции: АК(с) = ((В1 – С1)/В1) * 100% - ((В1 – С0)/В1) * 100% = ((2224582 - 2200405)/2224582) * 100% - ((2224582 - 1919280)/2224582) * 100% = -12,6% Проверим: АК = АК(в) + АК(с) = 9,5 + (-12,6) = -3,1% Увеличение оптовых продажных цен на реализованную продукцию на 11,09% дало увеличение прибыли на рубль реализованной продукции на 9,5 копеек. В тоже время увеличение себестоимости реализованной продукции на 280825 рублей 4,63%) повлекло за собой снижение прибыли на рубль реализации на 12 копеек, что, естественно, закрыло увеличение прибыли, возникшее в связи с увеличением оптовых цен и снизило рентабельность на 3,1% в абсолютном выражении в 2004 году. В 2005 году выручка от продаж возросла на 359366 рублей или 6,15% и прибыль от продаж увеличилась на 4063 рубля или 16,60%. Это дало повышение рентабельности продаж всего на 0,91% или 0,01 копейки, что очень мало по сравнению со снижением показателя рентабельности в 2004 году на 73,56%. Увеличение себестоимости в 2004 году связано с увеличением закупочных цен на товары и увеличением коммерческих расходов. Последние связаны с увеличением зарплаты персоналу организации, увеличение арендной платы, стоимости междугородних переговоров, стоимости железнодорожных перевозок из Нижнего Новгорода и станции Тальцы. Но это объективный фактор, на который организация повлиять не может. Указатели для анализа рентабельности хозяйственной деятельности представлены в таблице 2.3.7.
Таблица 2.3.7. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности.
Рентабельность хозяйственной деятельности упала в 2004 году на 0,47 копеек 58,39% и составило 7.46 копеек прибыли на рубль производственных фондов. В 2005 году рентабельность хозяйственной деятельности возросла на 47,72%, что составляет 3,56 копеек прибыли. В 2005 году выручка от продаж возросла на 359366 рублей или 6,15%. И прибыль от продаж увеличилась на 4063 рубля или 16,60%. Это дало повышение рентабельности продаж всего на 0,91% или 0,01 копейки это очень мало по сравнению со снижением показателя рентабельности в 2004 году на 73,56%. Увеличение себестоимости в 2004 году связано с увеличением закупочных цен на товары и увеличением коммерческих расходов. Последние связаны с увеличением зарплаты персоналу организации, увеличение арендной платы, стоимости междугородних переговоров, стоимости железнодорожных перевозок из Нижнего Новгорода и станции Тальцы. Но это объективный фактор, на который организация повлиять не может. Указатели для анализа рентабельности хозяйственной деятельности представлены в таблице выше. Рентабельность хозяйственной деятельности упала в 2004 году на 0,47 копеек 58,39%) и составило 7,46 копеек прибыли на рубль производственных фондов. В 2005 году рентабельность хозяйственной деятельности возросла на 47,72%, что составляет 3,56 копеек прибыли. (34,14%). Также положительным является увеличение рентабельности продаж на 0,07 копеек (10,15%), что повысило Кхд на 3,56%.
3. Пути совершенствования использования прибыли на 000 «Запчастьснаб».
3.1. Определение направления сокращения расходов организации, финансируемых за счет чистой прибыли.
Прибыль является основным фактором, влияющим на рентабельность. Падение прибыли в 2004 году на 29881 рубль (66,22%) связано с: - убытком от внереализационных операций (1022 рубля); - снижение прибыли от продаж на 58744 рубля (70,59%), на которую в свою очередь повлияло увеличение себестоимости товаров и коммерческих расходов; наличие убытков по прочим операциям в 2004 году (3118 рублей), хотя по сравнению с 2003 годом они упали на 56%. Анализ прибыли показал, что: - снижение объема реализации привело к снижению прибыли на 6432,98 рубля; - увеличение себестоимости товаров уменьшило прибыль от реализации на 317358,87 рублей; - увеличение коммерческих расходов снизило прибыль на 111872,65 рублей; - положительное влияние оказало увеличение оптовых цен на реализованные товары, прибыль возросла на 376922,53 рубля. На практике имеются следующие способы увеличения прибыли: 1. Управление ценами, рост цен; 2. Оптимизация уровня обслуживания; 3. Сокращение себестоимости, анализ возможности удешевления транспортировки; 4. Расширение ассортимента; 5. Организация системы заказов при вариации спроса; 6. Сокращение запасов с целью высвобождения средств для эффективного вложения; 7. Оптимизация системы расчетов с дебиторами, направленная на сокращение длительности погашения (в нашем случае длительность равна 59 дней, в год имеет 6 оборотов); 8. Определение нерентабельной продукции, планирование ассортимента на основании дифференциации спроса; 9. Изучение рынка сбыта, рациональное распределение торговых точек и улучшение рекламных кампаний. Основными источниками резервов повышения рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации и снижение себестоимости товарной продукции, а именно издержек обращения. Что касается коммерческих расходов, то повлиять на их снижение мы сможем только частично. Коммерческие расходы включают в себя арендную плату, заработную плату персоналу организации, оплата телефонных переговоров, транспортные расходы и прочие. Снижение транспортных расходов возможно с поиском более выгодных условий транспортировки. В настоящее время появилась новая компания "Желдорэкспедиция ", которая предлагает выгодные условия перевозки с полной ответственностью за груз и скидками на перевозку товаров. В 2004 году коммерческие расходы на единицу реализации составили 0,156, что на 0,029 больше чем в 2003. В 2005 году коммерческие расходы на единицу не изменились по сравнению с 2004 годом. Основным фактором, определяющим изменение рентабельности продаж, является прибыль от реализации. Резерв роста прибыли от реализации составил в 2004 году 6432,98 рубля, т.е. с увеличением объема продаж на 7,73% получим увеличение прибыли на 6432,98 рубля. Резерв роста прибыли в 2005 году составил 1891,83 рубль. Для увеличения объемов реализации организации можно порекомендовать более активное продвижение товаров на рынок, путем рекламной кампании в СМИ, а так же внедрение маркетинговой службы. В 000 "Запчастьснаб" реклама ограничивается выпуском календарей с наименованием организации, которые распространяются среди клиентов. В 2004 году снижение объемов реализации связано с появлением на рынке сбыта конкурентов, таких как "Бурятавтосервис", "За рулем", ГАП-2,"Премиум" и др. Активное продвижение продукции на рынок позволяет избежать затоваривания на складах. Внедрение отдела маркетинга способствует более полному исследованию потребностей рынка и реализации пользующейся платежеспособным рыночным спросом продукции. Конечно, это повлечет за собой дополнительные издержки, однако изучение конкурентов и спроса на продукцию даст положительные результаты. Резерв роста рентабельности собственного капитала за счет роста чистой прибыли равен 13,75%, за счет увеличения стоимости активов в единице собственного капитала (ФСк) составляет 4,86%, при сохранении нормы эксплуатационной прибыли на уровне 2003 года резерв роста рентабельности собственного капитала составляет 15,2%. Чтобы сделать определенные выводы об эффективности деятельности 000 "Запчастьснаб" одних коэффициентов рентабельности не достаточно Необходимо дать оценку ликвидности организации. Коэффициенты текущей ликвидности в 2003, 2004, 2005 годах составляют соответственно 1,86 и 3,37. Это очень высокие показатели за последние 2 года. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами в значительной мере свидетельствует о нерациональном вложении организацией средств и неэффективном их использовании. Рассчитаем текущие финансовые потребности организации: ТФП = Запасы + ДЗ - КЗ = 120481 + 13123 – 77148 = 56456 рублей. Именно столько предприятию потребуется средств для обеспечения нормального кругооборота запасов и дебиторской задолженности в дополнение к той части стоимости этих элементов оборотных активов, которые покрывается кредиторской задолженностью. Чем меньше величина, тем лучше для финансового состояния организации ТФП могут принимать отрицательные значения, то есть кредиторская задолженность, полностью покрывает оборотные активы, являющиеся условиями производства и реализации, и обеспечивает предприятию необходимый кругооборот без привлечения дополнительных источников финансирования. Задачи управления текущими активами и текущими пассивами сводятся: 1. К ускорению оборачиваемости оборотных средств, 2.К превращению текущих финансовых потребностей в отрицательную величину, 3. К выбору наиболее подходящего для организации типа политики управления текущими активами и текущими пассивами. Для финансового состояния организации благоприятно: получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников организации (если имеет место задолженность по зарплате), от государства (если в краткосрочном периоде есть задолженность по уплате налогов). Отсрочки платежей дают источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным циклом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|