Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.




1) Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

2) Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии.выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

3) Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничевется познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

4) Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

5) Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывнр связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

6) Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

- имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

- способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

- вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

7) Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

8) Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга.

 

  1. Теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связа­ны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с пробле­мами его природы, сущности, назначения права и пра­вового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного про­исхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманисти­ческих) начал. Многие религиозные мыслители утверж­дали, что право — Богом данное искусство добра и спра­ведливости. Теологическая теория одна из первых свя­зала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматривае­мая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализ­мом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллель­но существуют позитивное право, созданное государст­вом путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естествен­ного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители пере­стали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Гроций ут­верждал, что мать естественного права есть сама приро­да человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводи­ли также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропо­логическое объяснение права и причин его возникнове­ния. Если право порождено неизменной природой чело­века, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г.Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказы­вали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вы­текает из «национального», «народного» сознания. Ис­торическая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право»1.

Создатель пормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающие­ся в сфере психики индивида»2.

Думается, отрицать влияние психологического фак­тора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать пси­хические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права после­довательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономи­ки, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовы­ми отношениями, видит в праве лишь волю экономичес­ки господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предо­пределено и другими общесоциальными причинами.

  1. Методология ТГП

Метод – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Методология - учение о методах познания.

Методы ТГП:

1) общефилософские (мировоззренческие);

2) Общенаучные (общие);

3) Частнонаучные (частные, специальные).

1)Общефилософские служат основанием на котором развивается наука ТГП.

- метафизика – это то, что следует после физики (часть философского учения Аристотеля).

- диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и их изменении и развитии.

- материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от человека; материя существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи.

2) Общенаучные методы это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Выделяют следующие методы:

- исторический - требует, чтобы гос-но-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, исторических традиций, культуры, обычаев и др.;

- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ – процесс мысленного или фактического на части. Синтез – предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция – логический прием, позволяет на основе частного знания получать знание общего. Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного.

- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;

- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правоых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.

3) Частнонаучные методы – использование ТГП научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.

- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.

- статистический метод- получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.

- метод социально-правового эксперимента – способ проверки научных гипотез или проектв какого-либо решения.

- математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).

- кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.

- синергетический метод – взаимодействие различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

Собственно юридические методы. К ним относятся:

- сравнительно-правовой метод – состоит в сопоставлении различных гос-х и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

- формально-юридический метод – традиционный для юр. науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права.

  1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни (до этого общество существовало, а государства не было). Жизнь общества на ранних ступенях развития строилась на началах естественного самоуправления (соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного). Возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя (орудия производства были несовершенны, производительность труда низкая). Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Власть носила сугубо общественный характер (исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления). Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органы общественной власти – родовые собрания; старейшины (вожди), избиравшиеся из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшая форма объединения родов – племя (иногда союз племен). Общими делами племени руководил совет, состоявший из старейшин и военачальников родов).

Основа организации первобытного общества – община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.

Род – это личный, а не территориальный союз (люди объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы). Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.


 

  1. Предпосылки появления государства. Европейская и восточная модели возникновения государства.

Государства формировались в различных условиях. Но их можно выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

1. Объединения физического труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности.

2. Ориентирование на труд самостоятельного работника при постоянном совершенствовании орудий труда.

3. Комбинация первого и второго способов наряду с завоеванием новых территорий.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.

Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс. Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

 

 

  1. Предпосылки и особенности возникновения права.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, жен­щины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

 

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

 

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

  1. Теории происхождения государства.

1. Теологическая (государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства.

2. Патриархальная (государство это большая семья) (Аристотель, Конфуций).

3. Договорная (в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства).

4. Марксистская (появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт государство для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение государства).

5. Теория насилия (государство возникает на основе насилия, которое бывает двух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович)).

6. Психологическая (государство итог психологической потребности человека в общении) (Петражицкий).

7. Расовая (существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, возникает государство) (Жозеф Артур де Гобино).

8. Органическая (переносит законы природы на человеческое общество).

9. Патримониальная (государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет) (Галлер).

10. Ирригационная (возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ).

  1. Власть и ее виды. Государственная власть.

Власть – система отношений господства и подчинения, выражение воли и силы социального слоя или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает граждан от посягательств различными методами и средствами (в т.ч. принуждением и применением военной силы).

Виды власти:

– власть рода, племени, общины;

– политическая власть;

– экономическая власть;

– власть общественных объединений;

– родительская власть;

– церковная власть.

Власть – необходимое условие участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни.

Власть – средство функционирования социальной общности (отношение подчинения воли отдельных лиц и их объединений воле, руководящей в данном обществе).

Государственная власть – общественная власть, которая осуществляется государством или проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Черты государственной власти:

– носит классовый характер;

– не совпадает с населением, осуществляется аппаратом управления;

– опирается на возможность государственного принуждения;

– налоги на содержание государственного аппарата;

– люди подразделяются по территориальному признаку;

– «авторитет власти».

Государство – организация политической власти общества.

Государственная власть – концент­рированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях (обеспечивает стабильность и порядок в обществе, за­щищает его граждан от внутренних и внешних посяга­тельств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы). Она является разновидностью социальной власти и обладает всеми ее признаками.

Особенности государственной власти:

1. ее политическая и классовая природа.

2. ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены (в демократическом обществе возникает тенден­ция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению – каждый гражданин является не только подвлас­тным, он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти).

Государственная власть реализуется через государствен­ное управление – целенаправленное воздействие государ­ства, его органов на общество в целом, конкретные его сферы (экономическую, социальную, духовную) для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

3. деятельность госу­дарственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти.

Государственная власть может быть слабой или силь­ной (лишенная организованной силы, она теряет каче­ство государственной власти, так как становится неспособ­ной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспе­чить законность и правопорядок в обществе).

  1. Понятие и признаки государства.

Гос-во представляет собой сложное явление.

Государствоэто суверенная организация публичной власти, имеющая свою территорию и взимающее налоги для осуществления своих внутренних и внешних функций.

В современной юр. литературе понятие гос-ва определяется через перечисление ее признаков.

Признаки гос-ва:

1) наличие публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения – публичная власть отделена от общества, она не имеет общественного хар-ра, осуществляющая особым слоем людей, наделенных гос-но – властными полномочиями. Аппарат управления - это органы законодательной, исполнительной власти и др. органы с помощью которых осуществляется управление. Аппарат принуждения – это спец. органы, которые имеют право, силы и средства для принудительного исполнения гос. воли;

2) территориальную организацию населения – это пространство в пределах которого осуществляется гос. власть (со своими границами);

3) гос-ый суверенитет – обозначает верховенство гос. власти внутри страны. Свойства суверенитета: верховенство – полнота власти гос-ва на своей территории, и независимость – самостоятельность в отношениях с др. гос-вами;

4) всеобъемлющий, общеобязат-ный хар-р актов гос-ва – определяется исключительными полномочиями гос-ва в сфере правотворчества, т.е правом принимать, изменять или отменять юр. нормы, которые распространяют свое действие на все население страны;

5) наличие гос. казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание гос-го аппарата и иные нужды гос-ва – содержание гос. аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности обшества не возможно без их финансирования из гос. казны.

С учетом перечисленных признаков модно дать определение - Государствоэто властно – политическая организация общества, обладающая гос-м суверенитетом, специальном аппаратом управления и принуждения, гос. казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

  1. Сущность государства.

В настоящее время сложились 2 основных подхода к трактовки сущности гос-ва:

1) Классовый подход – состоит в том, что сущность гос-ва определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.

Политическая власть котрой обладает господствующая группа позволяет устанавливать привилегии меньшинства над большинством.

Данный подход присущ марксистскому пониманию гос-ва, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается клас­совая сущность государства как машины (орудия), посред­ством которой экономически господствующий класс стано­вится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опираю­щуюся на силу, на принуждение. Да, классовый характер, классовая направленность де­ятельности государства — его сущностная сторона, его ос­новное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где су­ществует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разру­шения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих усло­виях оно выполняет определенные функции в интересах все­го общества.

 

2) Общесоциальный подход – его назначение служить обществу. Сущность гос-ва видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Данный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе гос-ва. Он ориентирует на демократические методы управления обществом. Он подчеркивает ценность для общества гос. организации.

В развитых демократических странах государство по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного компромисса. Само су­ществование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫ­МИ потребностями и интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных, в том числе противоречи­вых, сил. Сказанное не означает, что современное государ­ство полностью утратило классовость, нет, она просто ото­шла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал. Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней.

  1. Социальное назначение государства.

Государство – исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе (власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (строилась по кровнородственному признаку)).

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда).

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество (неразрывная связь государства и позитивного права). С одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти (власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства).

6. Суверенитет (государственная власть суверенна, т.е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами).

Государство – суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

Социальное назначение государства. Многие государства характеризуют себя социальными (они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях).

Ст.39 КРФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст.41 КРФ).

Социальное назначение государства:

– соединение всех социальных групп населения (гражданского общества);

– обеспечение защиты и интересы всего общества в целом;

– признание прав, свобод и интересов человека высшей ценностью;

– наличие парламента (равноправно представлены все социальные группы);

– выполнение традиционных охранных функций:

– внутренние (хозяйственная, налоговая, управление образованием, наукой, культурой, забота о личности, поддержка социально незащищенных слоев населения, защита прав и свобод, интересов граждан, охрана правопорядка);

– внешние (защита границ, дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, культурный, научный, информационный обмен, борьба за мир, участие в международном контроле за обеспечением прав, межгосударственные программы – экологические, культурные, социальные).

Социальное государство – институт, направленный на организацию нормальной жизни и развитие всего общества в целом, защиту прав, свобод человека и гражданина, достойных условий его жизни.

Социальное назначение государства – инструмент социального компромисса, смягчения противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечение общесоциальной направленности в его функциях.

  1. Понятие типа государства. Типология государств.

В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.

Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...