Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черты государства, определяющие его положение в политической системе:




– универсальность государственной власти (государство – организация, объединяющая все общество в целом);

– обладает монополией на государственное принуждение;

– создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования;

– обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет;

– обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;

– прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности (государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы);

– обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

  1. Государство и общественные объединения.

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе обшества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникаюших между ними и обшественными организациями.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно помнить, что это отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.) Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.

В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Госдуме.

Общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

Виды общественных объединений:

1. Общ. организация - основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деят-ти для защиты общих интересов и достиж-я уставных целей объединившихся граждан.

2. Общ. движение - состоящие из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее соц., полит. и др. обществ. полезные цели, поддерж-е участниками обществ. движения.

3. Общ. фонд - один из видов некоммерческих фондов и представ. собой не имеющее членства ОО, цель к-го заключ-ся в формир-и имущ-ва на основе добровольных взносов, иных не запрещ-х законом поступлений и использ-и данного имущ-ва на обществ. полезные цели.

4. Общ. учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Орган общ. самодеятельности - не им-ее членства ОО, целью к-го явл-ся совместное решение различных соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы и учебы, направленное на удовлетворение потребностей неогранич. круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

6. Политическое общ. объединение - ОО, в уставе к-го в числе основ. целей закреплены участие в полит. жизни общ-ва посредством влияния на формир-е полит. воли граждан, участие в выборах в органы гос. власти и органы местн. самоупр-я посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в орг-ии и деят-ти указанных органов. Политическая партия - это ОО, созданное в целях участия граждан РФ в полит. жизни общества посредством формир-ния и выражения их полит. воли, участия в обществ. и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоупр-ия.

7. Профсоюзы – это добровольные ОО граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально трудовых прав.

  1. Государство и церковь.

В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.

В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

 

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

 

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

 

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

 

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

 

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

 

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

 

Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

 

В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д.

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).

  1. Средства массовой информации в политической системе общества.

В Федеральном законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. массовая информация понимается как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а к средствам массовой информации Закон относит периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2).

 

Средства массовой информации призваны осуществлять:

а) поиск;

б) получение;

в) передачу;

г) производство;

д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

 

СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели в современном обществе с развитием технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации. В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Итальянский диктатор Бенито Муссолини писал: «В тоталитарном режиме печать является элементом режима и силой, находящейся у него на службе... Поэтому итальянская печать является полностью фашистской». Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:

а) пропаганду официальной идеологии;

б) воспитание масс в духе приверженности официальной доктрине;

в) критику идеологических противников.

 

В обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией СМИ как мощное орудие власти должны быть рассредоточены среди различных политических сил, должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, с тем чтобы в конечном счете обеспечить контроль общества и над СМИ, и над теми политическими силами, в чьих руках они находятся. По отношению к обществу СМИ должны выполнять две основные функции:

а) обеспечивать общество необходимой и достаточной информацией;

б) адекватно отражать общественное мнение.

 

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества.

 

В обществе обязательно должны существовать государственные СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную обязанность по опубликованию законодательных актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным органом (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

 

В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения.

 

Однако независимые от государства СМИ не должны быть сосредоточены в руках одной политической силы. Политический плюрализм должен сочетаться с информационным плюрализмом. На Международной конференции, посвященной проблемам независимости средств массовой информации (Москва, июнь 1993 г.), член Совета управляющих Европейского института средств массовой информации профессор Джордж Уэделл подчеркнул, что для того, чтобы СМИ функционировали удовлетворительно, существенно важно, чтобы они были и оставались разделенными.

 

Несомненно, что в обществе, основанном на частной собственности, существовали и будут существовать частные СМИ. Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Как иронично заметил Даллас Смит, основной функцией средств массовой информации является не продажа идеологического товара потребителям, а формирование и сбыт аудитории рекламодателям.

 

СМИ в политической системе общества:

1. СМИ не являются ветвью государственной власти («четвертой властью»). Представление о них как о ветви государственной власти ошибочно, а реализация его на практике может нанести серьезный вред обществу. Такое представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только «стреляют» они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию «четвертой» (или «пятой», «шестой» и т. д.) ветвью государственной власти.

2. Природа СМИ как орудия власти не позволяет рассматривать их не только как ветвь государственной власти, но и как самостоятельный компонент политической системы общества. СМИ могут и должны находиться в руках различных политических сил (общества, государства, партий и др.). И именно эти силы, а не сами СМИ, являются элементами политической системы. О СМИ можно говорить как об общественном институте (и, следовательно, об их институализации), но в смысле особого общественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего, организационного оформления.

3. Функции СМИ определяются их политической и финансовой принадлежностью, а также природой общества в целом. СМИ являются не создателем той или иной идеологии, а лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе СМИ пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы в духе приверженности официальной доктрине, критикуют идеологических противников. В демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения. Общественные (публично-правовые) СМИ должны быть «зеркалом», адекватно отражающим процессы общественного бытия. Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой - адекватно отражать общественное мнение. Таким образом, содержание функций СМИ в демократическом обществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.

 

Функций СМИ.

- служить политической системе общества, обеспечивая информацию;

- обсуждать общественные дела;

- просвещать публику с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению;

- ограждать права личности от правительства;

- служить экономической системе, главным образом, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью рекламы;

- обеспечивать развлечение читателей;

- поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы избежать давления каких-либо частных интересов.

 

Деятельность СМИ в Российской Федерации в основном регулируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ (ст. 29 и др.). Законы РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О средствах массовой информации» от 13 января 1995 г.;

право гражданина на информацию:

1) право на беспрепятственное ознакомление с любым законом, с любым нормативно-правовым актом;

2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина;

3) право давать согласие на сбор личностной информации;

4) право проверять достоверность такой информации;

5) право доступа к ней;

6) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

7) право на достоверную финансовую информацию; и др.

 

СМИ и государство взаимодействуют по следующим направлениям:

- природа государства определяет в целом положение СМИ в обществе. Это хорошо видно на примере тоталитарного государства;

- государство и в демократическом обществе создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

- государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;

- государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

- государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.


 

  1. Влияние процессов глобализации на функционирование государств.

Совершенно очевидно, что процессы глобали­зации приобретают всеохватывающий и необра­тимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть реше­ны отдельным государством в одиночку. Это проблемы общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты обще­человеческих ценностей, в том числе прав и сво­бод человека

Бесспорным фактом является интернациона­лизация материального производства, углубле­ние международного разделения труда, что акти­визирует обменные процессы, экономическое, финансовое и торговое сотрудничество госу­дарств. Интеграционным процессам способствует и глобальная научно-техническая революция, со­здание общепланетарного информационного пространства, обмен культурными и социальны­ми достижениями.

В юридической литературе справедливо отме­чается, что глобализация вносит изменения в са­му концепцию цивилизации, поскольку нависшая над современным миром опасность глобальной ядерной катастрофы впервые в истории ставит вопрос самовыживания человечества. Отсюда пе­ред всеми государствами стоит задача формирования нового мирового порядка (миропорядка), который обеспечивал бы безопасность всех наро­дов и стран, способствовал бы их сотрудничеству на основе принципа гармонизации национальных и международных интересов. Следовательно, процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Можно сделать вывод, что указанные объек­тивные процессы не оставляют выбора практиче­ски ни одному государству, кроме посильного участия в решении глобальных проблем, в укреп­лении мирового правопорядка.

Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия. Наиболее ощутимы они в сфере экономики. Эти процессы весьма глубоко и об­разно раскрыл американский экономист Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация и ее разочарова­ния» (Нью Йорк, 2000).

Резкий контраст между быстро растущими ка­питалами американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в стра­нах «третьего мира», а также в посткоммунисти­ческих странах, послужил причиной мощного антиглобалистского движения. И хотя ряд экономи­стов и политиков объясняют негативные последствия глобализации чисто субъективными факторами, например, ошибками в деятельности Международного валютного фонда, думается, что рыночная экономика с ее механизмами кон­куренции, стремлением приобрести максимально возможную прибыль, соперничеством отдельных корпораций и стран, наличием взаимоисключаю­щих интересов и т.п. превращают такие требова­ния политики глобализации, как скоординиро­ванное воздействие на мировую экономику, прозрачность экономической деятельности госу­дарств, а также деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, доступ­ность их для внешних проверок и независимых экспертных оценок, в утопические проекты и изыскания. Об этом свидетельствует, в частнос­ти, политика США, которые заставляют «третьи страны» открывать свои рынки, а затем с помо­щью антидемпинговых средств препятствуют экспорту их товаров в США. Здесь, как представ­ляется, справедливой скоординированности нет и не может быть.

Нельзя не учитывать и такие факторы, как не­достаточно эффективное управление экономи­кой во многих странах, неравномерное распреде­ление ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти. Все это отрицатель­но сказывается на развитии мировой экономиче­ской структуры и управлении международной финансовой системой, вселяет неверие народов развивающихся стран в благую роль глобализа­ции и рациональность проводимых под ее влияни­ем реформ.

Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в пер­вую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интерна­ционализация, т.е. придание внутренним функци­ям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимо­связь внутренней и внешней политики государст­ва. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, за­дачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не сущест­вует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, не­обходимостью участвовать в решении глобаль­ных проблем, следовательно, они должны согла­совывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изме­нения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечи­вать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демокра­тии и демократического управления обществом. Следует согласиться с проф. И.И. Лукашуком в том, что «в наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия призна­ется принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться междуна­родным сообществом в целом».

В отечественной науке теории государства и права утвердилось положение о том, что главную направленность политической функции совре­менного государства составляет обеспечение на­родовластия. Это предполагает реализацию на­родом трех полномочий: во-первых, участия в формировании представительных органов влас­ти, уполномоченных от имени народа осуществ­лять государственную власть в стране и решать местные вопросы в муниципальных образовани­ях; во-вторых, участвовать в принятии государст­венных решений посредством, например, рефе­рендума; в-третьих, право контроля за осуществлением государственной власти и реализацией принятых решений.

Что касается контроля, то в Российской Феде­рации это самое слабое и уязвимое звено народо­властия и демократической системы в целом. На­род России не обладает юридическими средствами непосредственного контроля за деятельностью институтов власти. Избиратели не вправе досроч­но отозвать своего депутата из представительных органов власти, если они работают ненадлежа­щим образом либо злоупотребляют своими пол­номочиями. Депутатская неприкосновенность, ставшая на протяжении многих лет предметом ос­трых дискуссий, по существу выводит депутатов из-под контроля своих избирателей. Ссылки на зарубежный опыт парламентов, установивших свободный мандат депутатов, не учитывают осо­бенностей российской действительности, где каждый пост, в том числе и депутатский, рассма­тривается в качестве средства личного обогаще­ния. Поэтому в России как нигде необходим кон­троль народа за осуществлением государственной власти.

В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обес­печение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.

Вызывает решительное возражение периоди­чески появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных про­блем «отступает и суверенитет отдельного госу­дарства». Утверждается также, что существует самостоятельная категория «международно-пра­вовой суверенитет. Думается, что подобные ут­верждения – одно из негативных проявлений гло­бализации.

Предложение отказаться от государственного суверенитета равносильно отказу от принципа территориальной целостности государства. Ни­какие глобальные интересы, на мой взгляд, не могут вести к отрицанию верховенства государст­венной власти на своей территории. Другое дело, что само государство, исходя из общечеловечес­ких, общепланетарных интересов, добровольно соглашается на самоограничение своих прерога­тив. Иначе неизбежно силовое вмешательство го­сударств, обладающих экономическим и военным могуществом, в дела других стран, как это имело место в отношении Ирака.

Государственный суверенитет – не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и поли­тическая категория нынешнего времени. Нельзя не считаться с желанием народов жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное уст­ройство, устанавливать соответствующий поли­тический режим. В противном случае неизбежно навязывание другим народам своего образа жиз­ни, своих ценностей и восприятия мира. Если те или иные ценности действительно имеют обще­человеческое значение, то они будут доброволь­но восприняты всеми народами, как это происхо­дит в Японии, Южной Кореи и др.

В этом плане можно сослаться на документы Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.), которая констатировала: «Демократия основывается на свободно выра­женной воле народа определять свои собствен­ные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».

Таким образом, можно заключить, что между­народное сообщество не вправе переступать гра­ницы государственного суверенитета. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательства определенного рода, а это вытека­ет из суверенного права государства как члена международного сообщества.

Современные процессы глобализации сущест­венным образом отражаются на реализации эко­номической функции государства. Это обуслов­лено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, ут­верждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате эконо­мической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономи­кой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфе­ре экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымы­вают основу экономической функции государст­ва и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они вы­водят «из-под сферы влияния государства значи­тельный функциональный сектор».

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и даль­нейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных ин­формационных технологий актуализирует про­блему уточнения экономической функции совре­менного государства, поиски новых форм его экономической политики.

Однако несмотря на засилие в результате эко­номической интеграции транснациональных кор­пораций, продолжает сохраняться заинтересован­ность отдельных государств в стабильном разви­тии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач строительства эффективно­го внутреннего хозяйства.

Следовательно, в условиях глобализации со­храняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирова­ние экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потре­бителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственно­сти, правовая защита собственника, стимулирова­ние государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в националь­ном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тя­жести государственного контроля за регулирова­нием и развитием экономических процессов с мак­роуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления вли­яния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответствен­ность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние соб­ственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обста­новки в стране.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономичес­кой функции государства». На мой взгляд, эконо­мическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласо­вании национальных интересов общества с общи­ми интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.

Под влиянием глоба<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...