Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование особенностей маркетинговой деятельности на рынке труда




 

Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с куплей и продажей товара «рабочая сила». Кроме того, рынок труда является сферой трудоустройства, формирования спроса и предложения на рабочую силу. Его можно трактовать и как механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

На рынке труде действуют три группы субъектов:

физические лица, ищущие работу.

работодатели.

организации, образующие инфраструктуру рынка труда, государственные и частные службы занятости (биржи труда), выполняющие роль посредников, а также государственные органы, призванные регулировать рынок труда.

Здесь прослеживается аналогия с обычным рынком товаров: существуют продавцы, покупатели, посредники. Схожесть рынка труда с другими рынками ресурсов производства позволяет говорить о маркетинге рынка труда. На данном рынке также прослеживается действие закона спроса и предложения, т.е. чем выше требования работников по заработной плате, тем меньшую численность персонала смогут привлечь работодатели. И соответственно, чем ниже заработная плата, которую работодатель согласен и в состояние платить за исполнение определенного круга задач (работ), тем меньше лиц согласны выполнять эти работы. На пересечение интересов работника и работодателя появляется равновесная цена.

Однако, несмотря на сходство, с другими рынками мы имеем дело с «особенным» товаром. Очевидно, на рынке труда невозможна стандартная ситуация обмена, когда покупатель и продавец, совершив сделку, расходятся. Однако на рынке труда встречается и более близкая к положению на рынке труда ситуация: это контракт на поставку, предполагающий регулярное поступление товара и многократные выплаты за него.

Также в случае если работодателем является организация наемный труд можно рассматривать как оказание услуг, которые приобретаются как своего рода ресурсы(сырье), необходимые для производства рыночного товара.

Таким образом, можно считать работодателя покупателем, хотя и не совсем обычным. Для проодавца труда дело обстоит иначе: в редких случаях наемный работник ищет работу, чтобы не умереть с голоду. На сегодняшний день для продавца труда важным фактором являютя мотивы связанные с самореализацией, самосовершенствованием. Таким образом, нельзя утверждать, что выгода получаемая продавцом сводится только к деньгам, именно поэтому рынок труда можно отнести к некоммерческой сфере.

Цели маркетинга рынка труда можно выделить отдельно для работодателя и для работника.

Например, для наемного работника маркетинг может проводиться с такими целями, как: трудоустройство при имеющихся качествах рабочей силы; обретение новых или дополнительных качеств с целью повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке; перемена работы; сохранение прежнего места работы и др.

Для нанимателя целями маркетинга могут служить: найм рабочей силы необходимого ему качества с наименьшими затратами; сравнение альтернативных затрат на самостоятельную подготовку и переподготовку кадров с соответствии со своими потребностями и затратами по найму подготовленной рабочей силы и др.

Для субъектов-посредников контролируемыми ими целями маркетинга выступают решение задач бизнеса спроса и предложения на рынке труда (например, для государственной службы занятости, оценка состояния и перспектив рынка труда; эффективное решение задач трудоустройства незанятых и т.п.).

В связи с тем, что рынок труда это особый рынок, где не только удовлетворяется потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее место, то предметом исследования должна стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест.

Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка. Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке труда относительно конкурентов. Здесь также хотелось бы подчеркнуть особенность рынка труда, что анализ конкуренции проводится по двум направлениям: между работниками и между работодателями.

Изучение структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых можно подобрать необходимую рабочую силу или найти место работы.

Главной целевой установкой исследования товара «рабочая сила» является определение соответствия характеристик работников, обращающихся на рынках рабочей силы, запросам и требованиям работодателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследование товара «рабочая сила» позволяет получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель - работодатель, какие качественные характеристики работника он более всего ценит. Результаты исследования дают возможность: предприятиям разрабатывать программы подбора и развития персонала; учебным учреждениям формировать соответствующие тенденциям развития рынка рабочей силы учебные программы.

Для отдельного работника, осуществляющего самостоятельно маркетинговую деятельность, преследующую цели трудоустройства или повышения конкурентоспособности своей рабочей силы, организации как таковой не требуется. Он совмещает в одном лице носителя рабочей силы и маркетолога своего товара. Для работодателя (особенно крупного) или государства в целом при проведении государственной политики занятости организация маркетинговой деятельности на рынке труда требует специальной организации.

Государственное регулирование маркетингом рабочей силы должно быть ориентировано на обеспечение рациональной занятости и снижение безработицы.

Рыночный механизм сам, естественным образом, должен воспроизводить рациональную структуру производства, а значит и занятости. Но если исходить только из естественного процесса, то к рациональной структуре занятости населения можно прийти лишь с большими издержками через много лет. В этом заключается противоречие между, с одной стороны, формированием рациональной структуры производства и занятости, а с другой - экономическим механизмом рыночной экономики. Вмешательство государства в экономику с целью разрешения этого противоречия, просто необходимо.

В принципе любое участие государства в хозяйственной жизни, по сути дела, означает, то или иное воздействие государства на соотношение и структуру спроса и предложения. Исходя из этого, можно выделить следующие основные направления воздействия:

. Воздействие на формирование спроса на рабочую силу: сохранение рабочих мест; создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.

. Воздействие на формирование предложения рабочей силы: обучение и переобучение работников; развитие самозанятости; регулирование рабочего времени; регулирование миграционных потоков.

. Сбалансированное воздействие на спрос и предложение рабочей силы.

Реализация каждого направления воздействия и мероприятия требует создание механизма регулирования маркетингом рабочей силы на федеральном уровне.

Регулирование маркетингом рабочей силы на уровне государства может быть возложено на федеральную службу занятости, при которой должна быть создана организационная структура, выполняющая маркетинговые функции:

изучение и прогнозирование конъюнктуры рынков труда;

прогнозирование формирования трудового потенциала, числа рабочих мест и потребностей в них различных категорий населения, а также уровня и структуры занятости населения, его миграции;

планирование потребности и использования рабочей силы в народном хозяйстве в увязке с размещением и развитием производительных сил;

регулирование формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов;

отслеживание в динамике тенденций изменения стоимости и цены рабочей силы;

регулирование системой стимулирования занятости;

формирование информационной системы маркетинга рабочей силы на федеральном уровне с подключением информационных систем региональных структур;

исследование и прогнозирование международного рынка труда и разработка предложений по интеграции.

Однако маркетинг рынка труда может применяться не только на уровне государства, но и на уровне отдельных организаций, где главной задачей является привлечение высококвалифицированных работников.

Таким образом, маркетинговая деятельность рынка труда строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами. Осуществление маркетинга на рынке предполагает последовательное проведение ряда операций, составляющих содержание его процедур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...