Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие сведения о региональном туристическом направлении

Введение

 

За последние 25–30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания, и как популярная форма организации отдыха.

В настоящее время у зарубежных и российских географов существуют разные подходы к концепциям развития географии туризма. Это и экономическая концепция, и региональные, и пространственные, и эволюционные.

Географический фактор в туризме играет ключевую роль. Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.

К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т.д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи.

Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов[1].

Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных технологий.

К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся:

Ø выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности);

Ø уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов;

Ø наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т.д.;

Ø уровень развития внешних и внутренних транспортных связей данного района.

Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.

С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним – мощный рычаг для развития туризма.

Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений по поездкам. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д.

Цель данной работы – изучить рынок туризма и туристических услуг Новосибирской области.

Задачи работы:

Ø изучить общие сведения о региональном туристическом направлении;

Ø выяснить вопросы страхования туристов;

Ø изучить транспортное сообщение в регионе;

Ø рассмотреть становление и развитие туризма;

Ø изучить турресурсы;

Ø изучить туринфраструктуру;

Ø выяснить туристическое районирование региона;

Ø провести анализ туррынка;

Ø изучить популярные туристские маршруты;

Ø выяснить статистику внутрирегионального, въездного и выездного туризма;

Ø составить Памятку туриста.

 


Общие сведения о региональном туристическом направлении

 

В настоящее время специалистами рекреационной географии из Российской международной академии туризма территория России делится на 15 рекреационных районов, которые объединены в 4 зоны:

1. Центр России – сюда относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал.

2. Европейский Север России – перспективны для освоения – только районы европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север.

3. Сибирь и Дальний Восток – стабильная, но малоосвоенная территория из-за удаленности и ограниченности климатических комфортных условий. Больше осваивается подзона Юга Сибири, чем малоперспективная подзона Азиатского Севера.

4. Юг России.

 

 

Обско-Алтайский район включает южные части Тюменской, Томской областей, Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Самый рекреационно освоенный регион Сибири.

Природные рекреационные ресурсы позволяют проводить все основные функциональные типы рекреационной деятельности. По условиям рельефа район делится на равнинную северную часть, занятую Западно-Сибирской низменностью, и горную южную часть, состоящую из горной системы Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского Кряжа.

Территория обводнена неравномерно: более всего рек в горах, менее всего в степной части, с гор берут начало такие крупные реки как Катунь и Бия, слияние которых образует величайшую реку Сибири Обь. Ее многочисленные притоки также в основном стекают с гор. Самым крупным из них является Иртыш. Обь с Иртышом судоходны, по ним проложены теплоходные маршруты. Горные реки бурные, коварные, пригодны для водного туризма, степные реки маловодны и часто пересыхают летом. В районе много озер как в горной части (Телецкое, Айя, Манжерок), так и на равнине (Чины, Сартлан, Убинское, Черное и др.). Среди озер много соленых. По характеру растительности район делится на степную и лесостепную южную равнинную часть и таежные северную и горную части. Северная тайга большею частью заболоченная.

Биоклимат этого района наиболее благоприятный для рекреации по сравнению с другими районами Сибири, особенно в среднегорном поясе. Продолжительность солнечного сияния там достигает рекордных 2600 часов в год, воздух отличается повышенной ионизацией, колебания атмосферного давления редки. Лето умеренно теплое и теплое (17–19°) с малой вероятностью перегрева и духоты. Купальный сезон в малых озерах, водохранилищах продолжается 60 – 90 дней. Горные реки, холодные и быстрые, не пригодны для купания. Зимний период умеренно холодный (-17°) с продолжительным залеганием снежного покрова (5,5 месяца) и преобладанием тихих солнечных погод благоприятен для лыжного туризма и зимней аэротерапии.

По биоклиматическим показателям Горный Алтай был отнесен к климатическим курортным местностям. В долине р. Катуни работает один из старейших климатических туберкулезных курортов «Чемал».

Гидроминеральные ресурсы района очень богатые. Здесь много уникальных минеральных источников, отличающихся повышенной водообильностью. Распространены хлоридно-натриевые аналогичные «Ессентуки №4» (курорт «Озера Караги»), сероводородные, близкие к мацестинским, йодо-бромные (Чажемтовский источник), радоновые и сульфатные (курорт «Белокуриха»). В районе выявлено множество грязевых месторождений, торфяных, иловых и сапропелевых (оз. Ахманка, Эбейты, Ульджай, Горькое, Курейное).

Практически каждая область обеспечена собственными месторождениями лечебных грязей и минеральных вод, которые применяются на курортах: «Тараскуль» (Тюменская область), «Озеро Карачи» (Новосибирская область), санаторий «Колос» (Омская область), «Медвежье озеро» и «Сосновая роща» (Курганская область), «Белокуриха» (Алтайский край).

Природные ресурсы используются для рекреационно-оздоровительных занятий (прогулки, катание на лыжах, сбор грибов и ягод) и спортивного туризма (альпинизм, скалолазание, горнолыжный спорт, велосипедный, конный, водный, охота и рыболовство).

Культурный потенциал представлен археологическими объектами (курганы и «каменные бабы» на Алтае) и старинными городами: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Томск (1604 г.), Кузнецк (1617 г.) и др. В городах сохранились архитектурные, культовые и гражданские памятники. Тобольск славится единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством. Объектами познавательного туризма являются многочисленные музеи, сосредоточенные в крупных городах и разбросанные по территории региона.

Рекреационная сеть. Район – самый густонаселенный в Сибири с городами-миллионерами (Новосибирск и Омск) с большой потребностью в отдыхе населения специализировался на обслуживании местного населения. Санаторное лечение представлено отдельными курортами и сетью санаториев-профилакториев вблизи промцентров.

Широко развиты базы отдыха, садоводческие товарищества, базы рыбаков и охотников. В районе 15 туристских баз (10 из них расположены в окрестностях больших городов и 5 на Горном Алтае). Есть туристские гостиницы в Кургане, Тюмени, Тобольске, Омске и Горно-Алтайске.

Проложены туристские маршруты по Горной Шории, Кузнецкому Алатау и Алтаю. Основные турцентры: Курган, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Кемерово[2].

 

Страхование туристов

 

Страхование туристов – это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в турпоездках, путешествиях, круизах. Личное страхование туристов относится к рисковым видам страхования, наиболее характерной чертой которых является их кратковременность, а также большая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая.

Основными страховыми событиями, на случай I которых производится личное страхование туристов, являются: страхование от несчастного случая, страхование от болезней, страхование на случай смерти или гибели.

Большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед турпоездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к делу ненадежному.

Между тем, например, если спросить немца, француза или американца о том, что он приобретает, прежде всего, собираясь совершить турпоездку в другую страну, он обязательно назовет страховой полис.

К страховым событиям относятся кратковременные, неожиданные и непреднамеренные заболевания (отравления, травмирована и т.п.) и только в местах, предусмотренных турпутевкой, и при проведении мероприятий, отраженных в туристском маршруте. Например, в качестве страхового события признается отравление, полученное только в местах литания, предусмотренных турпутевкой, а не в случайных барах, кафе и т.п.

Страховыми событиями при личном страховании туристов не могут считаться болезни хронического, инфекционного и рецидивного характера (сердечнососудистые, онкологические, туберкулезные и другие болезни).

Поскольку страхование туристов в нашей стране является делом сугубо добровольным и потенциальный турист может приобрести полис (сертификат) в любой из страховых компаний, занимающихся страхованием туристов, то он перед турпоездкой, путешествием должен обязательно поинтересоваться Условиями страхования, где подробнейшим образом изложено, по каким страховым событиям производится страхование. И если турист нарушит или не выполнит хотя бы одно из перечисленных условий, страховщик оставляет за собой право невыплаты страховой суммы. В Условиях личного страхования потенциальных туристов указываются такие санкции, на которые не распространяется страховая ответственность. Например, к санкциям на случай болезни, несчастным случаям и смерти (гибели) относятся умышленные действия туриста (употребление алкоголя или наркотиков, участие в драках, митингах, шествиях, производство самострелов, самоубийство)[3].

Во всем цивилизованном мире практика имущественного страхования туристских фирм, туристов и путешественников принята уже давно.

Стало аксиомой, что международный и внутренний туризм немыслим сегодня без страхования. Страховой полис – необходимая составляющая туристского сервиса, гарантирующая туристам (путешественникам) безопасность и комфорт – постепенно прививается и на российской почве.

Именно безопасность и комфорт обеспечивают туристам страхование имущества как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий, совершения финансовых (коммерческих) сделок. Не случайно в США в настоящее время функционируют свыше 8000 компаний только по страхованию имущества.

Страхование имущества туристов включает страхование как предметов личного пользования (кинокамеры, фотоаппараты, магнитофоны, одежда и т.п.), которые страхователь и члены его семьи (застрахованные) имеют при себе или перевозят на средствах транспорта, так и туристского имущества (спортивного, горнолыжного, водно-прогулочного и др.).

В настоящее время страховая деятельность становится популярной как в РФ, так и в странах Содружества. Создано большое количество страховых фирм и компаний, но лишь немногие из них («Интурист», «Спутник», Совет по туризму и. экскурсиям С.-Петербурга) могут предоставить действенное страхование при поездках в зарубежные страны. Все остальные делают вид, что проблемы страхования туристов не существует, и в погоне за низкими ценами на туры тихо ждут грядущего несчастного случая, по существу заведомо обманывая туристов и действуя на свой риск. В то же время с любым человеком, выезжающим за рубеж в деловую или туристскую поездку, может произойти несчастный случай. Вероятность возникновения такового при кратковременной поездке (на 3–7 дней) достаточно мала (1–2 случая на 100–150 туристов). Наиболее частые несчастные случаи – потеря и кража имущества, ограбление, поломка и разрушение имущества в результате аварий автотранспорта, различного рода противоправных действий третьих лиц и страхователей.

Правоотношения турфирм и туристов (страхователей и застрахованных) со страховыми организациями (страховщиками) подробно оговариваются в договоре имущественного страхования и условиях на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой страховой организацией самостоятельно в рамках общих Правил страхования, принятых Росстрахнадзором на основе действующего законодательства РФ[4].

 

Транспортное сообщение

 

Железнодорожные, водные, автомобильные и воздушные пути сообщения соединяют районы между собой и с областным центром, а также с другими территориями страны. Протяженность железных дорог в области составляет 1,5 тыс. км, автомобильных с твердым покрытием – 11,7 тыс. км, внутренних водных путей – 497 км.

Сеть железных дорог в области гуще (8,6 км на 1000 км2), чем в среднем по России (5,1 км на 1000 км2). Транссибирская магистраль, пересекающая область с запада на восток, электрифицирована, а интенсивность движения поездов по ней в два раза выше средних российских показателей. На юг от главной магистрали отходят ветки Татарск – Карасук (и далее на Славгород), Новосибирск – Кузбасс, Новосибирск – Барнаул (и далее в Казахстан и Среднюю Азию). По южным районам области проходит Среднесибирская магистраль (участок Карасук – Сузун). Новосибирск – крупнейший транспортный узел на Транссибирской магистрали.

Из года в год растет значение автомобильного и воздушного транспорта. В отдаленных от железной дороги районах области автотранспорт – главное средство сообщения. Новосибирск связан автодорогами с Кузбассом, Алтайским краем. Строится автотрасса Москва – Владивосток: в 1998 г. сдан участок Омск – Новосибирск. Создается северная объездная автодорога, которая создаст более благоприятные условия для эксплуатации всей трассы.

Авиация незаменима для перевозки пассажиров. Вблизи Новосибирска построен аэропорт «Толмачево» с аэровокзалом, обслуживающим комплексом, гостиницей. Выгодное географическое положение позволило аэропорту «Толмачево» стать транзитным пунктом технических и коммерческих посадок. Здесь работают представительства шести авиакомпаний: «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», «Сибирь» (Россия), «Люфтганза» (Германия), «Синьцзянские авиалинии» (КНР) и др. Ежесуточно аэропорт обслуживает около 70-ти авиарейсов, из которых 40 – международные. Совместно с американской компанией «Боинг» намечается строительство нового международного аэропорта[5].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...