Особенности выявления и разоблачения инсценировки 6 глава
Как показывает практика, дополнительные возможности следователю в решении задач розыскной деятельности дает привлечение общественности. Определенную помощь могут оказать граждане, которые: по поручению следователя опрашивают население; недалеко живут от места происшествия или находились там в это время. Информация, собранная на первоначальном этапе расследования, по ситуации, когда преступник не задержан, систематизируется применительно к общим и частным версиям, анализируется с тем, чтобы на последующем этапе ее можно было конкретизировать в целях выявления всех эпизодов преступной деятельности, установления соучастников, похищенного имущества, каналов его реализации, причин и условий, способствовавших совершению преступления. Основные направления деятельности следователя при второй ситуации - задержание подозреваемого в результате успешно проведенных оперативных мероприятий и первоначальных следственных действий. Главные задачи, решаемые при этой ситуации: проверка обоснованности задержания; изобличение подозреваемого в совершенном преступлении.
§ 3. Некоторые особенности тактики следственных действий
Если нападение на потерпевшего произошло за пределами помещения, то осмотр без его участия труден или невозможен, так как необходимы точные данные о месте нападения. В случаях, когда потерпевший ранен и не может выехать на место, следует воспользоваться описанием с его слов или показаниями любых лиц, которые могут указать место нападения. Чтобы избежать ошибок, после того, как потерпевший сможет точно указать это место, осмотр целесообразно провести повторно. Допрос (опрос) потерпевшего (материально ответственного лица). Первое обращение потерпевшего (иногда телефонное) обычно попадает в дежурную службу органа внутренних дел. Первый допрос совпадает с осмотром места происшествия по прибытии следственно-оперативной группы. Второй допрос (более или менее подробный) происходит лишь после осмотра места происшествия, но и тогда, учитывая психологическое состояние потерпевшего, получить четкие и подробные ответы часто не удается, в силу чего отдельные детали остаются невыясненными. Только последующие допросы дают возможность установить необходимый психологический контакт, изучить личность потерпевшего и подробно выяснить все необходимые обстоятельства по делу.
Центральными обстоятельствами, подлежащими выяснению на допросе, являются: общая характеристика преступления; признаки внешности преступников (выясняются с максимальной тщательностью для изготовления субъективного портрета и последующего опознания преступников); сведения о похищенных вещах с детальным описанием их признаков: наименование предмета, его размеры, вес, цвет, индивидуальные приметы, год выпуска, фабричный номер, рыночная цена и т.п.; круг лиц, которых может подозревать потерпевший; выяснение негативных обстоятельств. Если есть основания полагать, что на одежде, теле, обуви подозреваемого могли остаться следы преступления, проводятся освидетельствование и осмотр одежды. Одежда может быть обнаружена и при обыске жилища подозреваемого, но основная цель обыска - поиск похищенных вещей и орудий преступлений. В месте обыска могут быть обнаружены вещи, похищенные при совершении иных преступлений, поэтому все сомнительные предметы изымаются и проверяется их происхождение. Освидетельствование подозреваемого - важное следственное действие при задержании лица, указанного потерпевшим или выявленного в результате оперативных действий. Особое внимание уделяется выявлению микрообъектов с места происшествия (пыль, красители, смазочные вещества, почва и т.д.).
Ключевую роль по делам о грабежах и разбойных нападениях играет предъявление подозреваемых, а также обнаруженных у них похищенных вещей для опознания потерпевшему и очевидцам преступления. Обычно проверка и уточнение показаний на месте начинаются от какого-то отправного, опорного пункта, хорошо запомнившегося проверяемому. При проведении самой проверки следователь имеет возможность предложить лицу, чьи показания проверяются, выполнить те или иные конкретные действия в определенных местах. Подозреваемому предоставляются полная самостоятельность и инициатива в выборе маршрута, направленности движения, показе объектов, а также демонстрации определенных действий. Это позволяет проверить степень его осведомленности относительно тех обстоятельств, которые интересуют следствие, а также сопоставить эти показания с прежними и результатами расследования.
Литература
Баранов Н.Н. Расследование краж личного имущества. М., 1977. Батаев И.А. Криминалистические и оперативно-розыскные аспекты расследования краж из квартир граждан. Ижевск, 1998. Бурнашев Н.А. Расследование краж, совершаемых в условиях крупного города. М., 1983. Гавло В.К., Алешин В.В. Расследование преступлений, сопряженных с отчуждением жилья граждан: Учебное пособие. Барнаул, 1998. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997. Гл. 11. Куклин В.И. Расследование разбойных нападений и грабежей. Саратов, 1977. Лавров В.П., Сидоров В.Е. Расследование преступлений по горячим следам. М., 1989. Справочник следователя. Вып. 2: Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений. М., 1990. Гл. XXII. Цветков С.И., Шурханов Н.Г. Организация и криминалистическая методика расследования имущественных преступлений: Лекция. М., 1989.
ТЕМА 9. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ
§ 1. Криминалистическая характеристика контрабанды
Методика расследования контрабанды - это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п. является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Российской Федерации.
Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности. Способ незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации - один из основных элементов криминалистической характеристики контрабанды. К наиболее типичным способам совершения контрабанды Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) относит: 1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 69, 119 ТК РФ), то есть вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. 2. Сокрытие товаров от таможенного контроля, в том числе с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или придание одним товарам вида других. Практике известны следующие способы сокрытия предметов контрабанды: заполнение ими пустот и полостей транспортных средств, емкостей багажа; закладка за внутреннюю обшивку вагонов, самолетов, вертолетов; закладка в шинах колес и между колесами автомобилей; в тюки шерсти и хлопка, в пустоты, созданные при складировании лесоматериалов, металлопроката, контейнеров; заполнение естественных полостей человека и др.
3. Обманное использование документов или средств идентификации, то есть представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельных или относящихся к другим товарам и транспортным средствам средств идентификации. 4. Недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст. 124 ТК РФ), - незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме. При этом следует учитывать, что таможенному досмотру не подлежат: личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов семьи; личный багаж депутатов российского парламента и членов Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей; иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующие своим ходом. Кроме того, председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных субъектов, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам государства. Таким образом, квалификация действий по ст. 188 УК РФ зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля. Следующий элемент криминалистической характеристики контрабанды - предмет преступного посягательства. Им могут быть любые товары, то есть вещи, ценности, перемещаемые в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, а также те объекты, которые по действующим нормативным правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. При всем многообразии контрабандных товаров уголовная ответственность установлена и за перемещение через таможенную границу Российской Федерации любого количества предметов, которые предусмотрены специальным перечнем. В этот перечень входят: 1) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании такого оружия;
2) стратегически важные сырьевые товары; 3) культурные ценности. Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть и должностное, и частное лицо, гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, иностранец. Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: "ситуативные" и "злостные". "Ситуативный" контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу. "Злостный" контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями. Контрабанда, как правило, складывается из ее подготовки (выбора предмета посягательства, способа преступления, канала перемещения товаров и т.д.) и сокрытия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. На всех ее стадиях остаются типичные следы, прежде всего материальные, на товаре, транспортном средстве, документах, оборудовании и т.п. Возникают и идеальные следы в сознании очевидцев в связи с восприятием ими обстоятельств совершения контрабанды. В содержание криминалистической характеристики входят сведения: 1) о каналах незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; 2) о типичных обстоятельствах обнаружения преступления; 3) о возможных связях контрабандиста или контрабанды с другими преступлениями (например, злоупотреблением своими служебными полномочиями должностным лицом государства, откуда контрабандный товар импортировался или куда он экспортировался). Эти элементы криминалистической характеристики обычно имеют непосредственное отношение к задачам, решаемым в ходе расследования любого уголовного дела о контрабанде. Устанавливая конкретный факт контрабанды, работник отдела дознания или следователь изучает и оценивает следы и собранную по делу информацию. Анализируя полученные данные, он соотносит их с совокупностью элементов криминалистической характеристики контрабанды, оценивает полноту и значимость собранных доказательств. Так, сведения, характеризующие некоторые типы контрабандистов, следы, оставленные ими в конкретных криминальных ситуациях, позволяют уже на первоначальном этапе расследования определить круг лиц, среди которых целесообразно искать преступника, а если контрабандист обнаружен, - правильно выбрать тактику производства следственных действий, решить другие задачи расследования контрабанды.
§ 2. Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования
Задачи, подлежащие разрешению при расследовании дел о контрабанде, совокупность следственных действий и других мер, которые необходимо для этого провести на первоначальном и последующих этапах расследования, а также другие вопросы зависят от следственной ситуации. В качестве исходных обычно выступают следующие типичные ситуации: 1) есть аргументированные данные об уже совершенной контрабанде (признаки последней установлены при прохождении конкретным лицом таможенного или пограничного контроля либо в ходе административного производства по делу о нарушении таможенных правил); 2) имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, однако местонахождение этого субъекта неизвестно либо он находится за границей; 3) есть данные, содержащие признаки контрабанды, однако информация о виновном либо отсутствует, либо ее недостаточно для его отождествления - так называемая бесхозная контрабанда. В каждой следственной ситуации (главным образом на первоначальном этапе расследования) имеется ряд особенностей, обусловленных объектом и характером исходных данных. Первоочередные задачи расследования в первой типичной следственной ситуации таковы: установление неизвестной следствию стадии подготовки контрабанды; изучение, анализ и фиксация всех следов; выяснение мотивов и целей преступления; доказывание вины подозреваемого (обвиняемого); определение меры пресечения. Частные версии вытекают из перечисленных задач и касаются мотивов, целей, возможных соучастников контрабанды и т.д. Для решения названных задач при планировании первоначального этапа расследования определяется: 1. Кто из подозреваемых подлежит задержанию или аресту, в какой последовательности, где, когда и при каких обстоятельствах. 2. У кого из подозреваемых или их близких нужно произвести обыск и что и где искать. 3. Следственный осмотр предметов и документов, изъятых при обысках. 4. Следственный осмотр средств и приспособлений для перемещения и хранения контрабанды. 5. Выемка по месту жительства и работы подозреваемого и других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и необходимые для нее документы. 6. Следственный осмотр документов, использованных для прикрытия контрабанды. 7. Кто должен быть допрошен в качестве свидетелей, когда и в какой очередности, какие факты и обстоятельства подлежат выяснению при допросе каждого из них. 8. Какие обстоятельства и в какой последовательности должны выясняться в ходе первых допросов подозреваемых. 9. Наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценности, подлежащие конфискации. 10. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка. 11. Предъявление свидетелям, в том числе очевидцам, предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемых для опознания. 12. Проведение очных ставок между ними и подозреваемыми. 13. Производство следственных экспериментов, розыскных действий (либо оперативных мероприятий). 14. Назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок. Для этой ситуации возможны случаи, когда некоторые соучастники контрабанды остаются на свободе. Тогда следователю нужно поддерживать тесный контакт с сотрудниками органа дознания, продолжающими розыскную работу, чтобы своевременно использовать в процессе расследования те данные, которые они получат. Основные задачи при расследовании во второй типичной ситуации (когда имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, местонахождение которого неизвестно либо оно находится за границей) предусматривают: сбор необходимых сведений о контрабандисте, его родственных и иных близких связях, возможных соучастниках, установление его точного местонахождения; изучение стадии подготовки к контрабанде, мест хранения ее объектов; выявление свидетелей преступления; осмотр объектов контрабанды, закрепление ее следов как доказательств преступной деятельности скрывающегося контрабандиста; сбор других доказательств вины подозреваемого, выяснение мотивов и целей преступления, характера и размера причиненного ущерба; установление обстоятельств, которые способствовали отъезду подозреваемого с постоянного места жительства за границу, причин и условий, облегчивших совершение контрабанды и возможность скрыться от следствия. В этой ситуации следователю требуется активно использовать оперативно-розыскные возможности органа дознания, а также налаженное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия: а) осмотр места происшествия и объектов контрабанды, иных предметов, могущих стать вещественными доказательствами; б) допрос свидетелей и соучастников; в) обыски по месту постоянного жительства контрабандиста, его родственников и близких ему людей (там могут находиться как доказательства контрабанды, так и сам разыскиваемый), выемка документов; г) назначение криминалистических и иных экспертиз; д) предъявление для опознания предметов и средств контрабанды, фотографий виновного; е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка. Третья типичная следственная ситуация, когда контрабандист неизвестен, наиболее сложна. Особенность данной категории уголовных дел состоит в том, что на первоначальном этапе не всегда ясно, является ли расследуемое событие результатом преступных действий и содержит ли оно состав контрабанды. Главный же вопрос - кто совершил эти действия. При обнаружении "бесхозной" контрабанды выдвигаются версии о круге причастных к ней лиц, месте их нахождения, мотивах и целях, источниках приобретения предметов контрабанды, способах маскировки и перемещения, местах хранения и сбыта, наличии соучастников, связи события контрабанды с другими деликтами. Проверка версий идет по пути выяснения следующих основных вопросов: 1. Что послужило непосредственной причиной, вызвавшей расследуемое событие? 2. Как связана "бесхозная" контрабанда с действиями или бездействием определенных лиц? 3. Кто они? Имеется ли в их действиях состав преступления? 4. Каковы обстоятельства обнаружения контрабанды? 5. Какие события предшествовали этому? 6. Что произошло после обнаружения контрабанды? 7. Где искать материальные следы преступления? 8. Какие субъекты располагают криминалистически значимой информацией о событии контрабанды? По делам о контрабанде, когда с самого начала ясно, что ее причина состоит в умышленных действиях конкретного лица, основные усилия направляются на его установление. В данной ситуации в качестве первоначальных проводятся, как правило, такие следственные действия: осмотр места происшествия; осмотр предметов контрабанды; допрос свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск); выемка соответствующих документов; назначение судебных экспертиз. Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации имеет осмотр места происшествия и предметов контрабанды, поскольку на первоначальном этапе расследования допрос подозреваемого провести невозможно (предметы контрабанды обнаружены, а контрабандист неизвестен). В таком положении нередко только это следственное действие дает возможность установить связь имеющихся на месте осмотра материальных следов с расследуемым событием. Для осмотра места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты-криминалисты и другие сведущие лица в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения. Полученные данные используются для розыска и изобличения преступника. При задержании и осмотре на границе предметов контрабанды проводится осмотр места происшествия, транспортных средств, тайников. Это дает криминалистически значимую информацию не только о материальных следах, но и о составе преступления: каким образом совершена контрабанда, когда, кем, с какой целью, с чьей помощью, какой ущерб причинен, кто мог знать о произошедшем, где были приобретены либо получены предметы контрабанды, когда и как они были сокрыты для незаконного перемещения через границу Российской Федерации. Выясняется, был ли изготовлен в этих целях тайник либо использованы конструктивные особенности конкретного транспортного средства, специфические признаки багажа или груза, проявились ли профессиональные навыки контрабандиста, какие ухищрения им были применены для реализации преступного замысла. Если после совершения контрабанды прошло не много времени, а при осмотре места происшествия и предметов контрабанды удалось получить информацию, достаточную, чтобы определить направление движения преступника, организуется его преследование по горячим следам, осуществляются заградительные и поисковые мероприятия на пути его отхода с места происшествия. Важное значение для раскрытия контрабанды имеют своевременные допросы свидетелей. Значительная их часть по делам данной категории известна из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другую устанавливают в результате оперативно-розыскной деятельности, третью - в ходе первоначальных следственных действий. Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о вероятном преступнике, его индивидуальных признаках, других свидетелях контрабанды. Эта информация должна незамедлительно передаваться органу, разыскивающему контрабандиста. Если все следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, возможные в отсутствие подозреваемого, будут выполнены, а контрабандист останется неустановленным, предварительное расследование подлежит приостановлению. При установлении контрабандиста производятся его задержание, освидетельствование и личный обыск, допрос в качестве подозреваемого и другие процессуальные действия. Тогда рассматриваемая следственная ситуация трансформируется в одну из разновидностей первой. В практике расследования дел о контрабанде встречаются ситуации, сочетающие элементы рассмотренных. Тогда следователь должен учитывать конкретные обстоятельства. После уяснения исходной следственной ситуации успех зависит главным образом от тесного взаимодействия с оперативными подразделениями таможенных и других правоохранительных органов, в том числе и за пределами Российской Федерации.
§ 3. Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом. Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю. Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы Таможенный кодекс РФ возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры - отнюдь не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов - должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица. Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно - уголовное, второе - административное. Уголовное дело вначале расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное - о нарушении таможенных правил - ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил. Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов - с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, - с третьей. Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп - сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу. По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется. Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|