Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности выявления и разоблачения инсценировки 7 глава




Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, - обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия - создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения - агентурно-оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь - инициатор и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами дальнего и ближнего зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ГТК России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались, или куда экспортировались, или через которые шли транзитом.

 

§ 4. Тактика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

 

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела.

Следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов и документов, а также освидетельствование. К участию в следственном осмотре нужно привлекать специалистов соответствующего профиля с учетом предмета и способа сокрытия контрабанды: товароведов, ювелиров, искусствоведов, криминалистов, экономистов, сотрудников таможенных органов, банковских работников, инженеров. При осмотре места происшествия уясняется его общий характер, принимаются меры к обнаружению орудий, документов, средств, с помощью которых совершена контрабанда. Основные объекты поиска при осмотре - материальные следы-отображения контрабандиста: его рук, ног, зубов, а также его выделений: слюна, пот, одорологические следы.

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это ручная кладь и багаж, одежда, обувь и тело физических лиц, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгенотелевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетекторы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следователь не может точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только при участии специалистов из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ в них людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования должен производиться только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемой документации зависят от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабандных товаров, место их приобретения или получения. Если через границу контрабандным путем доставлен автомобиль, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр и изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них таможенной операции, а также степени отражения действительных фактов. Документы осматриваются на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он проводится по месту расследования как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых документы были обнаружены и изъяты.

При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки - фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы установить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждают провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают, фиксируя повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в естественных полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

Обыск в помещениях, салонах транспортных средств производится с целью отыскания и изъятия предметов контрабанды, средств, приспособленных или изготовленных для их хранения и перемещения через границу; предметов и инструментов, использованных для изготовления тайников; упаковочного материала; документации, содержащей характеристики товаров; аудио-, видео- и фотоматериалов, связанных с контрабандой; денег и ценностей, нажитых преступным путем; подлежащего конфискации имущества контрабандистов и др.

По этой категории дел изымаются предметы контрабанды, средства для их сокрытия и тайного перемещения через таможенную границу, имущество, находящееся на таможенных складах, в ломбардах, камерах хранения, скупочных и комиссионных магазинах, у родственников, знакомых контрабандистов и т.д.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей о способах хранения, возможности и приемах незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Он необходим, например, чтобы установить возможность использования тайников, пустот либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, уточнить способ фабрикации поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснить наличие определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.

Экспертизы по уголовным делам о контрабанде представляются совершенно необходимыми. Они позволят установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По таким делам возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, поручают специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Допрос свидетелей. Первыми допрашиваются очевидцы произошедшего, обнаружившие предметы контрабанды, инспекторы таможни, военнослужащие КПП пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе которых находился подозреваемый. У них выясняется, при каких обстоятельствах обнаружена контрабанда, с помощью каких технических средств, как проверялись документы, как вел себя подозреваемый в этот момент, как объяснял наличие обнаруженных объектов контрабанды и т.д.

Лицам, приобретавшим у контрабандистов товар, предлагают рассказать, известны ли им другие покупатели (продавцы), способ ввоза и каналы сбыта подозреваемым контрабандных товаров. Брокеры и другие декларанты могут дать сведения об обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением грузов.

При обнаружении "бесхозной" контрабанды допрашиваются ответственные за отправку и оформление груза, водители автомобильного транспорта, члены экипажей морских и речных судов загранплавания, обслуживающий персонал международных поездов. У них выясняются обстоятельства обнаружения предметов контрабанды, вероятное время их укрытия, лица, имеющие доступ к данному месту, и т.п. Свидетелями могут быть родственники контрабандистов, их сослуживцы, должностные и иные лица, производящие и реализующие товары.

Свидетелям преступной деятельности после их допроса, как правило, предъявляется подозреваемый для опознания, а при невозможности этого опознание производится по фотографии.

По делам данной категории допрос подозреваемого, задержанного с поличным при попытке переместить объекты контрабанды через таможенную границу, проводится безотлагательно. Предмет допроса в этой ситуации определяется обстоятельствами задержания, характером объектов контрабанды, обнаруженных у подозреваемого, их количеством, способом незаконного перемещения, наличием тайников и т.д.

При первом допросе детально устанавливают факт обнаружения предметов контрабанды, источники их приобретения, других участников преступления, каналы сбыта контрабандных товаров, связи подозреваемого с должностными лицами, помогавшими в осуществлении незаконных операций. При допросе подозреваемого нужно уточнить, чем он объясняет наличие у него контрабанды, факт подложности или неправильного заполнения документа и пр. По делам о контрабанде специальных и редких изделий, сложных предметов и устройств на допросы рекомендуется приглашать специалистов. Если преступление совершено организованной группой лиц, допрос руководителя, как правило, проводится после допросов других членов группы.

По делам о контрабанде зачастую требуется проведение розыска преступника. Розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, - важная функция следователя. Она состоит в производстве следственных, розыскных и организационных действий совместно с оперативными подразделениями. Фактическая сторона розыска заключается в проверке данных об уклонении обвиняемого от следствия; в сборе процессуальных и оперативных сведений об обвиняемом и его связях; в объявлении розыска и его поручении соответствующим органам; в планировании розыскных мероприятий и др.

При расследовании дел о контрабанде возникает необходимость розыска имущества обвиняемого, добытого преступным путем, с целью наложить на него арест, а также предметов контрабанды и вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями разыскиваемых объектов. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством обыска.

По делам о контрабанде в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями, а также по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

 

Литература

 

Никитин А.Ю. Знание криминалистики - путь совершенствования приемов и методов в расследовании контрабанды // Труды МГЮА. N 4. С. 206 - 223.

Расследование контрабанды: Практическое пособие. М., 1999.

Рудь Е.М. Способы выявления преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Вопросы квалификации и расследования преступлений в сфере экономики: Сборник научных статей. Саратов, 1999. С. 114 - 120.

 


ТЕМА 10. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

 

Переход к рыночной многоукладной экономике, предполагающей широкое развитие предпринимательства, совершенствование организационных структур предприятий, многообразие форм собственности, связан с активным развитием налогового законодательства, формированием новых налоговых правоотношений. Налоги - обязательный атрибут любого государства. В условиях рыночной экономики они служат одним из основных рычагов государственного регулирования социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. При этом обязателен контроль состояния дел всех субъектов хозяйственной деятельности в плане ведения бухгалтерской и статистической отчетности для целей налогообложения.

Это очень важно, ибо основу доходной части российского бюджета составляют налоговые поступления. Однако приходится констатировать весьма широкое распространение такого вида преступных посягательств, как уклонение организаций и граждан от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления). Причиняемый ими ущерб превышает, по оценке специалистов, тот, что наносят все иные экономические преступления, вместе взятые.

Для налоговых преступлений обстоятельства, подлежащие доказыванию, базируются на обобщенных данных их информационной модели, описывающей типовые признаки и свойства преступного события, способ, механизм и мотивы его совершения, процессы следообразования, типологические качества личности виновных, особенности объектов посягательства, а также устойчивые корреляционные зависимости между ними.

Типовые признаки и свойства налоговых преступлений связаны с искажением значимой информации либо сокрытием тех фактов, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговые органы. Тем самым преследуется цель снизить сумму налога или страхового взноса либо уклониться от их уплаты путем преднамеренного сокрытия от налоговых органов сведений о полученных доходах (сообщение им ложных данных, искажение сведений в налоговой декларации).

Уголовную ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды предусматривают ст. 198 и 199 УК РФ. Цель ст. 198 состоит в охране действующего порядка налогообложения граждан и предупреждении неуплаты налогов, то есть неисполнения одной из основных гражданских обязанностей. Сферой ее действия охватываются все виды экономической, равно как и любой другой доходной деятельности, при осуществлении которой законом предусмотрена обязанность предоставления декларации о доходах.

Согласно тексту статьи предметом посягательства служит только один вид платежей государству - подоходный налог, поскольку ответственность наступает именно и только в связи с непредставлением (искажением) декларации о доходах. Эта статья содержит квалифицирующие признаки: размер неуплаченного налога и специальную повторность.

Статья 199 УК РФ охраняет действующий порядок налогообложения организаций и предупреждает их уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В сферу ее регулирования входят все виды хозяйственной деятельности, приносящие доход, облагаемый соответствующими налогами. Организации - это все указанные в налоговом законодательстве юридические лица - плательщики налогов.

Данная статья устанавливает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов путем включения организацией в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения (имущества, добавленной стоимости, используемых ресурсов и т.д.), совершенное в крупном размере. К субъектам преступления относятся лица, обязанные (в соответствии с законом или учредительными документами) обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов или страховых взносов, а также утверждать документы, представляемые в налоговые органы. Это руководитель организации и главный (старший) бухгалтер, а также лица, фактически выполнявшие их обязанности.

Заведомо искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные о величине доходов, расходов или льгот, учитываемых при исчислении налогов, а также сведения, неверно отражающие фактическое состояние дел. Такая информация считается включенной в бухгалтерские документы, если последние подготовлены и оформлены к представлению в налоговые органы.

Отправляясь от видовых уголовно-правовых понятий налоговых преступлений граждан (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ), рассмотрим обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию.

Место совершения налоговых преступлений. Непосредственным местом может быть помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились искаженные данные о доходах или расходах. Это, например, офис организации, квартира главного (старшего) бухгалтера или директора. Однако следует учитывать, что составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях сокрытия объектов налогообложения само по себе означает лишь приготовление к налоговому преступлению или покушение на него. Законченным составом будет фактическая неуплата налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством. Отсюда место совершения налогового преступления - сложная категория, могущая состоять из нескольких компонентов. Поэтому фактическим местом его совершения следует считать регион (город, район), контролируемый соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России).

Время совершения налоговых преступлений точно определить довольно трудно. Их можно отнести к длящимся деликтам, начинающимся с действий по фальсификации бухгалтерских документов и заканчивающимся неуплатой соответствующего налога или страхового взноса. В зависимости от вида налоговых платежей это время может охватывать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет.

Мотивы совершения налоговых преступлений почти всегда имеют личный, корыстный характер. Это стремление обогатиться, удовлетворить свои амбиции, занять более значимое место в социальной иерархии общества, достичь больших результатов в бизнесе, получив материальную выгоду преступным путем. Однако практика борьбы с этими деликтами выявила случаи их совершения из других побуждений: чтобы своевременно погасить банковский кредит, стабилизировать финансовое положение предприятия, закупить более производительное оборудование, внедрить новые технологии и др. У рядовых исполнителей движущим мотивом может быть стремление любым путем сохранить место работы, продвинуться по служебной лестнице, боязнь мести сообщников и др.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, - это российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16 лет, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговые органы декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, - это в первую очередь руководители предприятий, учреждений, организаций. Указанных субъектов отличает достаточно высокий социальный статус, прочная установка на достижение преступной цели, широкие связи, в том числе в криминальных структурах. Соучастниками могут быть и иные служащие организации, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие иные объекты налогообложения, например собственник (владелец) предприятия, главный (старший) бухгалтер, кассир, товаровед, продавцы.

При совершении налоговых посягательств преступные группы обычно состоят из двух человек: директора и главного (старшего) бухгалтера. Однако нередко в группу входят заместители директора и главного бухгалтера, кассир, кладовщик, товаровед. Почти три четверти налоговых преступников (74%) - мужчины (в основном руководители предприятий, организаций). Женщины обычно занимают бухгалтерские должности. Довольно широк - от 21 года до 65 лет - возрастной диапазон злостных неплательщиков налогов или страховых взносов, средний возраст которых составляет 38 лет. Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем - около 60% имеет высшее образование, а доля ранее судимых составляет 7%.

Группа сплочена тем крепче, чем успешнее реализуется преступная деятельность. Потребности, удовлетворяемые налоговыми преступниками, - это повышение жизненного уровня и социального статуса, решение личных и семейных материальных проблем, стремление расширить предпринимательскую деятельность, инвестировать "сэкономленные" финансовые средства в развитие производства, рекламу товаров, услуг, а иногда и в теневой бизнес.

Непосредственные объекты преступных посягательств. Чаще всего это налог на прибыль организаций - 43% от общего числа налоговых преступлений. За ним следует налог на добавленную стоимость (НДС) - 28,4% и налоги, уплачиваемые в дорожные фонды, - 6,7%.

Следы налогового преступления - последствия или всей криминальной деятельности виновного лица (повышение уровня его материального благосостояния), или отдельных действий (отсутствие документов, товарно-материальных ценностей, фигурировавших в инвентаризационной ведомости). Это могут быть материально фиксированные отображения, а также образы, запечатлевшиеся в сознании людей.

Способы совершения налоговых преступлений. Знание типовых способов позволяет успешно выявлять и расследовать деликты любой сложности. В настоящее время органами ФНС России выявлено более 100 способов преступного уклонения от уплаты налогов. Наиболее опасны те из них, в которых используются маскировка и вуалирование криминальных манипуляций и их следов в целях противодействия своевременному выявлению налоговых преступлений.

Криминальная деятельность налоговых преступников состоит из неправомерных бухгалтерских и (или) хозяйственных операций, проводимых под видом законных в целях неуплаты налогов или страховых взносов. По уровню организации и преступной квалификации виновных лиц выделяются такие ее разновидности:

1. Деятельность дилетантского уровня, когда уклонение от уплаты налогов или взносов осуществляется путем утаивания финансово-хозяйственных операций, например посредством уничтожения учетных документов.

2. Деятельность полупрофессионального уровня, когда в бухгалтерской документации отражается вымышленная финансово-хозяйственная деятельность (вуалирование). В этом случае на предприятии (учреждении, организации) должен работать достаточно опытный главный (старший) бухгалтер, "прячущий" доходы путем подмены первичных бухгалтерских документов сфальсифицированными, осуществления неправильных бухгалтерских проводок, искажения финансовой отчетности, ведения "двойной" бухгалтерии.

3. Деятельность профессионального уровня, когда уклонение от уплаты налогов реализуется одновременно путем утаивания и вуалирования. Особенно опасна ситуация, когда преступление совершается объединенными усилиями нескольких хозяйствующих субъектов, практикуется подкуп должностных лиц налоговых и правоохранительных органов (коррупция), а скрываемые от налогообложения средства "перекачиваются" в теневую экономику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...