Историческая справка о возникновении данной профессиональной специальности
С возникновением нового информационного общества возникло понимание, что основой экономики ближайшего будущего станет творчество. В 1980-е годы появление управленческой идеологии «нового менеджеризма» (в центре которой идеи трех «э» – экономии, энергичности и эффективности) повлияло на изменение роли государственного управленияи определило специфику инновационного управления культурой. Приоритетом становится творческая экономика и творческие индустрии как важнейшая составляющая креативной экономики. В 2000 году в журнале «Business Week» впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а в 2001 году вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика», возвестившая наступление постинформационной эпохи, для которой информация и знания - это ресурс, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество. Творчество и креативность сегодня востребованы в самых разных областях жизни - в промышленности, в бизнесе, в управлении. Краеугольным камнем инновационной экономики и экономики знания сегодня стали творческие, или креативные индустрии (creative industries). Креативные индустрии - это создание, производство и распространение товаров и услуг, основанных на творчестве и интеллектуальном капитале. В начале XXI века набирает популярность новая концепция «креативного класса». Социолог Ричард Флорида, один из ее основателей, называет этих людей Homo creativus, новым общественным классом, который начинает определять рост и процветание целых городов и регионов, когда креативность становится процессом генерирования идей и превращения их в ценности. К креативным индустриям относятся: 1. Реклама 2. Дизайн 3. Архитектура 4. Декоративное искусство и ремесла
5. Мода 6. Кино и индустрия производства фильмов, с учетом видео, DVD, телевизионных фильмов 7. Музыкальная индустрия: звукозапись (не только собственно музыкальная), распространение записей со всеми формами контроля и соблюдения прав, а также различные виды live performance 8. Исполнительские искусства 9. Телевизионная и радио-индустрия, включая кабельное и спутниковое TV; 10. Интернет-индустрия, включая все формы net art и net culture, а также производство сайтов, порталов и иных форматов коллективной и групповой коммуникации; 11. Музеи и организации культуры 12. Изобразительное искусство 13. Литература и издательское дело 14. Культурный туризм 15. Образовательные и игровые индустрии (иногда здесь используется обобщенное название educainment). 16. Инновационные научно-исследовательские проекты в сфере образования(НИОКР)
Понятие «культурная индустрия» ввели представители Франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947). Они резко критиковали процесс массового тиражирования культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе и утверждали, что удешевленная промышленная «распродажа всего и вся» только подорвала всякое уважение к культуре: «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представлению, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным деньгам», теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеологии примешивается недоверие к индустриализированной культуре как к надувательству». Принципиального различия между определениями «культурные индустрии» (cultural industries) и творческие, креативные индустрии (creative industries) нет. Они часто употребляются как синонимичные, но в некоторых исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке. Каноническое определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня в большинство исследователей и специалистов, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году:. «Креативные индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Иными словами, креативные индустрии – это деятельность по производству и эксплуатации интеллектуальной собственности.
Словосочетание «креативные (или творческие) индустрии» не случайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую политику и динамику развития. С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. Совершенно очевидно, что сегодня на наших глазах происходит формирование нового языка управления, когда креативные индустрии становятся составной частью культурной политики стран Европы и России и формируют новые культурные технологии как эффективный инструмент нового поколения управленческих стратегий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|