Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностические методы в спорте




 

Основная ценность любой методики в свете требований спортивной психо­диагностики заключается в возможности адекватно измерять значимые психологические характеристики спортсменов и на этой основе решать основные практические задачи - осуществлять отбор, определять уровень готовности и прогнозировать успешность спортивной деятельно­сти.

В связи с этими задачами далее рассмотрим содержание основных психодиагностических методик, применяемых в спорте.

11.2.1. Методы исследования психических процессов

 

Как известно из курса общей психологии психические процессы - это разнообразные формы субъективного отражения объективной действительности, которым традиционно относят - ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.

Метод исследования ощущения и восприятия. Исследование ощущений в спорте преследует две основные цели: диагностику спортивных способностей и оценку функционального состояния спортсмена. Различные виды спорта предъявляют разные требо­вания к зрительной, кинестетической и другим видам чувстви­тельности, поэтому интериндивидуальные различия в них исполь­зуются для спортивного отбора. Одновременно интраиндивидуальные различия, например, динамика абсолютных и разностных порогов ощущений у одного и того же человека, могут служить ха­рактеристикой функционального состояния (утомления, детренированности, предстартовой лихорадки и т. п.).

Для исследования проприоцептивной чувствительности исполь­зуются кинематометры и динамометры различной конструкции. Процедура измерения аналогична процедуре оценки точности во­сприятия времени. Испытуемый должен воспроизвести угол (на кинематометре) или мышечное усилие (на динамометре), равное заданному.

Методы исследования внимания. При исследовании внимания необходимо учитывать его зависимость от выполняемой деятель­ности, условий среды, функционального состояния спортсмена и его отношения к обследованию и т. п. Поэтому следует прида­вать большое значение жалобам спортсменов на расстройства внимания: трудности сосредоточения, повышенную отвлекаемость, рассеянность и др. Повышенная утомляемость, детренированность, предстартовая лихорадка часто могут дебютировать рас­стройствами внимания.

В психологии разработаны специальные экспериментальные приемы для исследования внимания, преимущественно ориенти­рованные на диагностику отдельных его свойств (объема, кон­центрации, устойчивости и переключаемости).

Объем внимания обычно исследуется тахистоскопическим ме­тодом: исследуемому предъявляются на короткое время (до 1 с) таблицы с расположенными в клетках простыми рисунками (кружками, треугольниками, крестиками и т. п.). Объем внима­ния определяется по максимальному числу рисунков, располо­жение которых правильно зафиксировано на бланке для отве­тов.

Для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания применяются специальные корректурные тесты, пред­ставляющие собой ряды случайно расположенных букв, цифр или фигур (см. образец). Испытуемые выполняют с ними простые умственные операции (подсчет, вычеркивание, кодирова­ние и т. п.). Число ошибок и скорость выполнения операций ис­пользуются для количественной характеристики свойств внимания.

Методы исследования психомоторики спортсмена. Уровень развития психомоторных качеств спортсмена оценивается по показателям быстроты и точности сенсомоторных реакций в условиях предъявления зрительных дискретных и индискретных (движущихся) сигналов. Для этого применяются различные рефлексометры или специальные компьютерные программы. Здесь приводится вариант компьютерной психодиагностики. По этой программе проводятся следующие измерения.

1.1.Простая психическая реакция. Испытуемый должен реагировать на появление обусловленного сигнала (зеленый прямоугольник) на экране монитора синего цвета нажатием на клавишу компьютерной клавиатуры. Необходимо, чтобы интервалы времени между двумя сигналами колебались от 2 до 5 с. и определялись компьютером по таблице случайных чисел.

Простая реакция на «приближение» сигнала (внезапное увеличение размеров прямоугольника зеленого цвета). В этой серии эксперимента моделировались действия испытуемого на приближение постоянно воспринимаемого объекта (например, мяча в играх, кулака соперника в боксе и т.д.).

1-й вариант реакции выбора. Испытуемый должен реагировать на появление прямоугольника синего цвета и не реагировать на появление прямоугольника желтого цвета. В случае ошибок реагирования компьютер доводит число положительных стимулов до необходимого количества (например, 10). Высчитываются те же статистические величины, а также количество ошибок и время ошибочных реакций.

2-й вариант реакции выбора. Испытуемый реагирует на быстрое увеличение прямоугольника зеленого цвета по центру поля восприятия и не реагирует на быстрое увеличение прямоугольника в разные стороны от центра (влево, вправо, вверх, вниз). Этим моделируется внезапное сокращение дистанции по отношению к воспринимаемому объекту (например, движение кулака соперника навстречу).

3-й вариант реакции выбора. Испытуемый реагирует на появление прямоугольников в правой или левой части экрана монитора нажатием на соответствующие клавиши управления курсором “®” или “”. Остальные условия эксперимента – такие же, как и в предыдущей серии.

1-й вариант антиципирующей реакции. На экране монитора появляется, справа или слева, курсор, который пересекает экран с постоянной скоростью за 0,5 с. Испытуемый должен нажатием на клавишу зафиксировать момент пересечения курсором линии, изображенной в центре дисплея. При этом он должен действовать с упреждением, основываясь на механизмах антиципации. Фиксируется константная ошибка антиципируюей реакции. Статистические величины рассчитываются по отношению к этой константной ошибке.

2-й вариант антиципирующей реакции. Курсор на экране монитора движется с постоянным ускорением в последней трети пути. Этот вариант антиципирования более сложный, чем первый.

3-й вариант антиципирующей реакции. Курсор в виде жирной линии является положительным стимулом, а в виде тонкой – ложным (тормозным). Статистические величины рассчитываются по отношению к константной ошибке и к ошибке реагирования на тормозный стимул.

Исследование особенностей вероятностного прогнозирования. В процессе реагирования особую роль играет целевая установка и активное ожидание субъективно наиболее вероятной акции - это существенно влияет на процесс приема и переработки информации. Налицо расхождение между задаваемой извне информативностью действий «противника» (или партнеров) и избирательной настройкой самого спортсмена. Эта последняя в значительной степени определяется особенностями вероятностного прогнозирования, которая может формироваться как на основе предварительной инструкции, так и без вербальной оценки на основе аппарата «интуитивной статистики».

Методика исследования вероятностного прогнозирования при классическом хронометрировании представляет собой следующее: если испытуемому предъявить сигналы с различными вероятностями, то по времени его реагирования можно определить, насколько верно он отразил эти вероятности в своей «субъективной модели» и ожидал ли он именно тот сигнал, который в данный момент был наиболее вероятен. На время реакции влияют степень неожиданности сигнала и степень сложности выбора. При одном и том же числе сигналов оно существенно меняется, в зависимости от степени уверенности испытуемого в том, что один сигнал скорей может быть предъявлен в данный момент, чем все остальные.

Вместе с тем, время реакции не зависит от вероятностей сигналов, когда в силу определенных условий (например, ложная инструкция) субъективная модель вероятностных отношений между отдельными событиями (появление определенных сигналов) не соответствует статической структуре их ряда.

Диагностируется точность предсказания испытуемым появления одного из 20 сигналов, организованных в последовательности 3 типов:

1) равновероятностное предъявление (Р левого на экране монитора и правого сигнала - 0,5);

2) разновероятностное предъявление (Р левого сигнала - 0,75, Р правого сигнала - 0,25);

3) детерминированное предъявление (2 раза подряд предъявляется сигнал слева и 3 раза справа);

4) «рефлексивное» предъявление (место предъявления сигнала изменялось при удачной попытке испытуемого).

Методы исследования памяти. Существует множество специ­альных методов измерения памяти, разработанных в общей и прикладной психологии. Условно они могут быть классифициро­ваны по модальности запоминаемого материала (зрительная память, слуховая, проприорецептивная и т. п.); по видам памяти (произвольная, непроизвольная, долговременная, кратковремен­ная и т. п.); по механизмам (запоминание, сохранение, воспро­изведение, интерференция и т. п.). Исследование памяти имеет важное значение для отбора и диагностики психических состоя­ний спортсменов.

В спортивной психодиагностике большое внимание уделяется исследованиям двигательной памяти, так как именно она во мно­гом определяет скорость формирования двигательных навыков.

Мнемические свойства, необходимые для успешности спортивной деятельности, связаны с двумя видами памяти: дол­говременной и кратковременной (или оперативной). Опыт, на­копленный в процессе тренировок и соревнований, хранится в долговременной памяти. Оперативная память используется в те­кущей деятельности для кратковременного хранения вновь во­спринятой информации или информации, извлеченной из долго­временной памяти. Например, игровые ситуации изменяются ди­намично и их последовательность должна быть быстро оценена и запечатлена спортсменом в памяти на время, необходимое для выполнения оперативного действия (передачи, блокировки или другого ответного действия).

При исследованиях двигательной памяти спортсменам пред­лагают без предварительной тренировки выполнить серию спе­циальных элементарных команд, число которых определяет сложность задания. Продуктивность долговременной памяти оценивается по чис­лу повторений, необходимых для запоминания серий команд фик­сированной длины, а за объем оперативной памяти принимает­ся максимальное число команд, выполняемых испытуемым после одного предъявления.

Методы исследования мышления и интеллекта. Существует большое число психодиагностических тестов для исследования различных сторон мышления.

Особый интерес для спортивной психодиагностики представ­ляет исследование оперативного мышления. Обычно для этого используется «Игра в 5» - усеченный вариант популярной «Иг­ры в 15». Она происходит на поле 2х3, на котором в квадратах расположены 5 фишек с цифрами от 1 до 5 в произвольном по­рядке, а один квадрат свободен. Требуется перевести фишки из начального положения в некоторое заданное (например, в поло­жение, при котором все фишки упорядочены, а правое нижнее поле свободное). Оценивается степень оптимальности оператив­ного мышления и характер используемых стратегий.

А.В.Родионовым (1973) предложен для практики спортивной психодиагностики вариант этой методики, известный как «Игра 3». В этой модели игровое поле состоит из пяти клеток, окрашенных в различные цвета. В качестве условий задачи принимаются исходные положения, зависящие от взаимного расположения трех цветных фишек. Во всех пяти случаях цель аналогична: испытуемый, переставляя фишки «ходом ладьи», должен поставить их на поле своего цвета в верхней части модели. Применение цветных фишек и полей нивелировало различие испытуемых в умении оперировать числами. Оперативное мышление спортсмена опирается на чувственное восприятие обстановки и на выбор адекватного ей решения, поэтому в рассматриваемой методике была создана такая игровая ситуация, для оценки которой достаточно воспринять внешние характеристики объектов (в данном случае цвет фишек и полей). На основе восприятия взаимодействия между положением фишек и положением полей испытуемый оценивает структуру ситуации и принимает решение на преобразование наличной структуры в заданную. При этом механизмы оперативного мышления аналогичны тем, которые имеют место в тактическом мышлении спортсмена.

Исходное положение было выбрано с таким расчетом, чтобы оно давало максимальное число возможных решений, чтобы наиболее короткий путь к решению был завуалирован параллельными (с меньшей степенью оптимальности) путями.

Метод исследования быстроты переработки информации. Достижение высоких спортивных результатов в значительной степени зависит от способности спортсмена перерабатывать информацию.

Для оценки особенностей быстроты восприятия и переработки применяется методика корректурных проб, нашедшая широкое применение в спортивной психологии. Таблица Хартриджа содержит 660 колец диаметром 4-5 мм. с разрывами в различных ориентациях, расположенных в случайном порядке.

Вычисления производятся по формуле:

 

 

358,8 - 2,807 n бит

S = —————— -—,

Т сек

 

где: S - скорость приема информации;

n - число ошибок.

 

Тестирование производится дважды, с интервалом в 5 минут. Сравнение результатов двух серий давало следующие показатели:

1) уменьшение скорости приема информации во второй серии свидетельствовало о снижении интенсивности внимания как проявление недостаточной психической работоспособности;

2) увеличение скорости во второй серии свидетельствовало о длительном периоде «врабатываемости»;

3) среднее значение двух серий давало абсолютную оценку скорости восприятия и переработки зрительной информации.

Тест прогрессивных матриц Ровена относится к не­вербальным тестам. Он состоит из заданий возра­стающей трудности, которые представляют собой набор изображений, организованных по определенному закону (рисунок 6). Испытуемый должен раскрыть закономерность и вставить недо­стающее изображение.

   

Рис.6. Образец матриц Равена

 

11.2.2. Психодиагностические тесты

 

Выше при описании некоторых методик, предназначенных для диагностики мышления и интеллекта, было использованы тесты как средство и способы измерения интеллектуальных способностей.

В литературе представлено огромное раз­нообразие определений понятия психологического теста. «Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально - психологических различий» (Словарь-справочник по психодиагностике, 1989). «Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения» (В.К.Гайда, В.П.Захаров, 1982).

Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых, тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, ап­паратурные методы и др.;

во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта,

в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен удовлетворять каждый тест.

Тесты способностей. Тесты специальных способностей направлены на измерение способ­ностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации.

Принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям:

1) по видам психических функций (моторные, сенсорные),

2) по видам деятельности.

В соответствии с этими группами разрабатываются методы диагностики.

Тесты достижений. Если тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения. В них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени.

Такие тесты выполняют несколько функций:

- выступают как средство оценки знаний,

- выявляют недостатки тренировочного процесса,

- подсказывают направление последующей тренировки,

- обеспечивают мотивацию учащегося, спортсмена, и т.т.

- помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

Стандартизованные самоотчеты. Данная группа методов включает в себя такие типы методов как тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники. Они подчиняется одному методическому принципу: информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

Приведем краткие характеристики этих методов:

1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух-трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо («Боитесь ли Вы темноты?»), либо косвенно («Все люди честны»). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.

С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы иссле­дования личности:

- подход на основе выделения черт или факторов (например, опросник Кеттелла);

- типологический подход (на основе выделения типов, например, тест MMPI);

2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.

3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки по методу Р.Маттезиус.

Согласно методу дифференцированных самооценок функционального состояния по шкале Р.Маттезиус, выделяются три основные характеристики реакции спортсмена на нагрузки: физическое состояние, активность и настроение. В каждой из названных характеристик есть полярные (крайние) оценки, между которыми можно выделить ряд промежуточных. Таким образом, шкала основана на принципе так называемого семантического дифференциала. Сам метод заключается в том, что каждого испытуемого просят соотнести своё состояние с рядом признаков. Степень выраженности каждого признака устанавливается по семибалльной шкале, и результаты самооценок квантифицируются. Для каждой из характеристик (физическое состояние, активность, настроение) выделяется по восемь параметров, состоящих из пар противоположных по смыслу слов (например, «свежий» - «усталый») и расположенных между ними цифр: 3, 2, 1, 0, -1, -2, -3.

Задача испытуемого состоит в том, чтобы в анкете выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние. Так как каждая из характеристик состоит из восьми параметров, то надёжность результатов тестирования сразу возрастает. При расшифровке данные перекодируются в ряд чисел от 1 до 7, причём значение «1» получает наилучшее состояние. Параметры каждого из состояний в анкете смешаны и расположены по разные стороны карты, причём применяются шесть вариантов расположения параметров. Всё это уменьшает возможность преднамеренного искажения результатов тестирования.

После перекодирования определяется сумма баллов для каждой из трёх характеристик, затем для каждой суммы баллов определяются коэффициенты с помощью переводной таблицы, а с помощью другой таблицы этот коэффициент переводится в баллы, причём наилучший показатель какой-либо из характеристик функционального состояния равняется 20 баллам, наихудший - 80. Обе переводные таблицы составлены авторами методики в результате математического анализа полученных с помощью этой методики данных и адаптированы для изучения состояния испытуемых до физической нагрузки и после неё. Таким образом, методический подход предполагает двукратную оценку испытуемыми собственного состояния: перед физической нагрузкой и после неё.

4. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта.

Причины недостоверности самоотчетов:

1) у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;

2) на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в выгодном свете, и отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Для снятия влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;

3) респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;

4) позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить, например: «да, да, да …»;

5) респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).

Проективные методики. Теоретические источники проективного метода - психоанализ, экспериментальные исследования New Look (см. ниже - тесты личности).

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малострук­турированным стимульным материалом носит характер проецирования, т е вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответству­ющих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Классификация проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

- набор слов стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые приходят на ум в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г.Юнга)

- набор неоконченных предложении или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения») Вопрос на который необходимо дать определенное коли­чество ответов («Кто Я?»)

2. Методики интерпретации. Стимульный материал:

- набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, CAT) по предложенным картинкам, ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля), отобрать приятные и неприятные картинки, фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированныи стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретаиии является рисунок, который рисует респондент («Дом, Дерево, Человек». «Автопортрет». «Несуществующее животное»).

Тесты личности.

Тесты личности делятся на тесты действия и ситуационные тесты.

Тесты действия представляют собой процедуры, ориентирующие респондента на выполнение какой-либо задачи. То есть ему дается целевая задача что-то выполнить, но его не просят описать привычный способ поведения (как, например, в опросниках). Цель этих тестов замаскирована, индивид не осознает, какой аспект его действий оценивается. Задачи, предъявляемые испытуемому, структурированы: в этом их принципиальное отличие от задач, используемых в проективных методиках. Большинство тестов воспринимается испытуемым как проверка способностей, при которой он должен стараться дать «правильный» ответ (в отличие от проективных методик, в которых любой ответ «хорош»).

Ситуационные тесты предполагают помещение испытуемого в ситуацию, очень близкую к реальной жизни или имитирующую ее. Например, испытуемому предлагают ряд заданий, вызывающих тревожность, и объективно регистрируют выполнение этих заданий (в тестах на стресс)

 

11.2.3. Психодиагностика личности спортсмена

 

По мере все большего осознания роли психологии в подготов­ке спортсменов возрастает значение экспериментально-психоло­гических исследований личности.

Наиболее популярным многомерным опросником является Миннесотский многофазный личностный перечень (ММРI), разработанный американскими психологами С. Хатуэем и Дж. Мак-Кинли в 50-е годы.

В нашей стране имеется несколько вариантов перевода этого теста. Одна из них — СМИЛ (стандартизированный метод ис­следования личности) получил широкое распространение в спор­тивной практике. В оригинале опросник содержит 566 утверж­дений, по оценкам которых вычисляются значения 13 основных шкал и более чем 200 дополнительных. Основные шка­лы делятся на две группы: оценочные и базисные. Оценочные шкалы предназначены для оценки достоверности результатов об­следования, а базисные - для описания особенностей личности. С их помощью измеряется степень близости испытуемого к од­ному из 10 типов дисгармонического развития личности.

16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), как и ММРI, предназначен для описания широкой сферы личностных проявлений. Шкалы 16-ФЛО представляют собой набор первич­ных личностных черт, выделенных с помощью факторного ана­лиза из большого числа описательных характеристик.

Опросники ММРI и 16-ФЛО обладают высокой практической валидностью, они зарекомендовали себя как надежные инстру­менты для решения различных прикладных задач. Вместе с тем это образцы двух различных. Направлений в исследованиях лич­ности: ММРI является метрическим воплощением типологическо­го подхода, а в 16-ФЛО реализован подход на основе черт личности. Эти различия делают ММРI и 16-ФЛО взаимно незаме­нимыми. Многие исследования требуют одновременного исполь­зования обоих опросников.

Проективные тесты личности отличают три основные особенности: 1) отсут­ствие всяких ограничений на характер выполнения заданий (до­пускается почти неограниченное разнообразие ответов); 2) ней­тральные, безобидные для испытуемого задания (для этого все задания даются в расплывчатой и неопределенной форме); 3) неопределенный, неоднозначный характер тестового материала.

К числу проективных тестов относятся тематический аппер­цептивный тест, тест Роршаха и рисуночно-фрустрационный тест Розенцвейга.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) явля­ется одним из самых популярных. Он был разработан сотрудни­ками Гарвардского университета К.Морганом и И.Г.Мюрреем (1935). В оригинальном варианте ТАТ содержит 30 картин, одна часть которых является репродукциями различных картин и фо­тографий, а другая — нарисована специально по заказу психоло­гов. Кроме того, в тестовый материал включена белая карта, на которой испытуемый может вообразить любую картину. Из этого набора испытуемому последовательно предъявляются 20 карт, из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемых. В спортивном варианте на 10 обязательных картинках изображены сюжеты из спортивной жиз­ни: конфликты в команде, взаимодействие с тренером, соревнова­тельные ситуации и т. п.

При тестировании испытуемому предлагается сочинить историю по каждой из картинок. Так как испытуемый не знает о значении своих рассказов (они представляются ему безобидными, не свя­занными с его проблемами), он меньше контролирует ответы, чем при заполнении опросника.

Существуют различные подходы к анализу и интерпретации рассказов. Выбор схемы интерпретации в значительной мере зависит от теоретических взглядов и опыта экспериментатора. Характеризуя испытуемого по его рассказам, нужно выделить их основного героя, описать его характер и характер среды, в кото­рой он действует. Важно, какую черту характера демонстрирует герой в рассказе испытуемого (энергичность, настойчивость, опыт, профессионализм и т. п.), какова среда (доброжелательная, враж­дебная, нейтральнная и т. п.), легким или трудным является путь героя к цели, какие цели он выбирает, как реагирует на препят­ствия, при каких условиях добивается успеха, как ведет себя при неудачах, адекватно ли его поведение, реалистичен или фанта­стичен жизненный мир рассказов и т. д.

Рисуночно-фрустрационный тест Розенцвейга предназначен для измерения фрустрационной толерантности — способности человека переносить фрустрацию без нарушения пси­хологической адаптации, т. е. способности к адекватной оценке жизненных препятствий, способности находить правильный выход из затруднений. С.Розенцвейг, который является автором рисуночно-фрустрационного теста, ввел фрустрационную толерантность в число личностных характеристик. Исследование ее имеет боль­шое значение для спортивной психологии.

Выполняя тест, испытуемый должен дать вербальные ответы на 24 изображения ситуации фрустрации. Как и во всех проектив­ных тестах, предполагается, что, реагируя на изображение, испы­туемый проявляет присущий ему способ поведения и действий в подлинных, жизненных ситуациях фрустрации.

Реакции на фрустрацию и способы преодоления ее последствий имеют большое значение для прогноза поведения спортсмена, так как они выявляют индивидуальные особенности приспособления к стрессогенным воздействиям.

 

11.2.4. Методы диагностики психических состояний

Для практического удоб­ства такие методы обычно объединяют в две группы: психофизиологические и психологические

Такие методы формально принято обьединять в две группы: психофизиологические и психологические(А.Б.Леонова, 1984)., но исходя из содержания трехмерной функциональной модели основных структурообразующих факторов психического состояния (Сопов В.Ф., 1992) в практике спорта применяется ряд конкретных, и достаточно простых тестов и методик для регистрации параметров психического, энергетического и психомоторного уровней.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...